Как рынок уменьшил «аппетиты» отечественного авиамонополиста

Как рынок уменьшил «аппетиты» отечественного авиамонополиста

Более активное присутствие на украинском рынке лоукост-авиакомпаний повлияло и влияет на стоимость перевозок

Отечественная авиакомпания SkyUp начала продажу билетов на свои первые бюджетные международные рейсы. С декабря лоукост-перевозчик открывает маршруты из Киева в Тбилиси, Софию, словацкий Попрад и Барселону. При условии раннего бронирования в Барселону, Тбилиси и Софию можно долететь за 1508 гривен, в Попрад — за 987.

Ранее SkyUp выполнял только чартерные рейсы (с нынешнего мая). А летом вместе с еще одним перевозчиком – Bravo Airways – изрядно потрепал нервы украинским туристам, периодически отменяя чартеры в Египт, Турцию и на другие курорты. После «последнего китайского» предупреждения компания сообщила о планах увеличить авиапарк до четырех лайнеров. Пока что в распоряжении перевозчика два относительно новых Boeing 737-800 2013 года выпуска, которые ранее эксплуатировались компанией Malaysia Airlines.

Недавно SkyUP получил сертификат Европейского агентства по безопасности авиации EASA. Этот документ дает право летать в 28 стран Европы, которые входят в EASA, а также в четыре страны-члена Европейской ассоциации свободной торговли: Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. Также SkyUP подал в Госавиаслужбу заявки для разрешения на полеты из Киева в Абу-Даби, Софию и Харьков.

Тем временем о расширении присутствия в Украине сообщила итальянская бюджетная авиакомпания Ernest Airlines. С марта 2019-ого она открывает рейсы из Киева в Геную, а также из Харькова в Рим и Милан. Пока Ernest выполняет 15 рейсов в неделю в Италию (Рим, Милан (Бергамо), Милан (Мальпенса), Неаполь, Болонья) из Киева. Полеты из международного аэропорта "Киев" им. Сикорского (Жуляны) итальянский авиаперевозчик начал с декабря прошлого года.

Всего на украинском рынке уже работают до десяти лоукост-компаний, в том числе крупнейшие в Европе «бюджетные» авиаперевозчики Ryanair и Wizz Air. Причем, на многих направлениях они конкурируют не только между собой, но и с «классическими» авиакомпаниями, в частности, с до недавнего времени монополистом в сфере международных перевозок из Украины – компанией МАУ. А такая конкуренция – один из факторов, который существенно влияет на снижение стоимости пассажирских авиаперевозок на украинском рынке…

Цены снижаются… медленно, но постоянно

По словам авиационного эксперта, члена Общественного совета при Госавиаслужбе Богдана Долинце, точно выяснить, как изменилась в последнее время стоимость пассажирских перевозок по конкретным направлениям, довольно сложно. Ведь отсутствует методология таких расчетов. Информации же, которая бы позволила сделать это самостоятельно, в открытом доступе немного – обычно это является коммерческой тайной. Однако данные из открытых источников, в частности, публичные отчеты авиакомпаний, подтверждают общую тенденцию к снижению стоимости пассажирских авиаперевозок. Что в условиях усиления конкуренции вполне понятно:


Богдан Долинце

«Например, известно, что средняя стоимость билетов одного из европейских лоукост-лидеров – компании Ryanair, которая с недавних пор работает и в Украине, — ежегодно снижается на несколько долларов. В 2017-м, скажем, она составляла 40-41 доллар, в этом году — 39-39,5», — говорит авиационный эксперт. И объясняет, что, планируя свою работу, лоукостеры обычно ориентируются на туристические и миграционные потоки. При этом некоторые направления особенно привлекательны для «бюджетных» авиакомпаний. В Украине это – туристические Турция и Египет, а также Польша, Италия, где большое количество украинских "заробитчан", и «интересная» для малого и среднего бизнеса Германия. Поэтому именно на таких направлениях — при условии присутствия двух и более перевозчиков, стоимость билетов постоянно снижается.

«При этом за «точку отсчета» надо брать не разрекламированные лоукостерами промо-цены раннего бронирования (от 10 до 30 евро), а среднюю стоимость билета на каждом рейсе. При нынешних обстоятельствах она должна составлять 40-50 евро, иначе рейс будет убыточным для перевозчика», — говорит Богдан Долинце и продолжает:

«Если говорить об отечественном авиарынке, то влияние лоукостеров в этом году больше всего сказалось в сфере чартерных перевозок и перевозок в страны с большим количеством украинских мигрантов – в первую очередь, Польшу. Для того, чтобы бороться за преимущества на рынке, компании активно увеличивали долю промо-тарифов. И на это вынуждены были реагировать не только «прямые» конкуренты, но и классические перевозчики, которые все чаще предлагают пассажирам собственные лоукост-программы. Именно конкуренцией можно объяснить появление в «меню» многих перевозчиков безбагажных тарифов, выделение из цены билета стоимости дополнительных услуг, чтобы каждый пассажир получал их только по желанию, но уже по более высокой цене», — рассказал эксперт.

