Жизнь в квартирной очереди: стань в нее — и забудь. Лет на сорок

Жизнь в квартирной очереди: стань в нее - и забудь. Лет на сорок

Смысл формировать квартирные очереди, если они еще с «совковых» времен продвигаются, как мертвый дышит, и людям ни обещаний, ни прощений?…

Внутренне перемещенные лица “влились” в число тех, кто имеет право стать в социальную квартирную очередь (не путать с квартирной очередью на улучшение жилищных условий, это немного другое). Президент Украины Петр Порошенко подписал соответствующие изменения в Закон Украины “О жилищном фонде социального назначения”. Теперь люди, которые остались без жилья из-за захвата Крыма и войны на Донбассе, и не смогли до сих пор самостоятельно решить квартирный вопрос в местах своего нынешнего проживания, могут рассчитывать на временный приют в социальном жилищном фонде, принадлежащем государству или громаде.

Идея вроде бы правильная. Но вся беда в том, что того социального фонда у местных громад — кот наплакал! Из-за постоянного недостатка средств, а скорее, из-за нежелания, муниципалитеты практически не строят собственного жилья, новых общежитий, приютов для малообеспеченных, домов инвалидов и престарелых и тому подобное. Иногда громаде перепадет в наследство ничейная недвижимость, в которую можно заселить нуждающихся. А тем временем в квартирных очередях стоят тысячи граждан. И как показывает практика — ждать обещанных квадратных метров им приходится десятки лет. Впрочем, разве при «советской власти» было не то же самое?

Вопрос один — квартирный, но очереди разные

Согласно закону, социальное жилье предоставляется гражданам Украины, которые нуждаются в социальной защите (имеют доходы на уровне прожиточного минимума), бесплатно и на определенный срок. По сути, в наем за символическую квартирную плату в виде коммунальных. При этом ежегодно имущественное положение нанимателей трудоспособного возраста проверяется. И лицо может лишиться социального жилья, если окажется, что его личных доходов или совокупных доходов ее семьи достаточно для найма жилья на рынке. В такую квартирную очередь попадают самые бедные и самые обездоленные. В Киеве официально список бедняков, которые стоят в очереди на социальное жилье, составляет примерно 200 человек. Обездоленных людей на самом деле значительно больше, но не все способны самостоятельно совершить сознательные действия, чтобы подать хотя бы какие-то документы и зарегистрироваться в органах самоуправления.

Существует и другая — очередь на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем льготных категорий населения (когда квартира предоставляется государством в бессрочное пользование с правом дальнейшей приватизации). Это и “воспетая” фольклором внеочередно-первоочередно квартирная очередь, хвост которой тянется еще со времен Украинской ССР. В столице, например, есть люди, которые подали в нее заявления в далеком 1975 году! Тогдашние молодые специалисты, инвалиды, работники силовой и социальной сферы, матери-одиночки, многодетные семьи, заслуженные, почетные и просто добросовестные работники различных предприятий.


Заместитель председателя КГГА Александр Спасибко

Всего сегодня в Киеве, по данным заместителя председателя КГГА Александра Спасибко, в этой очереди стоит около 70 тысяч граждан. Но очередь практически не продвигается. “Это связано с тем, что механизм выделения квартир регламентируется Жилищным Кодексом 1983 года”, — объяснил Спасибко.

Интересно, что за время Независимости в этот Кодекс уже были внесены десятки правок, а вот его преамбула так и осталась недекоммунизированной: “В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции… Воплощая в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества…”.

Кажется, прошлое держит нас мертвой хваткой. Только представьте себе — 40 лет в льготной очереди за квартирой, всю сознательную жизнь! И это в столице, которая все эти годы интенсивно развивалась. Что уж говорить о других городах и поселках Украины.

Современные технологии и квартирные очереди — миры несовместимые

В 2011 году была попытка перевести квартирную очередь на новые технологические рельсы. В Украине должны были ввести Единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий — автоматизированную информационную систему сбора, накопления, хранения, защиты и учета информации о соответствующих гражданах. По разным подсчетам, в улучшении жилищных условий (норма жилой площади не менее 7-9 кв.м на одного человека) нуждались тогда 1,2 млн граждан Украины.


Экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк

Но что-то пошло не так. Во время премьерства Арсения Яценюка, в 2015 году Минрегионстроя было приказано передать областным и Киевской городской государственным администрациям имущество, которое использовалось для ведения Реестра, а местным администрациям — предусматривать деньги для его ведения. На сегодня как такового общего Реестра не существует. Каждая администрация ведет и публикует свой вариант квартирной очереди. Столица, например, установила в районах города автоматизированную систему “Квартучет”. Подать заявление можно как непосредственно через чиновников райадминистрации, так и дистанционно через Центры предоставления административных услуг. Списки ведутся открыто на сайтах райадминистраций — каждый участник очереди может контролировать свое в ней “продвижение”.

Но в июне этого года на сайте президента была зарегистрирована петиция об обеспечении функционирования Единого государственного реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ее зарегистрировали члены общественной организации «Кременчугский антикоррупционный центр», которые настаивали на восстановлении прозрачности ведения квартирного учета. Однако петиция набрала лишь 50 голосов из необходимых 25 тысяч…

Продолжаем ползти черепашьими темпами в светлое жилищное будущее

Причина, почему квартирные очереди — как социальная, так и общая, в Украине в последнее время практически не продвигаются, известна: хроническая нехватка средств муниципалитетов на приобретение жилья.

Если раньше в Украине действовала норма о передаче застройщиком местным советам части жилой площади в новопостроенных домах (2-7%) для пополнения муниципального и общественного жилищных фондов, то в 2011 году с принятием закона «О регулировании градостроительной деятельности» застройщики были освобождены от этого обязательства. В то же время они рассчитывались с громадами живыми деньгами (4% балансовой стоимости недвижимости).

И тут возникает вопрос. Например, на фоне активной столичной застройки 4% отчислений – это довольно много. Но, судя по всему, не все эти деньги идут на покупку жилья для квартирных “очередников”. Так, известно, что в 2014-2015 годах и 9 месяцев 2016 года киевская власть закупила всего 181 квартиру. До конца 2016 года еще было дополнительно выделено 280 млн грн и приобретено 246 квартир (на 70 тысяч страждущих!). В 2017-м — куплено имущественные права на 110 квартир.

В госбюджете на 2017 год суммы на социальное жилье сначала вообще не предусматривались. Однако летом 2017 года Верховная Рада приняла изменения в госбюджет, предусмотрев выделение на социальное жилье, строительство, ремонт, реконструкцию и приобретение жилья для детей-сирот и лишенных родительской опеки почти 278 млн грн. Каждая область получила от 10 до 36 млн грн. Конечно, жилищные очереди эти “подачки” не спасут.


Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука

Например, только на обеспечение жильем 500 тысяч семей вынужденных переселенцев, по подсчетам заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгия Туки, понадобится 5 млрд долл.

Что касается программ бесплатной раздачи жилья, то их эффективность на данном историческом этапе все больше подвергается сомнению. Выполняют ли они свою функцию социальной защиты и поддержки? Кажется, нет — если финансировать эти программы по остаточному принципу. В этом случае или надо найти необходимые средства, чтобы очередь продвигалась со скоростью 3-5 лет максимум, или вообще людям ничего не обещать, чтобы они не питали напрасных надежд и не тратили драгоценное время на ожидание. Лучше предоставлять социальные льготы другим, более действенным способом — обеспечив широкие возможности для самореализации, достойного заработка и доступного финансирования жизненных планов каждого трудоспособного гражданина Украины. Это было бы справедливее.

Марина Нечипоренко. Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version