В Киеве и теперь проезд в соотношении с зарплатой самый дешевый в Европе

В Киеве и теперь проезд в соотношении с зарплатой самый дешевый в Европе

На 4-й день после подорожания проезда в Киеве, по Сети все еще разгоняют #зраду. Но! Такое подорожание уже было, и небо тогда на землю не упало

14 июля стоимость проезда в городском транспорте столицы выросла вдвое. Теперь разовая поездка на автобусе, трамвае, троллейбусе, фуникулере или в метро стоит 8 гривень. В городской власти нынешний рост называют компромиссным и меньшим, чем необходимо. “Сейчас экономически обоснованный тариф, учитывающий все расходы, в метро составляет 8,27 грн, в наземном транспорте – 8,77 грн на перевозку одного пассажира”, – убеждает заместитель председателя КГГА Дмитрий Давтян.

Впрочем, не все киевляне согласны с аргументами господина Давтяна, и возмущенные комментарии в соцсетях, причем от людей разных, известных в том числе, это подтверждают: “Купил талончик в троллейбусе за 8 гривень. Ну что ж, не зря мы стояли на Майдане"… С "улучшением" жизни нас, дамы и господа!” – экс-нардеп Олесь Доний; “Похоже, киевская власть не планирует переизбираться следующей осенью”, – пишет киевлянка Наталия Гейчук; “Все по 8 гривень: проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро. Все. Кроме доллара”, – экономист Юрий Гаврилечко; “Тарифы на проезд так и шепчут: сваливай, сваливай из этой страны”, – журналистка Ярослава Кравченко; “С такими новыми тарифами на проезд в общественном транспорте поездки на работу становятся экономически необоснованными” – журналист Юрий Медуница; “Чтобы все было как в Европе? Ну вот. Мы уже на полпути. Сначала цены сделаем европейские, потом будем думать, что делать с экономикой. Или не будем? Или не можем? Или уже поздно? Главное не сомневаться в своей правоте! Сначала делать, потом думать! И никаких сомнений. И все сделали правильно, только выбрали не тех. Глупость человеческая безгранична”, – бизнесмен Александр Меламуд.

Понятно, что очередное подорожание всегда болезненно бьет по карману, особенно тех, для кого каждая копейка на счету, распределяется, чтобы дотянуть до зарплаты. Но неужели все так плохо на самом деле?

Укринформ решил проверить соотношение средней зарплаты к стоимости общественного транспорта у наших европейских соседей, а также на примере метро напомнить, как менялся тариф на проезд в подземке в течение 27 лет Независимости и как реагировали киевляне на подорожание — насколько ли остро, как вот сейчас?

От 15 копеек до 8 гривень: как менялась стоимость проезда общественным транспортом в Киеве

Мало кто помнит, но в 1991 проезд в метро стоил… 15 копеек, а до этого – вообще пятачок. Но не будем вдаваться в ностальгию по “светлому прошлому”, а лишь приведем сухие цифры, как за 27 лет менялся тариф на проезд в той же подземке:

1991 год – 15 копеек

1992 год – 30-50 копеек

1993 год – 5-100 купоно-карбованцев (в 1993-96 гг. инфляция ела купоно-карбованцы не по дням, а по часам — ред.)

1994 год – 200-1500 купоно-карбованцев

1995 год – 7-10 тыс. купоно-карбованцев

1996 год – 20 тыс. купоно-карбованцев

Новая эра началась после перехода страны на собственную валюту – гривню. С того времени проезд в метро менялся восемь раз:

1996 год — 20-30 копеек

2000 год – 50 копеек

2008 год – 2 гривни

2009 год – 1,7 гривень

2010 год – 2 гривни

2015 год – 4 гривни

2017 год – 5 гривень

2018 год – 8 гривень

Страсти закипели в 2008-2010 годах, когда тарифная политика по принципу качелей клонилась то в одну, то в другую сторону. Во времена знаменитого мэра Леонида Черновецкого (в народе — “Леня-космос”) стоимость проезда взлетела сразу вчетверо. Но тогда в дело вмешался Антимонопольный комитет, и столичным властям пришлось снизить тариф до 1,7 грн.


