Украина без аналогового телевидения: что это значит и кому волноваться?

Украина без аналогового телевидения: что это значит и кому волноваться?

О полном переходе на "цифру" речь пока не идет — некоторые каналы и дальше можно будет "поймать" антенной. Но и 350 грн за качественные звук и картинку — не так и много

Аналоговое телевидение в Украине доживает последние дни. Его трансляция прекращается с первого августа в Киеве и Кировоградской области (включая областной центр, город Кропивницкий), а с 1 сентября – и по всей территории Украины. Этот шаг в определенной степени исторический, ведь аналоговый сигнал использовался с первой половины XX века, от момента изобретения и внедрения телевидения. Впрочем, в 90-х годах было изобретено цифровое ТВ, которое постепенно вытесняло аналоговое с телевизионного рынка.

Проще говоря, аналоговый сигнал телевидения – это тот, который “ловится” комнатными и внешними антеннами. А цифровой, то есть закодирован, требует специального “тюнера” – устройства, которое сигнал раскодирует и “отправляет” на экран. Для того, чтобы телевизор смог принимать “цифровой” сигнал, к нему необходимо приобрести тюнер. Он продается в обычных магазинах электроники, в интернет-магазинах или торговых центрах и стоит 350-500 грн. Установить и настроить тюнер можно самостоятельно, ведь обычно в комплекте к нему есть инструкция.

А вот “цифровой” сигнал, как и аналоговый, останется бесплатным. Транслировать его будет компания “Зеонбуд”, которая в Украине имеет фактически монополию на цифровое телевидение. Кто фактический владелец компании – неизвестно, ведь конечными бенефициарами акций выступают компании Кипра и Великобритании. Еще в 2015 году шли разговоры о национализации “Зеонбуда”, но до конкретики дело не дошло.

Переход с аналогового телевидения на спутниковое никаким образом не коснется владельцев кабельного и спутникового телевидения. Однако и людям, которые смотрели аналоговое, а значит, теперь нуждаются в ТВ-тюнере, можно не волноваться. За них развернется настоящая борьба между дистрибьюторами телевизионного оборудования, ведь для таких компаний переход на “цифру” – многомиллионные прибыли. Поэтому, с большой вероятностью, сотрудники компаний предоставят тем, кому необходим тюнер, весь спектр услуг: позвонят, предложат, придут, все подключат и все объяснят.

Вместе с тем, отказ от аналогового телевидения и переход на цифровое, сколько об этом ни предупреждали, все равно стали для нас всех неожиданностью, а поэтому без ответа остаются несколько важных вопросов: зачем вообще переходить на “цифру”? Правда ли, что  с 1 сентября ни одного канала нельзя будет “поймать” через антенну? Оплатит ли государство пенсионерам телевизионный тюнер? И наконец, как теперь можно посмотреть украинское телевидение на оккупированных территориях Крыма, Донецкой и Луганской областей?

Переходим на “цифру”, чтобы европейским мобильным операторам не мешать

Цифровое телевидение имеет достаточно весомые преимущества над аналоговым – от качества сигнала до функций, полезных телезрителям:

Впрочем, переход на цифровое телевидение нужен не только из-за того, что аналоговое свое отжило. Известно, что аналоговый сигнал, так же, как и другие, передается на определенной частоте. Эксперт по телекоммуникациям Роман Химич объясняет, что частоты, которые раньше были отведены под аналоговый сигнал телевидения, теперь используются операторами мобильной связи. Поэтому, чтобы не создавать проблем как украинским телезрителям, так и европейским операторам, и необходимо переходить на “цифру”.

Между прочим, европейские страны за последний десяток лет почти полностью отказались от аналогового телевидения. Тренд перехода на “цифру” был основан Люксембургом и Нидерландами в 2006 году, и до 2013-го это сделали большинство стран Европы. В 2015 году от аналогового ТВ отказалась Беларусь, в 2016 – Китай, Бразилия и Мексика. С 2019 года прекратить трансляцию аналогового сигнала планирует и Россия.

