Томос: новые надежды и старые враги

Томос: новые надежды и старые враги

12 главных месседжей, которые прозвучали на круглом столе экспертов, посвященном автокефалии

Во время процесса автокефалии много вещей происходит впервые. И едва ли не впервые процесс автокефалии происходит параллельно с процессом ее научного переосмысления. В Укринформе состоялся разговор экспертного и научного сообщества о Томосе («Томос: ожидания, пути решения и проблемы российского вмешательства в процесс предоставления автокефалии»), который организовал главный think tank страны – Научный институт стратегических исследований.

О процессе предоставления автокефалии, ожиданиях и вызовах говорили люди, чей суммарный опыт исследования и создания автокефалии на тех или иных должностях (если брать главных спикеров) превышает сто лет.

Во время круглого стола большинство спикеров с надеждой говорили, что через несколько часов состоится встреча президента Украины с епископатом УПЦ МП и некоторые из них рассчитывали на какое-то понимание и хотя бы частичный компромисс. Интересно, что один из спикеров предупреждал, что противники автокефалии из Лавры заявляли о движении неповиновения – и эта концепция станет основой для подготовки актов этого самого «неповиновения» и противостояния и реализацией саботажа и противодействия автокефалии, вызывая нестабильность в обществе.

Слова оказались пророческими. Как известно, встреча с президентом была сорвана руководителями УПЦ МП. И только после собора, который под давлением из Москвы разорвал евхаристическое общение с Константинополем, часть епископов смогла прибыть на разговор в Украинский дом.


Предстоятель УПЦ МП Онуфрий

А 12 главных месседжей и фактов этого мероприятия звучат иллюстрацией – порой радостной, порой тревожной – сегодняшней церковной ситуации.

1. РПЦ имеет более десятка заключенных соглашений с министерством обороны России, Федеральной Службой РФ, Службой Внешней разведки РФ, министерством здравоохранения России вплоть до главного управления казачества при президенте России. Может ли церковь (УПЦ МП) служить национальным интересам Украины, если она (ее непосредственное руководство в Москве) имеет такие соглашения с институтами РФ?

2. Московский патриархат действует во всех светских структурах Европейского союза, международных парламентских структурах. Они едут и устами наших епископов и священников, которые являются номинальными гражданами Украины, сообщают, в частности, о «невиданных притеснениях, нарушениях прав человека, хуже чем при коммунистическом режиме». На выездном заседании в Запорожской епархии сотрудники НИСИ слышали информацию из уст управляющего епархией, что центральная власть разжигает религиозную вражду и ведет украинский народ к гибели (рассказал Сергей Здиорук, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований).

С другой стороны:

3. Томос об автокефалии даст украинскому православию шанс вырваться из навязанного Московским патриархатом политического православия, а для общества это станет мощным фактором ментального возрождения украинской нации.

Для общества получение автокефалии православной церкви в Украине – это мощный и практически не применяемый фактор ментального возрождения украинской нации и ее политического, экономического и социального развития. То есть, мы должны бежать от двойственности бытия, навязанной московским православием, и возвращаться к своему украинскому бытию.

4. Томос – это шанс снять внутриправославное противостояние, которое с начала 1990-х годов просто разрывает украинское общество. Мы не можем двигаться вперед, не имея общественного согласия и мира внутри общества.

5. Существует интересная статистика, которая иллюстрирует уровень патриотизма, например, в Житомирской области. УПЦ КП в 2015 году (это год, когда еще не было налажено снабжение в армии) имела 209 общин, МП имела 651 общину. За этот год от КП пожертвовали на обеспечение наших воинов более миллиона гривен, от Московского патриархата поступило менее 130 тысяч гривен. Это без учета продуктов, одежды и медикаментов.

6. Греко-католики поддерживают идею поместной церкви на уровне с Киевским патриархатом (Александр Саган, профессор, религиовед). И это свидетельствует о фейковости кремлевских утверждений относительно отсутствия религиозного мира в Украине.