Какая власть, такие и деньги… "С учетом того, что стоимость проезда в столичном общественном транспорте весьма неудобна — 1,70 грн., было бы рационально создать купюры соответствующего номинала", – писали тогда киевляне.

Впрочем, новый мэр Александр Попов в сентябре 2010 года вновь вернул тариф к 2 гривням. И так было целых пять лет. На внеочередных выборах Киевского городского председателя летом 2014 года с результатом 56,7% голосов побеждает Виталий Кличко. В феврале 2015 года вдвое повышается цена жетона (так же, как сейчас – вдвое) – до 4 гривен. Тогда, в феврале 2015 года, собственно, как и сейчас, украинский сегмент соцсети Фейсбук «взорвался» возмущенными комментариями: “На основании чего поднимается цена на 100%? Кто проводил аудит расходов? Я считаю, что нас, киевлян, опять лохами делают”, – писала Евгения Войтенко, “Для страны, где заработная плата 2000 гривен, цена за проезд 4 гривни – это очень высоко. А учитывая, что таких поездок 4-5 за день – имеем 20 грн, а если умножить на 30 дней – целых 600. А дальше – элементарная математика 2000 минус 600 = 1400 гривень на жизнь… Таки “переможенька”!!!” – иронизировал некий пользователь под псевдонимом Марк Онери. Киевская “Свобода” пикетировала КГГА, требуя от мэра Кличко экономически обосновать повышение вдвое цены на проезд в метро: “Городской председатель, не проведя публичного обсуждения с киевлянами, не обнародуя никаких расчетов, просто поставил жителей перед фактом, что теперь они будут платить 4 гривни за проезд в самом популярном общественном транспорте – метрополитене».

В конце концов, киевляне пописали еще немного гневных постов в Фейсбуке и забыли, преспокойно “съев” подорожание проезда: через полгода после этого – в октябре 2015-го – на очередных выборах Виталий Кличко набрал 66,49% голосов (даже больше, чем в 2014-м).


Мэр Киева Виталий Кличко трижды повышал цены на проезд в подземке – сначала до 4, потом до 5, а теперь до 8 гривен за разовую поездку

Второе «при Кличко» повышение цены на проезд в подземке: с 4 до 5 гривень – киевляне получили в июне 2017 года. Третье – в середине июля 2018-го…

Впрочем, пока трудно сказать, как это ударит по рейтингу действующего мэра. Ждем свежую социологию. Учитывая, что следующие выборы мэра Киева состоятся аж через 2 года – в 2020-м – кажется, шум вокруг июльского подорожания проезда утихнет – сценарий 2015 года снова повторится: люди смирятся и забудут.

Впрочем, мы все же решили выяснить: 8 гривень за проезд это много или мало? – сравнив цены на проезд в Киеве и у наших ближайших соседей.

Стоимость разового проезда в европейских столицах

Справедливо сравнивать среднюю зарплату и стоимость разового проезда в общественном транспорте или сколько человек может купить на месяц билетов/жетонов. Мы решили пойти первым путем. Начнем, собственно, с Киева. По данным Госстата, средняя заработная плата в столице колеблется в пределах 10-13 тысяч гривень. Разовая стоимость проезда – 8 грн или в среднем 32 в день, или 960 грн в месяц (дом-работа / работа-дом наземным транспортом (автобусе / троллейбусе / трамвае / городской электричке) + метро). Теперь сравним все это с средней зарплатой и ценами на проезд в общественном транспорте в Варшаве, Будапеште, Париже и Минске (информация о соотношении средней зарплаты к стоимости общественного транспорта у наших европейских соседей мы отыскали на сайте numbeo.com). Все валюты – переведены по действующему курсу в гривню.

Варшава (Польша). Средняя зарплата – 23 тысячи гривень. Разовая стоимость проезда – 24 гривни (почти $1) или 96 в день (в обе стороны наземным транспортом + метро). По сравнению с Варшавой, зарплата в Киеве вдвое ниже, но проезд в польской столице втрое выше.

