В предвкушении автокефалии: вероятный сценарий и невыученные уроки

В предвкушении автокефалии: вероятный сценарий и невыученные уроки

На пути к автокефалии важно учитывать и опыт проигранной Украиной информвойны 1991-92 годов, и "Голгофу" Филарета

Чуть меньше месяца остается до предсоборного совещания, которое состоится в Константинополе.

Именно там в первых числах сентября должно пройти финальное обсуждение вопросов Украины и Македонской церкви. А позже, 10 сентября по данным греческих изданий, запланирован собор, где уже должно быть принято юридическое решение относительно Украины.

По данным наших источников, предоставление должно проходить в такой последовательности: рассмотрение апелляции патриарха Филарета о снятии анафемы, потом само юридическое решение о предоставлении Томоса, затем объединительный собор в Украине и избрание предстоятеля, а затем — приезд делегации Вселенского и вручение Томоса предстоятелю новой церкви.

Это, говоря светским языком, – рабочий сценарий. На самом деле Константинополь пытается максимально смягчить последствия, потому что за четыре месяца антиавтокефальные десанты РПЦ и Кремля по поместным церквям и правительствам успели обрисовать ситуацию в Украине, как сериал ужасов. Этот Московский антиукраинский забег, по сути, – клыки бешеной собаки, которая пытается вгрызться в горло Украинской церкви.


Николай Данилевич

А пока продолжается информационно-дипломатическая война. Российские медиа пытаются дискредитировать Вселенского патриарха, уже требуют над ним церковного суда, хотя при этом заявляют, что Томос он не даст (за что тогда судить). Оплачивают крестные ходы, пугают гражданской войной, заранее говорят о нелегитимности решения Вселенской патриархии. Попытки унизить делегацию Вселенского патриархата сделали и в Киеве. Известно, что члены делегации Вселенской патриархии продемонстрировали, что приехали по приглашению украинской власти. Они не пришли, несмотря на активные приглашения, в митрополию в Лавру (хорошо понимали, что следствием станет ряд сюжетов с выдуманными словами, что "Томоса не будет, что патриарх не будет легализвать раскол" и обезопасили себя таким образом от фейков и манипуляций РПЦ"), а УПЦ МП на встречу с делегацией Вселенского патриархата отправила спикера значительно более низкого уровня – священника Николая Данилевича, которому, говорят, приказали одеться не в облачение священника, а "в гражданку". Для церковной дипломатии, это – как на посольский прием прийти в "шлепанцах", или в храм в бикини. РПЦ диктует УПЦ МП даже то, как надо унижать Вселенскую патриархию.

В этой войне активизируют не только карманных экспертов карманных российских центров, плодят мифы, что автокефалия – путь к католицизму, распространяют страшилки про рейдерство и передел. Я же хотела бы сегодня просто предостеречь еще раз коллег и политиков от неосторожных слов и поступков, чтобы они остерегались становиться причиной осложнений.

Хочу напомнить, что 26 лет назад попытку получить признание патриарх Филарет (митрополит Киевский) уже делал. И едва ли не каждый из периодов этой истории, которой уже больше четверти века, – напоминает сегодняшний.

На днях мне удалось у букиниста найти книгу "Голгофа украинского православия" Валентина Чемериса. Это редкое издание, которое я искала просто потому, что там подробно, почти по дням описано, как патриарх Филарет просил русскую церковь об автокефалии, как Москва оказывала сопротивление, как рождались антиукраинские мифы, которые мы же с вами и распространяли – кто-то по незнанию, кто-то из-за легковерия, а кто-то – находясь на московском финансовом балансе.

Я предлагаю заглянуть в это прошлое только с одной целью – убедиться, что оно во многом воспроизводит сегодняшнюю ситуацию. Просто, чтобы предостеречь вас, коллег-журналистов, политиков, да и саму себя от ошибок такого недалекого прошлого.


