Чем живет Почаевская Лавра – форпост “русского мира” на Западе Украины

Чем живет Почаевская Лавра – форпост “русского мира” на Западе Украины

Прихожане Лавры люди вежливые, но они наготове – корреспондент Укринформа побывал в Почаеве посреди «бабьего лета»-2018

16 октября, на пятый день после судьбоносного известия из Стамбула-Константинополя, журналист Укринформа как обычный турист побывал в Свято-Успенской Почаевской Лавре – форпосте "русского мира” на Западе Украины (Тернопольская область). Местные монахи оказались тертыми калачами, общались не охотно, а некоторые прихожане называли журналиста “внуком Ленина”, призывали покаяться и как можно скорее перекреститься, а то Таинство в УПЦ КП и УАПЦ — Таинством не является. “Нужно перекреститься, потому что только наше крещение правильное, каноническое… Если не сделаете этого сейчас – потом жалеть”, – убеждал студент Почаевской духовной семинарии по имени Василий.

О том, как, что и кого там еще увидел/услышал журналист – далее в материале.

“Дорога покаяния”, или Как журналиста-туриста в “раскольники” записали

Утром 16 октября покупаю билет за 55 гривень на ближайший автобус из Тернополя в Почаев: отправление в 10:10. Приветливая женщина-кассир сразу успокоила, что проблем с транспортом нет: курсирует каждый час-полтора. Последний туда – в 20:00, оттуда – в 19:30. Пока ищу нужную мне платформу – слышу голос водителя.

– Парень, на Почаев? Давай, садись, а то уже трогаемся!

– Как долго туда ехать?

– 65-70 километров, или почти 2 часа по нашим тернопольским дорогам.

У меня первое место. Соседка – дама за 50 в сером пуховике. Голова в белом с вышивкой платочке.

– В Лавру? — только я сел сразу спрашивает меня.

– Ага. Впервые туда. Что-то интересного расскажете, куда пойти, что посмотреть?

Пока женщина, которая назвалась Галиной, рассказывала журналисту о лаврских святынях и сооружениях, слово за словом, разговор зашел и про Единую поместную УПЦ, и Томос, и о решении РПЦ разорвать отношения с Константинополем.

– Наша церковь каноническая, от Господа, а все остальное – от нечистого. А вы, видимо, не из Московского патриархата, если вообще о таком спрашиваете. А в какую вы церковь ходите? – серьезным тоном спросила Галина.

– Меня крестили в УАПЦ.

– Вы этот, как его — филаретовец, «раскольник» то есть?

– С чего вы взяли, что я раскольник? Это во-первых. Во-вторых, настоятель там митрополит Макарий. В-третьих, с него и с Филарета несколько дней назад Варфоломей снял анафему и признал их каноническими. А еще слышали, что?.. – не успеваю договорить, как женщина просит больше не занимать ее разговорами и отворачивается к окну.

– Вы как были раскольники, так и остались. Священномученик Киприан говорил, что незгладимая и тяжелая вина разделения не очищается даже кровью. Покайтесь пока еще не поздно, – пробубнила и снова замолчала.

До самого Почаева ехали молча.

Ходите, любуйтесь и молитесь, но батюшек и внутри церквей не фотографируйте

На автостанцию «Почаев» прибыли с 20-минутным опозданием. Водитель почти на каждом шагу подбирал пассажиров из близлежащих к Почаеву сел. Поэтому забитая до краев маршрутка скорее напоминала консервную банку, которую поместили в микроволновку на максимальный температурный режим. Пахло, как в коровнике. Первый глоток почаевского кислорода перебивает неприятный запах: буквально за 5-10 метров от остановки стоит небольшая кирпичная постройка с надписями «М» и «Ж», двери настежь открыты.

Направляюсь к Почаевской Лавре. Дорогу к святыне обозначает небольшая группка старушек в платках и длинных юбках, медленно бредущих вверх. Время от времени останавливаюсь, чтобы взглянуть на величественные барочные сооружения, которые поражают своей гармонией, изысканностью и неповторимой красотой. Еще на подъезде к городу залюбовался огромным собором, который выделяется из всего архитектурного ансамбля Почаевской лавры. Позже узнал его название – Успенский собор или Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Дорога от автобусной остановки до Лавры

У ворот приезжих встречает человек в камуфляжной форме, который говорит по рации то на украинском, то на суржике. Каждого, кто заходит на территорию ощупывает глазами, но личные вещи – сумки, рюкзак, пакеты не проверяет. В Лавре фиксируем еще трех-четырех почаевских секьюрити, не скажешь, что охрана усиленная.

– За вход платить надо? – спрашиваю мужчину в форме.

– Нет! Можно ходить по территории, молиться везде, но батюшек и внутри церквей не фотографируйте. И это не просьба… – напоследок предупреждает он хриплым голосом.

