Как защищать свое информпространство: опыт Эстонии и Украины

Как защищать свое информпространство: опыт Эстонии и Украины

Поучительная дискуссия на Фестивале мнений в Пайде

В прошлом году уже писал о таком замечательном явлении, как «фестивали демократии». Более всего они распространены в Северной Европе. В Латвии это двухдневный Фестиваль общения LAMPA, проходящий в курортном городке Цесис в начале июня. В Эстонии – Фестиваль мнений в Пайде, идущий также два дня, но в первой половине августа.

В этом году решил на себе проверить, насколько реально, вот так просто, «с нуля» принять участие в подобном фестивале. И у меня получилось – с первого раза. Фестиваль мнений принял мою заявку, поданную вместе с активистами украинской диаспоры в Эстонии, «Полезное сравнение: информационные поля мирной Эстонии и воюющей Украины». Об этом подробней – во второй части текста.

А пока – об остальном интересном на Фестивале мнений-2018

ПАЙДЕ КАК ЭСТОНСКИЙ ПАРФЕНОН

То, что Пайде, находящийся в центре страны называют «сердцем Эстонии», давно уже стало  банальностью. Но когда в этом году в феврале проходило торжественное празднование 100-летия Эстонской государственности, можно было убедиться в том, что это не просто красивые слова.

День Независимости в Эстонии – 24 февраля. И три главных события этого дня – военный парад, божественная литургия и президентский прием. Парад проходил в столичном Таллинне на Площади Свободы. Президентский прием – в недавно достроенном Национальном музее в Тарту. А вот сердцевинное мероприятие, литургия, прошло как раз в Пайде – в церкви Святого Креста. Согласитесь, интересное решение – немногие страны так принципиально проводит линию на децентрализацию, даже в таких вопросах, как празднование юбилеев…

Фестиваль мнений (по-эстонски – Arvamusfestival), ежегодно проходящий в Пайде, стал за эти несколько лет очень важным фактором, частью демократической системы страны. Судите сами. В дискуссиях Фестиваля в этом году поучаствовали около 10 тысяч человек. Население Эстонии на данный момент – 1319 тысяч человек. Несложный подсчет дает результат, что на Arvamusfestival побывало чуть меньше процента, 0,76% населения страны (не говоря уж о том, что самые важные дискуссии транслировались по ТВ и в Интернете). Почти процент населения страны социально активен настолько, что раз в год приезжает на общую дискуссионную площадку.

Поэтому не удивительно, что на Фестиваль мнений прибывают первые лица страны, начиная с президента (так было в прошлом году). А некоторые заметные политические темы тут звучат так: «Дебаты председателей парламентских партий Эстонии». И это, чтобы вы понимали, традиционные для Arvamusfestival дебаты!  А вот еще один похожий формат, который видимо тоже станет регулярным – «Дискуссия членов Европарламента от Эстонии» (подбор хороший – представители всех цветов политического спектра: от «западников», друзей Украины Урмаса Паэта и Тунне Келама до, пожалуй, наиболее пророссийского эстонского политика Яны Тоом).

Так и тянет пофантазировать, представить себе, что подобный всеукраинский фестиваль демократии появился и стал традиционным, регулярным в Украине. Как интересно представить подобные дебаты в наших условиях, с нашими ведущими ответственными (и частично безответственными) политиками. И не только спор друг с другом, но и вопросы из аудитории, прямые, жесткие. Причем не телевизионной аудитории (массовки), где она бывает специально отобранной, а действительно совершенно случайной. Когда пришли те, кто захотели прийти. Спросили те, кто захотели спросить. (При этом в таком споре на свежем воздухе нужно придерживаться правил дискуссии – как спикерам, так и людям в зале, чтобы не выглядеть неприлично, грубо говоря – не передраться).

В эстонском варианте такой «фестиваль демократии» вообще начинает походить на прямую, непосредственную демократию, вроде эллинской. А Пайде с его развалинами древнего замка и наново отстроенной замковой башней метафорически обретает контуры афинского Парфенона…

В Украине, с ее намного большим количеством населения, всеукраинский «фестиваль демократии», конечно, по определению не может иметь таких характеристик как качественных, так и количественных, процентных. А вот на уровне украинских областей, районов, больших громад самоуправления – другое дело. В таком случае подобные фестивали тоже могли бы быть очень полезной школой демократии. И, нужно сказать, украинские активисты последние годы перенимают в Балтии этот опыт.

