Каким будет будущее устройство Православной Церкви в Украине?

Каким будет будущее устройство Православной Церкви в Украине?

Обобщив гипотезы и предположения, получаем ответ на вопрос – как будет выглядеть на церковной карте Украина

За неделю до Синода Константинополя мы провели маленькую ревизию. Как и с чем встречаем новость о Томосе? Что известно о договоренности и работе подготовительной группы?

Не так давно мы публиковали обзор «Кто есть кто на православной карте мира».

Сегодня, обобщив гипотезы и предположения, высказанные приближенными к этому процессу людьми, хотела бы поделиться видением того, как будет выглядеть на церковной карте Украина.

Православная Церковь Украины, скорее всего, будет иметь последний – 15-й номер в Диптихе (перечне православных церквей). Если по-честному, наше место должно быть выше – вместо РПЦ. Но ни Вселенскому патриархату, ни нам не нужна такая эскалация конфликта – кого-то вытеснять. Наша новая церковь украсит любой номер Диптиха.

Будущий предстоятель будет носить титул архиепископа, но среди верующих его будут продолжать называть патриархом.

Этот титул уточнил патриарх Филарет в предыдущем решении Синода, показав, что он готов идти на понижение, если речь идет об объединении церквей. Сейчас его титул звучит так: архиепископ и митрополит Киевский и Всея Руси-Украины. И сокращенный титул (патриарх Киевский и Всей Руси-Украины) – для внутреннего использования.

Именно после этого уточнения титула, на пресс-конференции владыка Евстратий, пресс-секретарь УПЦ КП сказал: "Мы предвидим возможное осложнение с признанием со стороны некоторых поместных церквей украинской церкви сразу как церкви с патриаршим укладом. Потому что еще до недавнего времени они не готовы были обсуждать даже автокефалию церкви".

Поэтому, мы предполагаем, что церковь будет иметь такое устройство, как архиепископия (не путайте с митрополией). Что это такое?

Наши собеседники с научными степенями объяснили, что в греческой традиции митрополия – синоним епархии, а архиепископия – синоним совокупности епархий.

Соответственно, архиепископ – это старший над епископами. Исходя из этого, архиепископия понимается как место главного епископа (в том числе предстоятеля). А митрополия происходит от греческого слова "полис" – город, митрополией управлял митрополит, то есть епископ над большим городом. Он мог иметь помощников – викариев и т.д…

В восточной традиции митрополиты, которые хоть и могли разделяться между собой в зависимости от размера епархий, но все они подчинялись главному – архиепископу, как старшему среди епископов, митрополитов. Таким образом титул архиепископа мог носить/сочетать и патриарх, а соответственно архиепископия могла называться и патриархией.

Как центр управления и принятия решений и административная единица архиепископия, безусловно, выше митрополии.

Если кафедра была древней, то архиепископ носил титул Патриарха.

Такая конструкция представляется членам рабочей группы реалистичной и приемлемой. Вселенская патриархия утверждает, что это полная автокефалия. То есть новая церковь сама будет избирать предстоятеля, собственным собором создает устав, сама (Синодом) может изменять границы епархии, сама поставляет себе митрополитов.

Есть еще одна форма связи – поставка миро для богослужений. Миро – специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека.

Московский патриархат в Украине имеет миро из Москвы, Киевский варит сам. Не исключено, что новая церковь будет брать миро у Вселенской.

«Но здесь возможны варианты: возможно, мы и будем брать, и будем варить, ссылаясь на давнюю традицию, которая была еще до 1686 года», – делится наш собеседник.

Какие вопросы должны согласовать будущие члены новой церкви, и что должна принять Вселенская патриархия?

По состоянию на вчера обсуждался вопрос – останется ли патриарх Филарет если не на престоле, то, хотя бы в состоянии почетного предстоятеля.

Большая часть епископата УПЦ КП на этом настаивает: для них – это гарантия будущего вектора развития на века вперед, гарантия того, что политика Вселенского патриархата не изменится, если когда-то там главные партии перейдут к сторонникам РПЦ. Для общества это момент исторической справедливости – Филарет был отцом автокефалии и это было главным проектом его жизни. Поэтому, учитывая, что патриарх Филарет поддерживает все решения Константинополя, есть основания думать, что это согласовано.

Пока нет точного числа епископов из Московского патриархата, которые готовы принять участие в процессе. Надеемся, что после решения Синода Константинополя присоединение будет для них морально значительно легче.

Конечно, тема: каким будет присутствие Вселенской церкви после создания Единой Поместной церкви – не обсуждается. А на прямые вопросы нам отвечают: будут постоянные полноценные рабочие и личные контакты.

Возможно, будет определенное перетягивание каната, попытки влияния, но не будем этого бояться. В семье так бывает.

Лана Самохвалова. Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version