Алексий II

Очень короткая драматургия этого периода. Июль 1990 года: патриарх РПЦ Алексий II по приглашению митрополита Филарета приезжает в Киев. Усилиями Филарета Алексея II встречают, как родного отца. В тот период, во время визита российского патриарха, клир убеждает его, что мы созрели к независимости. Интересно, что тогда даже Почаев был Лаврой нормальной ментальности, именно там Алексия II два часа наиболее придирчиво верующие спрашивали, о том, когда Москва отпустит дочь. Как результат, осенью в октябре в Москве архиерейский собор РПЦ дарит Украинской церкви грамоту, в которой есть формула о том, что Украинская церковь самостоятельная во внутреннем управлении. Это было ослабление узды, но на то время митрополит Филарет верил, что это – этап на пути к полной независимости, той самой автокефалии. Даже эта грамота (сегодня она декоративна как никогда) – это его заслуга, как пастыря, лидера и дипломата.

Потом 1991 год – их ГКЧП и наша Независимость. Бурлит не Киев, бурлит Украина. Патриарх делает попытку завершить начатое – получить автокефалию. Почему мы не можем ее иметь – взрослая и возрожденная Украинская церковь, которая имеет свои внутренние возможности для развития, в которой тогда было 23 епископа, 22 епархии, десятки монастырей. Мы готовы – и это диктует время. Об этом свидетельствуют настроения, референдум, этого требуют моральные авторитеты, ученые.

Ноябрь 1991 года: в Лавре проходит Собор, на котором все епископы подписывают обращение к патриарху РПЦ о даровании автокефалии. Это был величественный собор, и мы можем только искренне сожалеть, что нет видео. Но все епископы, миряне, монахи подписали обращение к церкви, которую искренне считали матерью, с просьбой о даровании автокефалии. РПЦ молчала три месяца. Как показало время, она готовилась к бою.

Что мы знаем о гонениях? О страданиях. Что знают об этом нынешние руководители УПЦ МП, которые продолжают ее уничтожать в угоду Москве. Об этом знают Украинская церковь и патриарх Филарет образца 1992 года. Иначе, как Голгофой, не назовешь этот 1992 год. Пока Филарет ждал решения "Матери", "Мать" при помощи КГБ искала компромат для его уничтожения. И уничтожения самой идеи автокефалии.

Сейчас я хочу привести цитаты Архиерейского собора в Москве в марте-апреле 1992 года, где должен был рассматриваться вопрос украинской автокефалии. Это рассказы патриарха Филарета – из книги Чемериса (вряд ли у нас будет возможность почитать нецензурированные стенограммы того собора, поэтому это – все свидетельства, которые мы имеем).

"Один за другим российские архиереи выходили на трибуну и говорили только обо мне… О моей аморальности… Откуда они – архиереи разных областей России – столько узнали о моей личной жизни…

Кто-то, правда, попытался вернуться к теме собора, в его повестку дня, то есть к обращению украинских епископов о даровании автокефалии. «Зачем вам, хохлы, автокефалия?!» – Возмутительно восклицал оратор в чине архиерея.

Украинская делегация заявила протест, собор нарушает повестку дня, потому что первоочередная задача – это вопрос автокефалии, а не персональное дело митрополита Киевского и всея Украины… Подали протест и передали патриарху. От него – никакой реакции… Так было запланировано – облить грязью Филарета…

Я сидел и слушал очередного оратора и думал: ну что ты мне несешь, архиерей? Что ты мне о морали рассуждаешь? Я тебя знаю, как облупленного… Я был местоблюстителем, руководил тогда церковью и тобой занимался. И достаточно мне выступить и рассказать о твоих грехах, то ты выскочишь, как ошпаренный… Но я решил не действовать их методами…

Собор продолжался. Все, кого обязали по сценарию выступить и разгромить Филарета, выступили и разгромили.

Я на многих собраниях был за сорок лет служения Церкви, на общих церковных собраниях, но не слышал, чтобы так поливали собрата-архиерея… Это для меня была Голгофа… И я должен был ее выдержать, выстоять до конца.

После я говорил об автокефалии. Что она нужна, что Украинская Православная Церковь созрела для нее. И она будет иметь автокефалию… А закончил свое выступление словами, что не могу отказаться от киевской кафедры… Как и от автокефалии не отрекусь, потому что в независимой Украине должна быть независимая церковь".

Тогда патриарху Филарету дали вернуться в Киев, но, увидев, что он не собирается освобождать митрополичий престол, – лишили всех степеней священства, а через 5 лет еще и наложили анафему.

А теперь – об уроках, которые не все выучили, а некоторые просто не знали.