Захожу на территорию Лавры. Внутри малолюдно. За время двухчасовой прогулки насчитал с полсотни прихожан. Подозрительных лиц – титушек, то есть – не видно.


На территории Лавры малолюдно

Вдруг из-за спины раздался тоненький женский голос.

– Слава Иисусу Христу! Раньше здесь не бывали? Может, вам чем-то помочь? – спрашивает одна из тех бабушек, вслед за которыми журналист направлялся в Лавру.

– Впервые сюда приехал. А вы как узнали?

– Просто одежда как-то не такая, видно, что городской, и оглядываешься, будто никогда еще здесь не бывал, –  отвечает бабуля улыбаясь, демонстрируя навыки настоящего криминалиста.

Говорю, что в Лавру приехал на экскурсию из городка Бучач, что я прихожанин храма УАПЦ и что нынешнюю ситуацию с православием не отслеживаю. Впрочем, о единой Поместной Православной Церкви в Украине и об отношениях Москвы и Константинополя у бабушки, которая назвалась Натальей Николаевной, все же не мог не спросить.

– Если уж хотят объединять церкви, то пусть объединяют. Наверное, так будет лучше. Но! Лавру забирать – нельзя. И батюшек выгонять тоже нельзя, – говорит Николаевна.

О фантомных “внуках Ленина” и “неканоническом крещении”

Встречаю еще одну типичную даму, которая, опершись на ограду, открывает бутылку минералки.

– А я за вами наблюдала. Вы что-то выведывате? Раньше вас не видела…

– А вы что, всех тут знаете?

– Ну, уж такая у меня хорошая память на лица, – берет меня под руку и ведет прямо к выходу. Случайно на секунду я уже подумал, что о моей любознательности женщина сообщит охранникам, но нет. Останавливаемся у ворот.


Святые ворота Почаевской Лавры — именно туда журналиста вела женщина в платке

– Вот, читай! Там все пишет. И про таких, как ты тоже, – показывает на доску с объявлениями.

– Про таких, как я – это про кого вообще? – удивленно переспрашиваю у нее.

– Читай, просто читай, – и ушла.

Читаю, выхватываю из текста: «Обращение Наместника Свято-Успенской Почаевской лавры (УПЦ МП) митрополита Владимира по поводу угрозы и Томоса». Митрополит отметил, что «внуки Ленина по духу грозят расправой» (См. фото №1 и №2 ниже).


Фото №1: Доска объявлений, где висит текст «Обращение Наместника Свято-Успенской Почаевской лавры (УПЦ МП) митрополита Владимира по поводу угрозы и Томоса»

Читаю подряд: «Учитывая ситуацию, что сложилась, и согласно информации, которой мы владеем, и угрозами расправой … видно, что и нам придется что-то пережить… Просим вашей поддержки, прежде всего молитвенную, моральную… нужно будет и физическое ваше присутствие. Теперь не 17-й год двадцатого века и не разгул октябрьской революции, однако внуки Ленина – по духу, грозят расправой, а потому защитим свою святыню».

А еще Владимир призывает: «кому не безразлична судьба Почаевской Свято-Успенской Лавры, будьте готовы, чтобы ее защитить», и добавляет, что информацию «когда приехать» распространят впоследствии.

Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры и такое пишет: Украинская Православная Церковь «имеет канонический статус, определенный Томосом от 29 октября 1990 года от Матери Церкви». Такой Церковью он считает РПЦ.

«Теперь кто-то хочет ввести в зависимость от новостильного Патриарха и друга Папы Римского Варфоломея… Новый стиль с его последствиями для нас, православных, неприемлем. И мы удовлетворены тем статусом, который имеет наша Церковь», – подытожил митрополит в своем обращении.


Фото №2: «Обращение Наместника Свято-Успенской Почаевской лавры (УПЦ МП) митрополита Владимира по поводу угрозы и Томоса»

Мимо меня проходит седобородый старик в черной, запачканной, будто где-то прислонялся к стене, рясе.

– Слава Иисусу Христу, панотче! Можете мне объяснить, о чем здесь говорится? Что вот за внуки Ленина такие, от кого и когда нужно церковь защищать?.. – спрашиваю у него.

– Как вы ко мне обратились? Панотче? А откуда вы? У нас так не говорят. Какого прихода? – не ответив, забрасывает меня своими вопросами.

Повторяю заученную легенду: родом из городка Бучач, крещен в УАПЦ, в Лавру приехал на экскурсию…

– В автокефальной говорите? Ну, это негоже. Это же раскольники, не церковь Божья, а секта. Лучше бы были атеистом и крестились здесь, раз уж приехали.

– Так что, надо перекрещиваться? А так вообще можно?

