19 сентября. Памятные даты

19 сентября. Памятные даты

Сегодня день рождения у известного украинского композитора Евгения Станковича.

Евгений Федорович Станкович (1942) — один из корифеев украинской музыкальной культуры. Ученик выдающихся композиторов — Бориса Лятошинского и Мирослава Скорика, он и сам стал учителем для многих композиторов младшего поколения. В частности, таких ныне известных, как Леся Дычко и Иван Карабиц. Автор фольклорной оперы «Цвет папоротника», балетов «Ольга», «Прометей», «Ночь перед Рождеством», восьми симфоний, концерта для виолончели с оркестром, «Реквиема» («Бабий яр») для солистов, хора и симфонического оркестра; романсов, а также музыки к 6 спектаклям и более 100 фильмам. Достаточно точную характеристику Евгению Станковичу дала известный музыковед, музыкальный критик и педагог Елена Зинкевич: «Мгновенная ассоциация, возникающая у меня при одной мысли о Станковиче, — неисчерпаемо жизнелюбивый, талантливый и благородный бургундец Кола Брюньон, тот, который «ко многому брался, немало стремился, хватал, пробовал и никогда жить не приставал». Та же неодолимаяя жизненная энергия, замешанная на целебных соках народного творчества, бурлит и торжествует в музыке Станковича, отсвечивает и его фигура — высокого, сильного, плечистого. Пусть не удивляет такая параллель. Аналогия, что выходит за пределы национального искусства — показатель настоящей масштабности таланта». А вот что говорит о себе сам маэстро: «Я сторонник традиционного написания музыки. Для меня музыка не игра, в которую можно, как сейчас очень модно, поиграть на компьютере… Я должен каждое произведение пережить в себе, в своей душе. Для меня это основа творчества — пишу так, как будто я болен этим».

События дня:

В этот день, в 1991 году, распоряжением Председателя Верховной Рады была возобновлена ​​деятельность Университета «Киево-Могилянская академия». Официальное открытие КМА состоялось 24 августа 1992 года и стало своеобразным символом возрождения Украины, верой в необратимость реформ и нового развития нашего государства. История КМА испытывала взлеты и падения, так же, как и история Украины. Но всегда вуз возрождался, находя внутренний потенциал, черпая силы из своего славного прошлого. Первое письменное упоминание о пра-пра-Могилянке датируется 15 октября 1615 года, когда знатная киевлянка Галшка Гулевичивна подарила братской школе на киевском Подоле свои имения и щедрое материальное наследство. В 1632 выдающийся украинский церковный и общественный деятель Петр Могила объединил две школы — Братскую и Лаврскую в единый коллегиум. Могила основал в новом учебном заведении лучшие европейские педагогические и научные традиции. Школа имела поддержку Войска Запорожского, в частности гетмана Петра Сагайдачного. Согласно Гадяцкого трактата 1658 года между Речью Посполитой и Гетманщиной, коллегии предоставлялся статус академии, и она получала равные права с Ягеллонским университетом. После вхождения украинских земель в состав Московского царства статус академии был подтвержден в грамотах русских царей Ивана V и Петра I (кстати, в КМА учился и Михаил Ломоносов). Среди известных выпускников Киево-Могилянской академии — гетманы Иван Мазепа, Филипп Орлик, Павел Полуботок, Иван Скоропадский и Иван Самойлович, а также многие из казацкой старшины. В Киево-Могилянской академии учились архитектор Иван Григорович-Барский, композитор Артемий Ведель, философ Григорий Сковорода. В 1817 году КМА была закрыта Священным Синодом, взамен в 1819 году создана Киевская духовная академия. Понадобилось 174 года, чтобы Киево-Могилянская академия была восстановлена, ​​и произошло это уже в независимой Украине.