Будапешт (Венгрия). Средняя зарплата – 18 тысяч гривень. Разовый проезд — 33 гривни или 132 в день в обе стороны на обоих видах транспорта. Если сравнивать Будапешт и Киев, то зарплата там в 1,5 раза выше, но проезд у нас даже после 14 июля в 4 раза дешевле. А был – в 8…

Париж (Франция). Средняя зарплата – 71 тысяча гривень. Разовый проезд – 58 гривень. Опять же, как и в двух первых случаях, средняя зарплата в Париже выше, чем в Киеве (в 5,5 раз), но проезд там в 7 раз дороже.

Минск (Беларусь). Этот пример мы не просто так оставили, как говорится, на десерт. И вот почему: средняя зарплата и разовый проезд в городском транспорте Минска почти точь-в-точь такой же, как у нас, в Киеве после 14 июля: 10-13 тысяч и 7,9 грн соответственно. В день среднестатистический минчанин тратит 31,6 гривни за проезд в обе стороны на обоих видах транспорта (наземный + метро), а киевлянин – 8 грн за одну поездку или 32 в день.

А как насчет “безлимитки” на проезд?

Все знают о сути проездного абонемента на месяц — это предоплата. Если совсем коротко, то местные жители за счет “проездного” кредитуют общественный транспорт на месяц/квартал/год вперед, а за это им дается скидка (чтобы мотивировать покупать проездные и тем самым кредитовать транспорт). Не перечисляя снова все четыре примера, возьмем для сравнения с Киевом Будапешт. Так вот, в Киеве проездной билет без ограничения числа поездок на автобус-троллейбус-трамвай-метро (то есть, сразу на 4 вида транспорта) стоит 1300 гривень, а в Будапеште на 200 дешевле – 1100 гривень. Используя “проездной” 4 раза в день в течение месяца киевляне сэкономят – 0%. Еще и переплатят 340 гривень (заплатив 1300 за безлимитный проездной, а не 960 за разовые поездки – 32 гривни в день). Зато, житель Будапешта с такой картой сэкономит 2860 гривен (заплатив 1100, а не 3960).

А если использовать “безлимитку” 5 раз в день в течение месяца? Опять же, в нашем случае это – 0% экономии с переплатой 100 гривень (заплатив 1300, а не 1200). А для жителя Будапешта – 3860 гривень экономии (заплатив 1100 вместо 4960).

Справедливости ради отметим, что существуют и другие виды безлимитных проездных, подешевле – одновременно на 2-3 вида транспорта типа автобус/троллейбус/трамвай-городская электричка-метро – 1070 грн или автобус/троллейбус/трамвай/городская электричка — метро – 860. Но (!) эти проездные привязывают пассажиров к определенному виду общественного транспорта, ограничивая их право проезда в других. По собственному опыту скажу, что не всегда пользуюсь одним и тем же транспортом: сегодня – это трамвай-метро, а завтра – автобус-метро. То есть, от проездного на 2 вида транспорта таким пассажирам, как я – никакой выгоды. Но киевляне и жители пригородных районов столицы (и таких, наверное, подавляющее большинство), которые ежедневно ездят на работу/с работы на городской электричке-метро/метро-городская электричка – будут иметь от такого проездного, хоть и не большое, но преимущество: сэкономят свой бюджет на 100 гривен и более.

Подведем итог: повсеместной #зрады с одноразовым проездом в общественном транспорте, которую несколько последних дней активно разгоняют в соцсетях, нет, и мы это доказали. Возможно, есть только локальная "зрадонька" вокруг безлимитных проездных. Но в чем проблема? Давайте требовать разнообразия комбинации “безлимиток”, чтобы на все случаи жизни, и чтобы учитывалось то, как часто и чем конкретно пользуется пассажир. Собственно, за это и стоит бороться.

Мирослав Лискович, Киев

Первое фото: Сергей Нужненко / Радио Свобода

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version