27 июня. Памятные даты

27 июня. Памятные даты

Сегодня отмечается Всемирный день рыболовства.

Учитывая немалый вклад рыбаков и рыболовства в решении глобальной проблемы нехватки продовольствия, по решению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН) с 1985 года отмечается Всемирный день рыболовства. Решение было принято на Международной конференции по регулированию и развитию рыболовства, которая состоялась в июле 1984 года в Риме. По оценкам специалистов, от 10 до 12 процентов населения мира зависит от рыбного промысла и аквакультуры как источника средств к существованию. Больше всего людей в рыболовной отрасли задействовано в Азии — 84%, в Африке — 10%, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна — 4%; в рыбном хозяйстве других регионов мира занято только 2% населения. Всего в мире насчитывается почти 5 млн. рыболовецких судов. Ежегодно рыбной отраслью мира производится более 150 млн тонн рыбы, общей стоимостью почти на 130 миллиардов долларов. Растет объем морского промышленного рыболовства и рыболовства во внутренних водоемах. Украинские рыбаки отмечают этот праздник вместе с коллегами со всего мира, хотя, существует и украинский День рыбака, который отмечают во второе воскресенье июля. На сегодня почти 30 тыс. украинцев заняты профессиональным промыслом рыбы, переработкой уловов, торговлей рыботоварами; примерно 3 миллиона украинцев — это рыбаки-любители, для многих из которых рыбная ловля является основным вкладом в бюджет семьи. Но отрасль в целом переживает сейчас не лучшие времена — после захвата Россией Крыма Украина потеряла две третьи морского промышленного рыболовства. Если еще недавно наша страна была второй после Турции по вылову рыбы в Черном и Азовском морях, то сейчас она не входит даже в пятерку стран, ведущих там промысел. К тому же утерян и почти весь океанический рыболовный флот. Учитывая ассортимент и цены, рыба становится для украинцев деликатесом, ее потребление неуклонно уменьшается. 80% рыбы на украинском рынке — импортного происхождения.

События дня:

27-28 июня 1663 года в Нежине состоялась общая казацкая рада — так называемая Черная рада, на которой Ивана Брюховецкого избрали гетманом Левобережной Украины. После смерти Богдана Хмельницкого созданная им Украинская казацкая держава начала слабеть. Подрывали ее внутренние распри, вмешательство соседей. Сначала гетманом стал генеральный военный писарь Иван Выговский (вынужден вскоре уйти в Польшу), а осенью 1659-го гетманом избрали Юрия Хмельницкого. Да и ему не удалось остановить разруху. После отречения Юрия Хмельницкого булава досталась зятю Богдана, переяславскому полковнику Павлу Тетере. Впрочем, левобережное казачество тоже не восприняло его пропольской ориентации. Наказным (временным) гетманом на левобережье был шурин Богдана Хмельницкого Яким Сомко, прилуцкий полковник. В борьбе за гетманскую власть Сомко противостоял Иван Брюховецкий, ставленник Запорожья, промосковский политик. 27-28 июня 1663-го под Нежином на Черной (большой, с участием казацкой «черни») раде Брюховецкий и стал гетманом. Так в Украине появились два гетмана: в Правобережной — Тетеря, в Левобережной — Брюховецкий. Соответственно осуществлялось и территориальное деление государства. Это впоследствии привело к тому, что левобережье попало под власть России, а правобережье — Польши. Хотя гетманы на обоих берегах Днепра и стремились к самостоятельности и независимости… События тех времен талантливо воссоздал в своем романе «Черная рада. Хроника 1663 года» Пантелеймон Кулиш.

27 июня 1964 года в Вашингтоне в районе площади Дюпон-Серкл был открыт памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко. На торжествах присутствовал экс-президент США Дуайт Эйзенхауэр, который выступил с приветственной речью. На памятнике высечены следующие слова: «Этот монумент Тарасу Шевченко, украинскому поэту XIX века и борцу за независимость Украины и за свободу всего человечества, который под иностранной российской империалистической тиранией и колониальным правлением обращался к Вашингтону с его «новым и праведным законом», было открыто 27 июня 1964 года …» Примечательно, что Советский Союз был против строительства этого памятника, и открыли его только благодаря немалым усилиям украинской диаспоры за рубежом.

Юбилеи дня:

146 лет со дня рождения Пола Лоуренса Данбара (1872-1906), американского писателя. Первый афроамериканский писатель, получивший общеамериканское признание. Родился в семье рабов, воспитывался в крайней нищете, довольно рано обнаружил незаурядный поэтический талант. Мечтал стать юристом, но вынужден был работать лифтером в универсальном магазине; на собственные средства издал поэтический сборник «Дуб и плющ», который был весьма одобрительно воспринят критикой. Впоследствии писателю удалось осуществить успешное путешествие в Англию, после возвращения работал в Библиотеке конгресса в Вашингтоне. Болел туберкулезом, бедствовал, но не переставал писать, выдавая сборники стихов, новелл, романов, эссе. Его лучшие стихи, написанные на диалекте, отличаются мягким юмором, лиризмом, теплотой в изображении человеческих чувств и картин южной природы (недаром его называли «негритянским Робертом Бернсом»). Менее оригинальным является Данбар-прозаик, но и среди его немалого прозаического наследия можно найти несколько замечательных новелл.

