Какими нас хочет видеть Варфоломей?

Какими нас хочет видеть Варфоломей?

Высказывания Вселенского патриарха, в которых каждый найдет что-то для себя

«А пошел бы патриарх Варфоломей на то, чтобы дать вам автокефалию, если бы россияне приехали на собор на Крит, если бы были к нему более внимательны?» – этот вопрос от иностранных ученых и журналистов я слышу довольно часто.

Мой ответ каждый раз становится длиннее, но, проанализировав геополитическую конъюнктуру, остановившись на таком факторе, как война России и роль РПЦ, я всегда добавляю еще одно.

Я говорю: сама жизнь патриарха Варфоломея свидетельствует, что это решение очень органично для него. Прочитав его книгу («Віч-на-віч із Тайною», выпущенную издательством «Дух и Литера») и подробную его биографию, я понимаю, что он, возможно, готовился к этому всю свою жизнь.


Фото: kniga.org.ua

Его называют патриархом, который строит мосты и открывает дверь, посланником мира и примирения. Он не перестает следить за Украиной, и даже вторая часть его книги начинается с цитирования «Повести временных лет». А потом подумала, что и вам будет интересно услышать некоторые цитаты Святейшества, 270-го патриарха Константинополя и Нового Рима, одного из четырех детей владельца маленького кафе с острова Имврос, чья семья имела "в собственности" маленькую часовню, который с детства прислуживал алтарником в местной церкви. Профессора-канониста, чей путь к патриаршеству начался еще с детства, когда посадив на ослика маленького алтарника и закинув туда же богослужебные книги, островной священник обходил часовни местных сел.

В его богословии (или служении, или миссии – кому как нравится) нет этого неврастенического ожидания конца света (пропагандируемого мартинесом соседской церкви), нет превосходства над католиками (мысль, что Папа отступник и еретик до сих пор навязывается товаром едва ли не каждой церковной книжной лавки) и, наконец, нам предлагают такое необычное для нашей традиции блюдо, как принятие и понимание других монотеистических религий. И вот это мышление, и эти выступления, где находится место для мыслей о мигрантах, экологии (именно за бережное отношение к окружающей среде его Святейшество называют «зеленым патриархом), оно очень привлекает.

О молитве, посте и богословии

*Истину не постигают разумом – ее созерцают… Бога не исследуют теоретически – его видят… О красоте не рассуждают абстрактно – ее воспринимают.

*Богословие – это не какая-то запутанная система интеллектуального дискурса, монополия нескольких специалистов, которые окопались в библиотеках. Ему не учатся, его, скорее, впитывают…. Это всегда плод соборной мысли и консенсуса… Оно всегда зарождается, проявляется и трактуется в контексте опыта целого сообщества.

*Пост – это способ не желать, или желать меньше и признавать желания других… Воздерживаясь от определенных видов еды, мы не наказываем сами себя, а наоборот, – учимся ценить все разновидности еды. Пост подразумевает внимание…Внимательнее присматриваясь к тому, что мы делаем, что мы едим и какими удобствами пользуемся, мы острее осознаем реальность страданий и значение взаимопомощи. Пост впитывает боль и превращает ее в новую надежду…

*Молитва – не привилегия немногих, а призвание всех…Молитве не учатся по учебникам и молитвословам… Молитва вообще не может существовать сама по себе: это всегда действие того, кто молится. … Это не текст, а живой человек, не книга, а охваченное пламенем сердце… Молитва подразумевает и ставит себе целью мистическую связь или сакраментальную встречу… Молитва – всегда диалог. Даже когда она творится в молчании – это не пустая стерильная тишина, а молчание, «рождающее» Бога.

О ценности свободы и мигрантах

*Во Вселенском патриархате мы не опасаемся чужаков, мы рады им. Мы сделали своим повседневным делом воплощение апостольской заповеди: «Не забывайте любви к пришлым». Мы настаиваем, что все люди равны и перед законом Божьим, и перед светскими законами… Этот взгляд мы разделяем со всеми разумными и честными людьми независимо от их религиозных убеждений. По любому случаю мы призываем уважать права религиозных меньшинств, особенно их неотъемлемое право на собрания и образование.