В ответ – опять про Филарета с Макарием, а также о разделении, которое “не очищается даже кровью”. Просит подождать, а сам куда-то идет. Через минуту приводит молодого парня.

– Я бы тебя перекрестил, но не имею права, я же не священник, а монах. А это, вот, Вася. Он здесь учится в Почаевской духовной семинарии, – говорит старик.

– А когда именно хотите перекреститься? – спрашивает парень.

– Ну, даже не знаю… – показываю, что сомневаюсь.

– Диктуйте свой номер или запишите мой и позвоните. После того, как переговорю с батюшкой – сразу наберу. Ориентировочно, это будет не раньше завтра-послезавтра. Добро?

– А как ваше полное имя, как батюшку зовут, что для этого нужно, сколько стоит? – стараюсь побольше узнать.

– Это все потом. А меня можете записать “Вася, Почаевская Лавра”, – попрощался и зашел в здание семинарии.


Успенский собор Почаевской лавры

…Я сделал еще несколько снимков, после чего спустился вниз к автостанции, а оттуда – на стареньком ПАЗике обратно в Тернополь. Рядом с водителем на “торпеде” приклеены несколько иконок, зеркало заднего вида увешано четками, за водительским креслом – на полупрозрачной пластмассовой панели – висит плакат с видом Почаевской Лавры… Но. Вишенкой к этому галицкому торту стала песня любимой у Путина российской рок-группы “Любэ”, которая гремит на весь автобус: “Отчего так в России березы шумят…” Наверное, так и выглядит почаевский форпост “русского мира” в украинском Тернополе.

День спустя: церква отделена от государства, она просто так называется, потому что патриарх находится в Москве

С самого утра меня разбудил звонок. На экране телефона высвечивается “Вася, Почаевская Лавра”.

– Алло, это Вася из Лавры. Я поговорил с батюшкой – приезжайте, – говорит семинарист.

– А когда?

– Уже в эту пятницу.

– А точно ничего плохого не будет? Я же говорил, что крестился в Автокефальной православной церкви, помните? – снова пытаюсь показать, что сомневаюсь в перекрещении.

– Я все понимаю, но надо перекреститься, ведь только наше крещение правильное, каноническое. Когда-то в украинской церкви произошел раскол, и теперь поместные церкви не признают Таинство УАПЦ и УПЦ КП. Они раскольники. Поэтому приезжайте, батюшка все подробно растолкует. Если не сделаете этого сейчас, то потом будете жалеть, – убеждает Василий.

– Хорошо. Но у меня к вам еще вопрос. Скажите, а это правда, что говорят по новостям о Томосе, объединении церквей?

– Киевский Патриархат… Филарет хочет стать главой, а тут еще и Константинополь слишком много на себя берет. В церкви назревает конфликт. Но наша православная церковь она истинная. По новостям рассказывают много лжи, кормят пропагандой, воздействуют на людей. Но не переживайте, батюшка пройдет по канонам и все расскажет.

– А что там с РПЦ? Они поссорились с Константинополем, разорвали с ними отношения?

– Все сложно. Новости врут, что РПЦ якобы руководится Путиным. Но это неправда. Церковь отделена от государства. Она просто так называется, потому что патриарх находится в Москве. Короче говоря, приезжайте – батюшка все расскажет.

Кладу трубку и вдруг – осознаю. Собеседник ни слова об УПЦ не сказал, а говорил исключительно в контексте РПЦ. Собственно, и про митрополита Онуфрия, настоятеля украинской УПЦ МП – ничего, зато о Кирилле (Гундяеве) вспомнил и о его якобы независимости от Путина, и что российская церковь отделена от государства, России то есть… Знаете, что все это означает? А это остатки «русского мира», это то, что пытается опираться на средневековую выдумку про “Москву – Третий Рим”. Им бы хотелось, чтобы все православные были подчинены Москве, как католики – испанцы, французы, поляки, бразильцы – Риму первому. Но католики при этом остаются поляками, французами, бразильцами, испанцами и так далее, а «Третий Рим» такого не предполагает. «Адин народ», извините. И государство – тоже одно.

Разве этого не понимают в Почаеве? Сомневаюсь. Там тихо теперь, я бы сказал, «благостно» в дни этого фантастического бабьего лета-2018. Но мне показалось, что это точно – поверхностное впечатление. Они начеку там – священнослужители Свято-Успенской Почаевской Лавры и их паства. Это видно по всему – по воззванию митрополита на доске объявлений, по незаслуженным нами «внукам Ленина», по упрямому нежеланию слушать о том, что произошло неделю назад в Стамбуле-Константинополе, по вопросам прихожан и монахов, по моим разговорам с семинаристом Васей…

Знаю, насколько наивно это звучит, но не могу этого не спросить, побывав там: до их мозгов еще возможно достучаться?

Мирослав Лискович. Почаев-Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version