Впрочем, нужно сразу оговориться, на Arvamusfestival говорят не только о политике. Разброс тем максимально широкий: от диет до новинок техники. Вот, кстати, одной из «фишечек» прошедшего фестиваля был минибус-беспилотник, разработанный в Эстонии. В прошлом году примерно такие в порядке эксперимента какое-то время курсировали по недлинному маршруту в центре Таллинна.

ИНФОРМВОЙНА РОССИИ – НА ПРИМЕРЕ ЭСТОНИИ

Как уже говорилось, в этом году захотелось на собственном опыте проверить, как работает система отбора идей на дискуссии, их утверждения, согласования и проведения. Тем более, что-то подсказывало, что затея будет удачной. Эстонии в этом году – 100. И Укринформу – 100.

В феврале, посоветовавшись с активистами украинской диаспоры Эстонии, я подал заявку на сайте Arvamusfestival. В середине марта пришло сообщение, что моя/наша тема «Полезное сравнение: информационные поля мирной Эстонии и воюющей Украины» утверждена. Новость приятная. Но после этого началась большая организационная работа. Окончательное утверждение выступающих, поиск оптимального формата дискуссии, уточнение всех параметров, как с организаторами Фестиваля, так и внутри нашего формирующегося на ходу коллектива. А ведь это лишь одна дискуссия из десятков, проводимых за два дня Фестиваля – 10-11 августа. Можно представить, какая титаническая работа проделывается организаторами всего Arvamusfestival. Причем выполняется она, преимущественно, волонтерами.

В конце концов, без ложной скромности могу сказать, что наш подбор спикеров был очень достойным. Скажем, Олег Самородний – не просто представитель украинской диаспоры в Эстонии, ныне он член правления Baltic Center for Russian Studies. А раньше работал в местном корпункте «Комсомольской правды». Да-да, сейчас уже трудно представить, что когда-то эта газета была не просто приличной, а настоящей кузницей кадров для российской, тогда еще ельцинской журналистики.

Однако когда Олег увидел, во что вырождается «Комсомолка», то ушел из нее. И начал заниматься аналитикой, показывающей суть агрессивной кремлевской пропаганды. Причем было это задолго до войны. К примеру, книга Самороднего «Двуликий “импрессум”. Анатомия маленькой информационной войны» была издана еще в 2011 году и в ней автор по косточкам разобрал информвойну России против Эстонии.

Своеобразным продолжением стала книга «Бремя полуверок. Особенности русской политики в Эстонии» (2012). Вот анонс этой работы: «Не могут же жулики и проходимцы вечно паразитировать на русскоязычном электорате! Конечно, «спасители» русских будут появляться на политической арене Эстонии всегда. Это неизбежное зло. Вопрос в том, как долго им удастся морочить головы русскоязычным избирателям. Неужели тоже всегда?».

Как актуально, узнаваемо звучит этот анонс и сегодня (причем не только для Эстонии). И это все, напомню, говорилось ДО начала российского вторжения в Украину. С началом войны вышли еще две книги. В 2014-м – «Соотечественники Кремля», в которой на конкретных примерах показана технология того, как имперский центр разыгрывает карту «русскоязычных» на постсоветском пространстве. Ну и «Телерупор пропаганды. Мир политических иллюзий Первого Балтийского канала». (ПБК – это эстонский/латышский/литовский филиалы российской мозгомойки, «Первого канала»).

Важная черта работ Самороднего – обширный использованный материал, хорошая его компоновка, точность анализа и выводов. Опасные тенденции, подмеченные автором в книгах – «выстреливали» уже через несколько лет. (Думаю, очень полезно было бы издать, одним большим томом, книги Самороднего в Украине. Ведь исследования российской информационной войны для нас важны, полезны на любом материале).

В нашей дискуссии Самородний раскрыл тему «Попытки российских СМИ влиять на внутриполитическое развитие в Эстонии».

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ ТЕРМИНОВ И МЕДИАГИГИЕНА

Второй наш спикер – Евген Цыбуленко, профессор международного права, председатель Украинского землячества Эстонии. Его темой было – «Важность точных определений (на примере – “ополченцы”, “сепаратисты” или “российские оккупанты”)». Опираясь на международно признанные документы, он показал, что нет основания пользоваться терминами “ополченцы”, “сепаратисты” (и другими подобными штампами вроде “конфликт в Украине”). Эти, казалось бы, нейтральные определения в действительности работают на утверждение позиции страны-агрессора. Плохо, когда они используются в странах Запада, в том числе в Эстонии. Но втройне хуже – когда в Украине (а Цыбуленко привел и такие примеры).

В случае с этим нашим спикером тоже стоит рассказать о книге. В этом году в одном из ведущих издательств мира Springer вышел сборник: «The Use of Force against Ukraine and International Law» («Применение силы против Украины и международное право»).