Вместе с тем, уже точно известно, что процесс перехода с аналогового телевидения на цифровое не завершится 1 сентября. Укринформ обратился за комментарием к члену Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Валентину Ковалю, который объяснил, какие каналы можно будет “поймать” антенной, а которых переход на “цифру” не коснется.


Валентин Коваль

“Скорее всего, в аналоговом формате по крайней мере до конца календарного года останутся даже не один или два канала, а гораздо больше. Во-первых, не планируем отключать общественное телевидение (речь про UA: Первый и его региональные варианты. – Авт.). Во-вторых, будут продолжать вещание локальные каналы, которые имеют аналоговую лицензию, но не имеют цифровой (в частности, канал 2+2. – Авт.). В-третьих, переход с аналогового телевидения не коснется каналов, которые вещают вдоль границы с Россией и на границе с временно оккупированными территориями Донбасса и Крыма. То есть, перечень каналов, которые не отключатся с 1 сентября достаточно длинный”, – пояснил Валентин Коваль.

“Пострадает” ли кто-нибудь от реформы телевидения?

В СМИ в последние дни приводились разные данные о людях, для которых аналоговое телевидение – единственный источник информации: 5 млн украинцев, 15-17% всех телезрителей и т.п. Цифру в 2-2,5 млн домохозяйств, получающих телевизионный сигнал из аналогового эфира, называют в экспертной среде, в частности, агентство Big Data. Ее руководитель Сергей Бойко предполагает, что эти 2-2,5 миллионов – это преимущественно жители небольших городов, поселков и сел.

В то же время Валентин Коваль объясняет, что эти 5 млн людей нельзя выделить в социальную группу: “это могут быть люди, которые вполне способны приобрести тюнер, но они никогда раньше не нуждались в развитых телевизионных услуг. Человек может жить в Киеве на Печерске, но смотреть маленький “жужик”, который стоит в кухне на холодильнике – и такие люди тоже относятся к тем, смотрит аналоговое телевидение. Конечно, большая часть из этих 5 млн – люди, которые живут в очень удаленных населенных пунктах. Но есть и те, кто просто не требует серьезного телевизионного сервиса и доволен ограниченным кругом каналов”.

А насчет льгот на цифровые тюнеры малообеспеченным категориям населения, похоже, Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания договориться с властью не получилось. Валентин Коваль пояснил, что в бюджете на 2018 год такие льготы не предусмотрены. “Но мы обращались как к местным органам самоуправления, так и к центральной власти, чтобы они, если будет возможность в этом году, а если нет, то хотя бы на следующий год, закладывали определенные социальные программы для обеспечения тюнерами тех же пенсионеров”, – объяснил член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Но не все так плохо: учитывая, что скоро выборы, а “ящик” – едва ли не основной канал агитации, можно спрогнозировать, что деньги появятся.

Что же касается оккупированных и прифронтовых территорий, то отказываться от аналогового телевидения не то, что нелогично, но и опасно. Хорошо, что это понимают и в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания. “Эфирное телевидение в основном распространялось с донецкой и луганской телевизионных вышек, но поскольку ту территорию Украина не контролирует, мы там никаких изменений и не сможем провести. Но Донецкая и Луганская области – большие, поэтому вышки, ведущие телевизионное вещание, есть не только в Донецке и Луганске. Вышки, расположенные на подконтрольной Украине территории, наверное, продолжат транслировать аналоговый сигнал – ведь мы понимаем, что как на прифронтовых территориях, так и на оккупированных, куда “доходит” сигнал, украинскую точку зрения нужно транслировать всеми возможными способами”, – уверяет Валентин Коваль.

Итак, замена аналогового телевидения цифровым, судя по всему, не несет для зрителя больших проблем. Если вовремя установить все необходимое оборудование, то есть заменить антенну на тюнер, то новые потребители цифрового телевидения и не почувствуют, как аналоговое стало историей. Тюнер за 350 гривень? Это же не дорогая цена для качественной картинки, звука, и функций, наподобие “вернуться к началу серии” плюс увеличение числа каналов. Тем более, если телевидение будет по-прежнему бесплатным.

Николай Романюк, Киев

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version