7. К процессу автокефалии причастны практически все государственные институты и представители исполнительной власти, и президентская администрация, и парламент. Это имело свои плоды и на международном направлении. Только две поместные православные церкви (Сербия и Антиохия, не считая самой России) заявили о приверженности к московской модели решения этого вопроса.

8. Тема автокефалии получила очень широкое общественное обсуждение. Впрочем, это имеет свои недостатки. По каналам ходят несколько десятков «экспертов», которые с одинаковым «успехом» говорят о газе, космических кораблях, сельском хозяйстве, а заодно и о Томосе. Хорошо, что люди узнали об основополагающих вещах в автокефалии, но качество дискуссии должно соблюдаться, это тонкая и специфическая вещь. Один известный в 1990-х годах политик, который уже сошел со сцены, но стал звездой одного пророссийского канала, всерьез говорит, что для него главный авторитет в автокефалии – его дочь, поэтому он будет ходить в ту церковь, что и она, и его политическая сила тоже.

Что можно на это ответить? Разве что то, что подобная кухонная аргументация может работать в рамках одной той семьи, это ее общественное право, но если ты политик, ты должен понимать историческую логику и общественные тенденции.

9. Фактически, автокефалия в Украине уже существует с конца 80-х годов, в августе 1989 года была образована первая автокефальная структура, но она не была признана. Сейчас речь идет о получении всеми желающими канонического признания со стороны мирового православия. С 1992 года в Украине есть православная церковь Киевского патриархата. Они стремились и искали пути объединения и признания, и скоро мы будем иметь объединение всех, кто хочет автокефалии.

Стоит сказать, что, если бы не было жертвенного движения Константинополя, которое превышает ожидания, неизвестно, как бы все складывалось.

10. Все 332 года Константинополь не был исключен из украинского эклезиального контекста. Правобережные епархии оставались в единстве с Константинополем до конца 17 века, последние центры в рамках православной традиции в единстве с Константинополем (Манявский скит) сохраняли единство с матерью-церковью до 18 века, были в юрисдикции Вселенской церкви и Закарпатья.

11. Процент тех, кто поддерживает поместную церковь, растет, и сегодня достигает 54 процентов, но безоговорочным социологическим фактором является то, что процент тех, кто объединяет себя с Московским патриархатом, почти стабильный – 18-20%. Украина обречена иметь эту юрисдикцию, и Украина гарантирует им эти права. Но существование людей, которые имеют противоположную точку зрения, обязывает гарантировать их права и дать им возможность самонахождения и своего духовного видения.

Что делать?

12. В ближайшее время мы должны провести законодательное урегулирование процесса утверждения автокефалии. Необходимо немедленно рассмотреть и принять законопроект №4128, который обеспечивает реализацию схемы легитимных механизмов перехода общин из одной юрисдикции в другую. А также необходимо отстоять право государства не регистрировать уставы общин, которые не соответствуют украинскому законодательству. Так же от нас требуют регистрировать уставы только потому, что их регистрировали при Януковиче. (Из выступления председателя департамента Государственного комитета религий Андрея Юраша).

Подведем итоги.

Признанная церковная независимость завоевывается очень болезненно. Но правы участники мероприятия: в результате целого ряда шагов, включая вчерашний «игнор» Президента со стороны руководства УПЦ МП, – мы видим целый ряд саморазоблачений российской агентуры. То ли начальство УПЦ МП было неискренним, когда говорило, что считает себя частью общенационального церковного движения, то ли они выполняют не свою реальную волю, а волю людей извне, которые влияют на процессы.

Так же, как очень заметно, Русская церковь тяжело прощается со своей схемой, историософской традицией, которую она эксплуатировала много сотен лет, присваивая все киевскую наследство как базу развития своей традиции.

Но уже нет сомнения, что наш путь – духовное освобождение и конституирование Единой Поместной Церкви. Будем ждать объединительный собор, где мы сможем вместе создать Единую поместную церковь, которая много лет существует в автокефальном статусе в разных юрисдикциях, но должна иметь объединенную структуру.

Лана Самохвалова, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version