*На этой планете, созданной Богом для всех, найдется место для всех… Существует, наконец, солидарность человеческого рода, ведь люди, созданные по образу Триединого Бога, зависят друг от друга и нуждаются друг в друге…

Война во имя религии – это война против религии…

*Человек, как экзистенциальная реальность, может быть личностью только когда живет в свободе. Только в условиях, при которых весь спектр возможностей открыт для нашего свободного и сознательного выбора, мы способны превращать нашу временную реальность и себя самих в образ Божественного Царства. Свою человечность мы осознаем через свободное взаимодействие с другими. Личное бытие – это свободный акт сопричастия, что делает разнообразие и уникальность краеугольными камнями нашей человечности… Однако это не только дар, но и безграничное требование…, дар, который достигается большими духовными усилиями…

*Мы не рабы дорог и норм собственного общества, пассивно одобряющие или активно гоняющиеся за тем, что считается у нас допустимым и общепризнанным…

О растениях и животных

*Даже самые маленькие и смирные элементы Божьего творения необходимы для нашей жизни и составляют неотъемлемую часть красоты природы.

*Однако чрезмерный выпас скота и вырубка лесов нарушают баланс растительного мира. Чрезмерная ирригация и разрастание городов прерывают величественный эпос природы. Из-за собственного эгоизма мы не считаем нужным обращать внимание на растения или, по крайней мере, недооцениваем их важность. Наше видение построено на жадности и подчинено корысти.

*Растения – самые мудрые учителя и лучшие образцы для подражания. Они тянутся к свету. Они нуждаются в воде. Им необходим чистый воздух. Их корни уходят глубоко в землю, но сами они тянутся к небу. Они превращают и приумножают все, что получают от природы, даже, казалось бы, полнейший хлам. Они легко приспосабливаются и обильно плодоносят для других – то ли на пропитание, то ли в утешение. Они наслаждаются собственным микрокосмом, делая свой вклад в макрокосм вокруг себя.

*Тесная связь между человечеством и остальным сотворенным с первого момента бытия безусловно должна напоминать о нашем тесном родстве с царством животных… Хотя создание человека по образу Божию, бесспорно, уникально, однако с другими живыми существами и даже со всем сотворенным миром нас объединяет гораздо больше, чем разделяет. Это тот урок, который мы усваиваем в последние десятилетия, – увы, тяжкий урок. Отцы-отшельники знали, что человек с чистым сердцем чувствует свою связь с остальными созданиями, и особенно с миром животных… Любовь к Богу, любовь к другим людям и любовь к животным нельзя резко противопоставлять. Между ними возможна иерархия приоритетов, но нет пропасти или преимущества одного над другим.

О самом себе

*Каждый вечер, закрывая дверь своего кабинета, я не оставляю позади людей и события, с которыми я имел дело в течение дня. Я забираю их с собой, в своем сердце, в маленькую патриаршую часовню, чтобы вечером, которым завершается день, принести их Богу в молитве. Часовня – мое маленькое укрытие от ежедневного потока проблем, замечательная возможность поразмышлять о чудесах Господа, который любит нас такими, какими мы есть. Что еще я мог бы просить? Что может быть большим?

*Несомненно, без оптимизма не может быть жизни, а без веры невозможно будущее… Даже если все вокруг нас противоречит нашей надежды, с Божьей помощью рано или поздно взойдет солнце и глубина ночной темноты уступит дневному свету. Это чувство реализма дает нам возможность жить настоящим во всей его полноте и укрепляет наше видение вечности. Новый рассвет наступит вместе с нашей верой в Божью любовь и размышлениями о солидарности с нашими братьями и сестрами во всем мире, о сохранении этой замечательной планеты – всех этих даров Всемогущего Бога – ради новых будущих поколений.

Лана Самохвалова. Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version