Вместо срока и тюрьмы – браслет и домашние котлеты

Вместо срока и тюрьмы – браслет и домашние котлеты

Министерство юстиции готовит альтернативу содержанию не только подозреваемых в СИЗО, но и осужденных – в тюрьмах

Украина готовится к введению системы электронного мониторинга в пенитенциарной сфере. За образец возьмут опыт внетюремного содержание не только подозреваемых, но и осужденных в Латвии и Норвегии. О подготовке соответствующей концепции, которую, согласно планам правительства, должны разработать до 2020-го, рассказал заместитель министра юстиции Денис Чернышев.

Цель нововведения – сэкономить на содержании осужденных за незначительные преступления под стражей, а в перспективе – на содержании и строительстве тюрем. Также это должно положительно повлиять на ситуацию с преступностью в стране в целом. Ведь главное преимущество электронного браслета – нахождение человека на свободе, а не в изолированном от общества учреждении, которое имеет свои далеко не всегда «гуманные» обычаи и правила. Проведенные во многих странах исследования показали, что использование электронных средств контроля положительно влияет на уровень преступности. Процент повторных преступлений, совершенных людьми, которые когда-то «оступились» и по решению суда избежали попадания за решетку, гораздо меньше. К примеру, по данным исследования, проведенного в 2000 году в Англии и Уэльсе, «рецидив» в таких случаях составлял лишь 2%. По данным других исследований – от 4 до 10%. А среди тех, кто «отсидел» реально, повторно становятся на преступную дорожку», по разным данным, от 40 до 70% человек.

«Применение электронного мониторинга в качестве альтернативы досудебному содержанию в СИЗО и отбыванию наказания за мелкие преступления – важный шаг к гуманизации системы уголовного наказания, – отметил в комментарии Укринформу координатор программ Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко. – Началось это с внесения в 2012 году изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, а также принятие, как говорят, «в развитие», ряда других законодательных актов. В рамках этих инициатив недавно в Украине заработала система пробации (сопровождения и контроля лиц, осужденных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы). Как следствие – стало больше судебных решений не связанных с заключением. То же касается и мер пресечения для подозреваемых в совершении мелких преступлений, для которых раньше судьи, как правило, «безальтернативно» выбирали до двух месяцев содержания под стражей», – напомнил правозащитник.

При этом он опроверг упреки в том, что возможность использования электронного браслета «играет на руку» высокопоставленным коррупционерам, которые якобы получают дополнительные возможности для побега. Как это, к примеру, было в свое время с экс-ректором налогового университета Петром Мельником или основателем «пирамиды» «Элита-Центр» Александром Шаховым-Волконским.


Андрей Диденко // Фото: Радио Свобода

«Без электронных браслетов эти злоумышленники сбежали бы еще быстрее. Ведь ношение таких устройств «дисциплинирует» гораздо больше, чем к примеру, «залог», «личное обязательство» или «поручительство других лиц», – говорит Андрей Диденко. И напоминает, что, согласно отечественному законодательству, ношение электронного браслета – не отдельный вид наказания, а дополнительный предохранитель при взятии подозреваемых под домашний арест.

В то же время активное использование средств электронного контроля может облегчить досудебное содержание так сказать «рядовых» подозреваемых, которых обвиняют в совершении мелких преступлений. Ведь сейчас в СИЗО находится много людей, которым не «по карману» выплатить назначенные судом залоги. К тому же, из-за недостатка приборов контроля судьи очень осторожно принимают решение о мере пресечения в виде домашнего ареста. Иногда суды просто «перестраховываются», массово вынося постановления о двухмесячном содержании под стражей.

«Даже когда судьи выбирают для подозреваемого ношение электронного браслета, «свободного» устройства для выполнения такого решения часто нет. За ними даже «выстраивается» неофициальная очередь», – рассказывает эксперт.

Стоимость мониторинга пока «кусается». Но впоследствии окупится

В Украине электронные браслеты начали закупать в 2012 году. Каждый такой комплект стоил 50 тысяч гривень, всего потратили 25 миллионов. Из полутысячи комплектов сейчас в рабочем состоянии – лишь немногим больше сотни. Ведь гарантийный срок их использования – 3 года. Дополнительно приходится платить за обслуживание.