1. В книге патриарх Филарет рассказал, что после обращения Украины об автокефалии и перед собором в России, на котором его так уничтожали, в Киев из Москвы приехало множество эмиссаров, российские братства, монахи русских монастырей, "церковные и нецерковные люди налетели, как воронье, убеждали, что автокефалия не нужна"… Эта ситуация повторяется один в один, но в чем-то она даже хуже, потому что многие из тех бывших эмиссаров так и остались тогда в Украине и даже навез братьев из РФ.

Мы должны стать сильнее и понимать, что нельзя учить историю автокефалии по черносотенной московской литературе. Подбирая спикеров на эфиры, просто «пробейте» их биографию, да и сам предмет дискуссии погуглите.

2. Когда (даст Бог) осенью Константинополем будет удовлетворена апелляция о снятии анафемы, не бросайтесь в поверхностные рассуждения и повторения мифов о вещах, которых не знаете. А на минутку вспомните Москву, март и апрель 1992 года. Собор, где как бедная уничтоженная девушка стояла перед судилищем часто аморальных людей сама украинская церковь. Первый день Собора продолжался 12 часов. Именно столько времени выслушивал патриарх Филарет спичи ненавистников автокефалии, написанные в российской спецслужбе.

И еще вспомните такое. Несмотря на эти унижения, патриарх Филарет был готов принять признание даже из рук Москвы – в декабре 2017 года написал к ним то самое письмо с просьбой о прощении. Разве это не признак смирения? Они промолчали. Они за один месяц оккупировали Крым, но снять анафему за четыре месяца не смогли. Они никогда не хотели дать нам автокефалию.

3. Когда вы захотите повторить кремлевскую пугающую историю о "рейдерстве и переделе собственности после Томоса", то вспомните два эпизода из жизни Филарета. Он хоть и с болью, но мирно ушел из Лавры в 1992 году, хотя много людей убеждали его остаться и обещали защитить. Он не посмел нарушить ее покой, потому что сила – в правде, которая все равно выиграет. В 2014 году, когда разъяренные радикалы (потому что в Лавре скрывался «Беркут») были близки к захвату Лаврских помещений, он использовал все свое влияние, чтобы снять напряжение. Неужели вы думаете, что иерарх (тогда – митрополит Киевский и Галицкий), чьими руками Лавра была открыта, который, кстати, в статусе экзарха еще во время СССР жертвовал море денег и на ремонты российских монастырей, и который так берег Лавру, – поднял бы на нее руку?

4. Тогда украинская автокефалия проиграла, потому что ее морально поддерживал только Леонид Кравчук и демсилы. Сейчас сторонников значительно больше: все три президента, все интеллектуалы, все религиоведы. Что там говорить: весь парламент дважды проголосовал за обращение. Но скоро – выборы, поэтому перед вступлением в предвыборную кампанию хотела бы предостеречь политиков. Де-факто, кампания начнется осенью, одновременно с событиями Томоса – это чистое совпадение, поверьте. Пусть Единая Поместная (даже несмотря на нелюбовь к ее исполнителям) не станет для вас мишенью. Она нужна и вам, и вашим избирателям. Просто промолчите о ней, если не готовы сказать что-то хорошее.

Дорогие журналисты из числа неофитов темы, некоторые из вас, даже очень уважаемые, обсуждая Томос, начали выкладывать сомнения – такой ли он, те ли условия для церкви – или не те, полная ли независимость – или нет. Я бы вас попросила: это не законопроект, не решение Кабмина. Здесь другие методики оценивания. Поэтому, озвучивая мнение, посоветуйтесь со специалистами. Обещаю помочь с контактами.

5. Дорогая власть, я, конечно, всем благодарна за те события, которые мы ожидаем, но давайте признаем: даже если будет победа – это не только ваши усилия. Вам также повезло и с конъюнктурой. Но вспомните и проигранную Украиной информационную войну 1991-1992 годов, проанализируйте – почему проиграли и будьте дальновиднее. Лучший богослов и мощнейший церковный лидер благодаря усилиям Москвы за два года превратился чуть ли не в "аморального жесткого диктатора". И столько людей поверило. Контент о Единой Поместной и о величии события должен заполнить Украину. И у вас еще есть время.

Лана Самохвалова, Киев

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version