Конкурируя на рынке за априори небогатого украинского пассажира, довольно низкие цены в рамках различных акций и на этапах раннего бронирования предлагает, например, «классическая» латвийская компания аirBaltic (выполняет рейсы из Киева, Одессы, Днепра, Харькова и Львова), которая часто «балует» клиентов акционными предложениями. Греческий авиаперевозчик AegeanAir тоже проводит акции, воспользовавшись которыми пассажиры имеют возможность добраться в Афины менее чем за 30 евро. Причем, в отличие от «классических» лоукостеров, стоимость питания и перевозки багажа входит в цену билета. Израильский перевозчик UP предлагает из Киева долететь в Тель-Авив, Берлин, Будапешт, Ларнаку и Прагу. В частности, по программе «туристического класса», аналога лоукост-тарифов, который предусматривает дополнительную плату за провоз багажа и питание на борту. Заказывая билеты за 10 месяцев до рейса, можно сэкономить почти в три раза. Например, слетать в Тель-Авив за 80 евро. (Подробнее – в материале «Укринформа» «Лоукост-авиаперевозчики в Украине: все о ценах, направлениях, условиях и правилах»)

Не стала исключением и крупнейшая отечественная авиакомпания Международные авиалинии Украины, к которой у нас было так много претензий. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, перевозчик не только снизил стоимость билетов на большинство рейсов, а с мая прошлого года начал собственную систему лоукост-тарифов. Акционные предложения действуют в аэропортах Киева, Харькова, Львова, Одессы и Запорожья. Также есть рейсы из Винницы и Днипра. Самый оптимальный вариант — покупать билет за 10 и больше месяцев. Позже – цена возрастает минимум вдвое. Периодически МАУ проводит акции, продавая билеты по лоукост-ценам во многие европейские города стоимостью от 48 евро в обе стороны. Среди направлений, в частности, Будапешт, Рига, Хельсинки, Амстердам, Брюссель, Мадрид. Такая же стоимость акционных билетов в Тель-Авив, Ереван и Тбилиси.

В целом, начиная с 2015 года, когда конкуренция на украинском авиарынке усугубилась, МАУ постоянно снижает свой тариф для полетов по всем направлениям. «Но тариф – это только часть цены билета, без учета стоимости авиатоплива, доля которого может достигать половины себестоимости перелета. Поэтому на некоторых направлениях цены на билеты даже немного выросли», — говорит Богдан Долинце.

По его словам, касается это, прежде всего, направлений, которые «неинтересны» лоукостерам, а также так называемых «высокозарегулированных» маршрутов. Речь идет о части рынков, на которых вводятся ограничения по количеству рейсов и числу авиаперевозчиков, которые могут их выполнять. Речь, в частности, о странах Азии. Для того, чтобы туда могли летать украинские авиакомпании, надо заключать двусторонние соглашения, которые будут четко определять параметры перелетов и их участников.

«Подобные ограничения есть и по европейским направлениям, — говорит авиаэксперт Богдан Долинце, — Например, летать из Киева в Париж имеют право только несколько компаний, которые выполняют четко регламентированное количество рейсов. Также существуют ограничения на полеты между Киевом и Стамбулом. В будущем такие ограничения для полетов в страны Евросоюза будут сняты после подписания Соглашения об открытом авиационном пространстве. С другими странами стоит как можно активнее подписывать двусторонние соглашения в сфере авиадвижения»…

Вместо выводов

Как бы там не было, а украинский авиарынок постепенно становится конкурентным. По данным Министерства инфраструктуры, в течение прошлого года пассажирские перевозки осуществляли 18 отечественных авиакомпаний. 10 из них выполняли международные рейсы. Благодаря этому украинцы могли посетить 43 страны. Также на нашем рынке присутствуют 29 иностранных авиаперевозчиков. Среди отечественных компаний львиную долю перевозок все еще обеспечивает МАУ. Но постепенно к ней «подтягиваются» компании «Роза ветров», «Азур Эйр Украина», «Атласджет Украина» и «Браво».

А вот конкуренция между украинскими аэропортами довольно вялая. 98% общих пассажиропотоков и почтово-грузопотоков сконцентрированы в 7 ведущих аэропортах: «Борисполь», «Киев» (Жуляны), «Одесса», «Львов», «Харьков», «Днепропетровск» и «Запорожье». При этом доля главного аэропорта страны — «Борисполя» — в общем объеме пассажирских перевозок достигает 64%. Хотя, как отмечают в Мининфраструктуры, ситуация постепенно меняется. Уверенно увеличивают свою долю аэропорты «Киев» (Жуляны), «Львов» и «Харьков».

Владислав Обух. Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version