«Как раз «финансовый аспект» – главный аргумент противников массового внедрения системы электронного мониторинга как альтернативного наказания для «мелких» преступников», – говорит правозащитник Андрей Диденко, попутно напоминая, что в бюджете на деятельность пенитенциарной системы страны предусмотрено всего 40% от потребности.

Именно из-за финансовых проблем, по мнению правозащитника, идею внедрения системы электронного мониторинга вряд ли удастся воплотить за короткое время. Поэтому на первых этапах реформы следует сосредоточиться именно на досудебной пробации, чтобы минимизировать количество людей, которые месяцами, а то и годами, находятся в следственных изоляторах, фактически почти полностью отбывая там сроки, к которым их в итоге осуждают служители Фемиды.

На поэтапности воплощение будущей концепции электронного мониторинга настаивает и юрист Ирина Дидюк. Одним из первых шагов, по ее мнению, должно стать применение электронных средств контроля к лицам, которые освобождены от отбывания наказания с испытательным сроком:

«В этих случаях использование электронных средств будет служить своего рода мерой пресечения. Ведь, находясь под постоянным контролем, склонные к совершению преступлений лица будут знать, что их причастность к уголовному правонарушению будет легко установить, и не совершать рецидивов. А в случае совершения преступления правоохранители легко смогут проверить причастность к нему подконтрольных лиц, проанализировав время и место их пребывания в той или иной местности», – говорит юрист.

Но для определения конкретных правовых оснований для применения электронных браслетов в качестве отдельной формы наказания нужно приложить немало усилий. В частности, разработать дополнительные законодательные и нормативные акты, подготовить методическое обеспечение и обучить персонал. И, конечно же, найти средства на выполнение поставленных задач. Ведь при внедрении новой системы мониторинга Украине понадобится несколько десятков тысяч комплектов для наблюдения, на приобретение которых, по «самым скромным» подсчетам, придется потратить до одного миллиарда гривень.

Судите сами. Согласно подсчетам Минюста, ориентировочная численность лиц, состоящих на учете уполномоченных органов по вопросам пробации (по состоянию на конец 2017-го) – почти 16 тысяч. Среди них, в частности, следующие категории граждан:

Для удешевления электронного мониторинга Украина могла бы воспользоваться опытом других стран, большинство которых не закупают оборудование, а арендуют его у компаний-производителей. Так что в перспективе можем получить еще и эффект, связанный с освоением отечественными предпринимателями нового вида бизнеса или с приходом в эту сферу зарубежных инвестиций.

Ирина Дидюк предлагает присмотреться к зарубежному опыту финансирования соответствующих программ:

«В некоторых странах за использование электронных средств контроля платят сами осужденные. В частности, в США при применении обязательных электронных средств надзора арестант платит государству до 600 долларов в месяц. Такая же практика и в Австрии. Согласно принятому в 2011 году Закону о домашнем аресте, за пользование электронными средствами контроля с заключенных взимают арендную плату – 22 евро в сутки. Правда, если осужденному это «не по карману», государство берет соответствующие обязательства на себя. Считаю такой прагматичный подход вполне оправданным. Ведь лицо, совершившее преступление, должно нести за это, в том числе, и финансовое наказание. Оно должно делать свой вклад, а не только бесплатно получать за общественный счет такие «услуги», – говорит юрист.

В будущем государство сможет преодолеть ряд проблем, связанных с содержанием подозреваемых и осужденных за незначительные преступления людей. Ведь каждый год только для того, чтобы доставить подозреваемых из мест предварительного заключения для участия в судебных заседаниях, государство тратит несколько десятков миллионов гривень. А содержание таких лиц в следственных изоляторах обходится в более 100 миллионов. Часть этих средств, несомненно, можно было бы сэкономить, активнее применяя систему электронного мониторинга. Не говоря уже про активное внедрение ношение электронных браслетов в качестве альтернативного наказания. Кроме «финансового эффекта», это позволит существенно разгрузить места лишения свободы и улучшить условия содержания других заключенных.

Владислав Обух. Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version