Юбилеи дня:

182 года со дня рождения Григория Николаевича Минха (1836-1896), отечественного патологоанатома и эпидемиолога. 1876-1895 — профессор Киевского университета. Участвовал (1879) в экспедиции по изучению чумы. Труды Минха посвящены изучению проказы (экспедиции в Туркестан, Египет и Палестину), тифа. В 1882-1886 гг. был председателем Общества киевских врачей.

107 лет со дня рождения сэра Уильяма Джералда Голдинга (1911-1993), английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1983), которой был удостоен «за романы, в которых он обращается к сути человеческой природы и проблемам зла». Славу писателю принес роман «Повелитель мух» (1954) – «не просто темный миф о зле и коварных разрушительных силах, но… захватывающая приключенческая история, которую можно читать с увлечением». Кроме этого является автором романов «Шпиль», «Зримая тьма», «Бумажные людишки», переведенных на многие языки мира и неоднократно экранизированных.

В этот день празднует свой день рождения Оксана Забужко (1960), украинская поэтесса, прозаик, философ, литературовед, публицист. Одна из самых известных в мире украиноязычных писательниц. Автор многочисленных культурологических статей и эссе в отечественной и зарубежной периодике. Ее роман «Полевые исследования украинского секса» стал первым бестселлером независимой Украины, а произведения переведены на многие языки мира. Автор поэтических сборников: «Майский иней», «Дирижер последней свечи», «Автостоп», «Вторая попытка: Избранное»; прозаических произведений: «Сказка о калиновой дудке», «Сестра, сестра (повести и рассказы)», «Музей покинутых секретов»; философско-литературоведческих трудов «Шевченковский миф Украины», «Notre Dame d'Ukraine». Голос Забужко всегда слышится в ее произведениях — то в стихах, то в прозе или в небольшом размышлении-эссе. Он — голос — самое главное для любого человека, чья деятельность, даже, больше — жизнь — связана со словом. Голос, речь Забужко всегда страстная, всегда эмоциональная, «высоковольтная» — о чем бы ни говорила-писала писательница, от низкого к высокому, от интимного пианиссимо к социальному фортиссимо — вы чувствуете этот высоковольтный ток мысли. А еще она предельно ясна и четка в формулировках, в высказываниях, в определении собственной позиции. Страстная, горячая, но не истеричная (в отличие от некоторых ее оппонентов или просто завистников), стойкая и убежденная, но не фанатичная. Она ворвалась в монументально-скучный укрсовлит в начале 90-х с хулиганским «Полевым исследованием украинского секса», а последний ее толстенный роман «Музей заброшенных секретов» — произведение уровня манновских «Будденброков». Именно Забужко открыла, образно говоря, дорогу молодому поколению украинских литераторов. Недаром, с чьей-то легкой руки, достаточно долго ходили слухи, что Забужко — родная тетя Сергея Жадана. В переписке с Шевелевым она порой выглядит как озорная девчонка (можно пошутить: «Забужко на фоне Шевелева»), а теперь Оксана Стефановна и сама для многих молодых украинских писателей гуру и бесспорный авторитет.

Годовщина смерти:

115 лет со дня смерти Сидора Ивановича Воробкевича (1836-1903), украинского писателя, композитора, дирижера, педагога. Окончил Венскую консерваторию, в 1875-1901 гг. — профессор музыки университета в Черновцах, одновременно руководил хорами. Один из основателей (1869) Черновицкого общества «Русская беседа», с 1884 года — председатель первого Русского литературно-драматического общества, по инициативе Воробкевича, в 1899 году его преобразовано в буковинский «Боян». Сидор Воробкевич является автором 26 музыкально-драматических произведений (в т.ч. оперетты «Казак и бандурист», мелодрамы «Игнат Приблуда», оперы «Скудная Марта») симфонической и камерно-инструментальной музыки. Ему принадлежат свыше 400 хоров (около 250 на собственные стихи), среди них — «Збудилась Русь», «На красній Україні, на березі Дніпра», «Мово рідна», свыше 40 сольных песен на собственные тексты; обработки народных песен.

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version