Праздник Крещения Руси-Украины как день благодарения за приобщение к Византийской цивилизации

Скоро все мы, верующие различных христианских конфессий и неверующие, будем отмечать 1030-летие Крещения Руси-Украины. Значение этого события для Украины сложно переоценить.

Принятие христианства дало возможность примкнуть к высокой византийской культуре, укрепить центральную власть киевского князя, стать одним из мощнейших государств Европы, активизировать политические, экономические, военные, культурные связи с ними. Это способствовало бурному развитию торговли, каменного строительства, связало Киевскую Русь с достижениями европейской и мировой культуры: открывались новые школы и монастыри, распространялись знания, письменность. Мы восприняли основы юриспруденции и  дипломатии. Христианство повлияло на мораль и культуру, способствовало их гуманизации, выступало против невольничества, учило милосердию, уважению и любви к ближнему.

Все это мы получили от Византии  благодаря принятию христианства. Языческая Русь была для них страной варваров, а после Крещения стала неотъемлемой частью единого православного мира, на который распространялась милость Константинополя. Так, римляне восхищались уровнем жизни греков, но в погоне за материальным благополучием не понимали глубоких духовных истоков их культуры. Завидуя тому, что не способны использовать или повторить передовой опыт, они только разрушали. Мы же показали, что достойны, и получили право приобщиться к достижениям более развитой цивилизации.

Именно грекам и Владимиру Крестителю, который смог оценить и воспринять недоступную римлянам красоту Византии, мы обязаны нашим европейским настоящим. Мы должны быть благодарны им и беречь единство православного мира. Долг каждого патриота – поклониться Константинопольскому патриарху Николаю II Хрисовергу, а также императорам Василию II и Константину VIII Багрянородным, которые так щедро одарили Русь-Украину в лице князя Владимира Святославовича достижениями византийской цивилизации. Для этого мы и отмечаем день Крещения Руси.

Спустя 1030 лет после судьбоносного события в Херсонесе, единение с источником нашей культуры возможно и сегодня благодаря Украинской Православной Церкви. Вселенский патриархат заботливо посылал образованнейших греческих митрополитов на нашу землю, хотя ранее даже Крым и Кавказ были для византийцев местом ссылки. Со временем Киевских митрополитов стали избирать из украинцев. Затем иерархическая связь с Константинополем стала осуществляться через иерархов наиболее близкого нам административного центра – возвысившейся Москвы. Так продолжается и теперь.

Поэтому почтить византийских отцов-основателей украинского православия и единой государственности следует именно с Украинской Православной Церковью. Не ради Москвы, а ради всеправославного единства и конечного адресата славословий – греков. Праздновать отдельно от них, воспевать разделения, фокусироваться на узконациональном – оскорбление памяти князя Владимира и роли Вселенского патриархата. Хотя бы раз в году можно проявить благодарность какому-то другому народу. И кому как не грекам.

Если говорить о существующих разделениях и единой поместной церкви, даже если Фанар откажет нам в автокефалии и создаст лишь экзархат, если мы будем получать миро из Константинополя – может быть, это и к лучшему. Даже лучше, чем автокефалия. К самостоятельности нужно быть готовыми. И, наверное, как младенцу некоторое время необходимо молоко матери, нам еще нужна подпитка византийской духовностью.

На момент передачи Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году Константинополь как первый престол вполне осознавал себя таковым. Несмотря на свое тяжелое положение под властью Османской империи, у патриарха Дионисия оставалось убеждение в своей вселенской ответственности. Поэтому ему не было необходимости лично управлять множеством православных митрополий. Он не видел конкурентов, с которыми надо было бы бороться за территории (быть может, только за исключением принявшего латинскую ересь Рима). Разумнее было группировать митрополии под властью помощников, выстраивать иерархическую административную структуру. То, что сейчас говорят об украинской церкви как объекте споров между Вселенским патриархатом и РПЦ – свидетельствует лишь об ослаблении Константинополя. Украина была, есть и будет в единстве с ним как Вселенским престолом. Все, что нужно для того, чтобы и сам Фанар и Москва почувствовали Украину принадлежащей Константинополю – это восстановить авторитет Вселенского патриарха, доверие к нему в православном мире.

Автор — Павел Гнатюк

Exit mobile version