В этот день родился Кшиштоф Кесьлёвский (1941-1996), известный польский кинорежиссер. Еще одно яркое польское имя в мировом кинематографе рядом с Поланским, Вайдой, Занусси, Кавалеровичем и Анджеем Жулавским. Самой известной работой художника является кинотрилогия «Три цвета» ( «Синий», главная премия на МКФ в Венеции, «Белый», премия на МКФ в Берлине, «Красный»). Кроме того, снял фильмы «Двойная жизнь Вероники», «Короткий фильм о любви», «Короткий фильм об убийстве» (1988г., Оба вошли в телесериале «Декалог») и др. Начинал как документалист. Кесьлёвский — выпускник знаменитой киношколы в Лодзи, куда он поступал трижды. Между попытками работал костюмером в театре, учился на преподавательских курсах по изобразительному искусству и даже в пожарном училище. Что касается последнего, там он окончательно понял, что горн, режим, приказы и железная дисциплина не для него. Он — жесткий индивидуалист: «Ем когда хочу, а не когда приказывают, делаю то, что хочу». И еще один весомый аргумент: «Я привык думать сам и не хочу, чтобы за меня это делал кто-то другой, хотя, наверное, это и достаточно удобно…». Кроме того, юноше приходилось всячески увиливать от службы в армии. Что он только не делал, чтобы не стать солдатом! И похудел на 25 кило (при росте метр восемьдесят весил 55 кг), и притворялся дурачком. Его спас диагноз, поставленный варшавскими медиками: “шизофрения”. После этого его наконец приняли в киношколу в Лодзи. Обо всем этом и о многом другом можно прочитать в воспоминаниях Кесьлёвского «О себе» (цикл интереснейших монологов, записанных англичанкой Данутой Сток). Последние свои фильмы режиссер снимал в тесном сотрудничестве с французами, у него охотно снимались французские звезды: Жюльет Бинош, Жан-Луи Трентиньян, Ирен Жакоб. Но Кесьлёвский всегда возвращался на родину: «Моя любовь к Польше напоминает любовь в многолетнем браке — муж и жена все друг о друге знают, немного надоели друг другу, но когда кто-то один из них умирает, через месяц умирает и другой. Откровенно говоря, я не могу представить свою жизнь без Польши. Мне трудно на Западе, несмотря на замечательные местные условия … Я не чувствую себя гражданином мира. Я везде поляк».

Годовщина смерти:

124 года со дня смерти Федора Артемьевича Терещенко (1832-1894), украинского предпринимателя и мецената. Младший брат Николая Терещенко. Родился в Глухове (теперь Сумская обл.), где неоднократно занимал высокие общественные должности (мирового судьи, бургомистра городского магистрата и т.п.), опекал основанные семьей Терещенко в городе заведения. Переселившись в Москву, также занимался широкой благотворительной деятельностью, входил в советы и возглавлял многочисленные московские благотворительные комитеты. В 1875 переехал в Киев, где сразу был избран гласным городской думы. Финансировал многочисленные благотворительные мероприятия, проводимые в городе, в частности строительство и содержание Рубежовской колонии (для обучения ремеслам малолетних преступников), ночлежного и родильного домов (Нижний Вал) и др. В своем доме (ул. Терещенковская, 9) устроил картинную галерею, которую могли посещать жители города. Его интересовали преимущественно произведения передвижников, он покупал картины на аукционах, конкурируя в этом деле с Третьяковым. У Терещенка часто гостили выдающиеся художники, в частности Репин, Шишкин, Крамской. Собранные им произведения составили основу киевского Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. За два дня до смерти Терещенко пожертвовал 25 тысяч рублей на строительство Городского музея (ныне Национальный художественный музей).

В этот день, год назад, не стало Сергея Якутовича (1952-2017), украинского художника, графика, иллюстратора книг. Происходил из семьи известных украинских художников — Георгия Якутовича и Оксаны Павловской. Детство Сергея прошло в родительской мастерской. Уже с 14 лет юноша профессионально занимался искусством. С 1976 года художник активно сотрудничал с украинскими издательствами. До времен Независимости он иллюстрирует чуть ли не всю классику мировой и отечественной литературы — всего в активе мастера 160 изданий. Кроме того, Якутович выпустил уникальную графическую серию из портретов всех украинских гетманов. Достаточно заметные работы художника и в кино. Он был главным художником фильмов «Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко, телефильмов «Когда мы были казаками», «Потерянный рай», «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Поводырь» Олеся Санина.

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version