Цыбуленко – один из двух соредакторов этой книги. Особенно важно, что в нее вошли работы юристов-международников из многих стран Европы, Азии, Африки и Карибского бассейна. Поэтому тематически, мировоззренчески книга не замкнута внутри Украины. Напротив – она показывает транснациональные последствия применения Россий военной силы в отношении суверенного государства и предлагает извлечь уроки из произошедшего другим государствам. Также, исходя из этого, предлагаются пути совершенствования международных законов.

Springer – авторитетное издательство. И вот как оно видит круг читателей этой книга – юристы-международники, работающие в национальных министерствах обороны, юстиции, иностранных дел, а также в парламентах; юристы различных международных организаций; судьи национальных и международных судов, а также – ученые и студенты международного права, истории международных отношений. То есть, «The Use of Force against Ukraine and International Law» бесценная для Украины книга, поскольку она дает на международной арене объективную, научно достоверную и юридически аргументированную картину российской агрессии против нашей страны. И все это без экивоков в сторону Кремля, без циничного «учета мнения» страны-агрессора. Это что называется, книга, стоящая нескольких дивизий. Показательно также, что соредактор Цыбуленко в данном сборнике – Сергей Саяпин, казахстанский ученый из Алматы. Где-где, а в этой стране тоже прекрасно понимают потенциальную опасность российской агрессии.

И третьим выступающим на нашей дискуссии был медиаэксперт Александр Смирнов. Он не из украинской диаспоры, просто человек твердых демократических убеждений и потому – друг Украины. Смирнов успел поработать едва ли не во всех эстонских русскоязычных СМИ самого разного формата – газеты, радио, ТВ. Поэтому он глубоко и точно раскрыл тему «Системные недостатки русскоязычного медиа-пространства Эстонии. Медиагигиена».

Проблемы русскоязычных медиа в Эстонии имеют давние причины. Прежде всего, тот, что они произрастают из советского корня, советского руководящего слоя, менеджмента. А после восстановления независимости Эстонии в этой сфере не произошло качественного изменения кадров. Кроме того, в условиях замкнутости русскоязычная журналистика страны оказалась недостаточно конкурентна, а потому проигрывает в качестве (в сравнении с эстоноязычной). К тому же с учетом агрессивной внешней политики Кремля по установлению влияния высок риск ангажированности, а то и прямой коррупции. Целью Москвы в современных условиях является сеянье хаоса, повсюду, но прежде всего в демократических странах, в том числе и в Эстонии. Это достигается при помощи размывания границ социальных норм, стандартов, в том числе журналистских, демократических, электоральных. То есть хаос используется как способ очернения свободы, свобод.

Выход Алекс Смирнов видит в развитии медиагигиены – института всеобщего информационного образования, повышающего уровень иммунитета инфопотребителя… Словом, получился интересный и острый доклад.

ФЕСТИВАЛЬ МНЕНИЙ ЗАКОНЧИЛСЯ, РАЗБРОС МНЕНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

На нашей дискуссии присутствовали не только жители Эстонии, но и гости из Украины. Как уже упоминалось, они перенимают опыт проведения «фестивалей демократии». Так, в частности, МИД Эстонии выделил грант на проведение пяти таких фестивалей на юге Украины – на региональном уровне. И это замечательно!

Так же в подготовке дискуссии «Полезное сравнение: информационные поля мирной Эстонии и воюющей Украины» большую роль сыграли глава конгресса украинцев Эстонии Вира Конык и активист Сергей Ищенко (на днях он отправляется в Украину, где будет участвовать в проведении Чемпионата мира по футболу среди украинской диаспоры, который пройдет 21-24 августа в Ирпене; и, конечно, надеется на победу в нем собранной им сборной Балтии).

Но вот Arvamusfestival закончен. Наступило время откликов на него, подведения итогов. Накануне Фестиваля наша дискуссия широко и активно анонсировалась в местных русскоязычных медиа, в том числе и в подконтрольных Кремлю пропагандистских СМИ, вроде Sputnik Эстония. Но не только. Интернет-трансляцию нашей панели обещал вести портал национального телерадиовещания Rus.ERR.

Пикантность ситуации, однако, в том, что наша оценка происходящего в русскоязычном информпространстве Эстонии была довольно критической. А слушать и ретранслировать критику, в том числе в свой адрес, умеют не все. Так что будем следить за развитием ситуации. И, возможно, она даст повод для еще одного текста по следам Arvamusfestival

Олег Кудрин, Таллинн-Пайде.

Фото Риты Болотской и автора

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version