Какой памятник будет стоять на границе с РФ после победы?

Какой памятник будет стоять на границе с РФ после победы?

В Киеве накануне Дня Независимости открылась выставка “Фактор Свободы. Мазепа, Петлюра, Бандера"

— Володя, как чувствует себя человек, который повалил все памятники Ленина в стране, снискав славу радикала? – в шутку спрашиваю я у председателя Института национальной памяти Владимира Вятровича за полчаса до открытия самого креативного выставочного проекта Института нацпамяти и Института исследований освободительного движения “Фактор Свободы. Мазепа, Петлюра, Бандера»…

— Как римский консул, который говорил: Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше, — отшучивается Володя.

У тебя нет ощущения, что тебе не повезло с народом, ведь после того, как ты за пять лет сделал больше, чем все остальные за двадцать, должен бы был стать героем, а вместо этого…

Нет, у меня было подтверждение, что все идет правильно. И у меня точно не было мыслей: это общество сломалось, несите другое. У меня нет другого народа.

Володя также рассказывает, что осталось декомунизировать памятник Щорсу и советский герб на Родине–Матери, что в регионах сделано более 90% и что дальше мы должны пройти непростой путь переосмысления коммунистического прошлого, а именно — почему режим был преступный, почему такие вещи не должны повториться. Говорит, что дальше следует формировать национальный исторический нарратив, чтобы мы в Украине имели хотя бы минимальный набор общих представлений об истории, и чтобы в общенациональный нарратив были включены особенности региональных видений (сейчас в регионах создают представительства Института Нацпамяти, которые будут ретранслировать исследования центрального института, и подавать местную информацию и видение в центральный офис).

Время начинать выставку. Сам проект – традиционный для Института Национальной памяти и Центра исследований освободительного движения формат больших стендов с рассказами, фотографиями о знаковых событиях и личностях истории. Это не первый проект. Офис «НБН» расположен недалеко от Главпочтамта (традиционно выставки проходят там), поэтому гуляя там, я собственными глазами и ушами могла убедиться, что эти истории, рассказанные со вкусом, с чувством, красиво проиллюстрированные, читают и смотрят еще долгое время гости и туристы города. И сегодня, за полчаса до начала, здесь стояли и военные (подробно рассматривали, что из одежды сечевых стрельцов, как, например, шапка или нарукавный тризуб, в том или ином виде используется сейчас), стояли школьники, усатые деды (а-ля члены Просвиты), интеллигенты в очках (а-ля профессора точных вузов), причастные к выставке. «Мазепинка» в униформе, петлюровский тризуб на шевронах и бандеровское приветствие — такова современная армия с давними традициями.

В этом году совпало три юбилея. 380 лет со Дня рождения Ивана Мазепы. 140 лет — Симона Петлюры. 110 — Степана Бандеры. Ученые и исследователи создали выставку в виде их страниц соцсетей. Этот формат заставляет каждый раз улыбнуться, когда изучаешь «аккаунты» героев. Потому что у Мазепы на «аккаунте» указано, что жена Анна Половец, а в отношениях — с Мотрей Кочубей, и он читает Макиавелли и слушает Скарлатти «Безответная любовь». А у Петлюры указано, что читает он Котляревского и Михновского, Драгоманова, Грушевского и Карла Маркса, а слушает "Щедрик" Леонтовича и "Гетманы" Николая Лысенко. А Бандера читает Франко, Донцова и Киплинга, а слушает «Зродились ми великої години», «Танго» Богдана Веселовского и Элвиса Пресли…

Но это лирика личного профиля. На самом деле, это легкое изучение личных дел героев позволяет еще раз почувствовать гордость. От того количества языков, которыми они владели, от того букета спецслужб, которые за ними следили, а еще гордости за то, какими замечательными людьми они были окружены, и какой колоссальный вклад они сделали.

Чем мне особенно понравился проект: героизация здесь граничит с трезвой оценкой. У «профиля» каждого героя есть отдельный стенд под названием «Світло і тіні», оформленный в виде мессенджера. Например, лайк Мазепе за сотрудничество с царем, который европеизировал Московское царство, сопровождает дизлайк за то, что активное участие украинцев способствовало политическому и этнокультурному поглощению Украины Россией.

Например, лайк за создание революционного провода ОУН, более нового и динамичного, сопровождает дизлайк за то, что две части некогда единой ОУН начали враждовать. Например, лайк за восстановление Украинского государства в 1941 году Бандере сопровождал дизлайк за то, что это было не подготовлено и потянуло за собой расконспирацию подполья и немецкие репрессии.

Не буду приумножать спойлеры, потому что чтобы осмотреть выставку, достаточно сорока минут. За это время можно увидеть очень яркие примеры антиукраинской пропаганды, как, собственно, Россия и Советский Союз уничтожали эти имена. С link-ами, title-мы, align-мы и другими тегами есть ссылка на советские учебники, отчеты ВЧК, сообщения советских минюстов, которые убивали имена Мазепы, Петлюры и Бандеры.

Возле последнего стенда Василия Слипака (он — новый символ, который как бы продолжил дело героев выставки и заплатил за него жизнью) журналисты окружили министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Он — двоюродный брат Василия Слипака и поддерживает проекты Института Нацпамяти и Центра исследований освободительного движения.

— Я уверен, что мой брат очень гордился бы быть рядом с такими именами, быть четвертым среди них, — у всех перехватило дух от таких слов брата Василия Слипака, а тот продожил, — Василий смотрит с неба и он среди нас сегодня. Мы веками обороняемся на собственной земле от разных оккупантов. Быть украинцем — опасно, иногда — смертельно. Если же ты хочешь возглавить движение за Украину, ты получаешь черную метку от всех соседей. Мы были «мазепинцами», потому что боролись за Украину, были петлюровцами, потому что боролись за Украину, стали и до сих пор являемся бандеровцами, потому что боролись за Украину. И я более чем уверен, что мы победим в этой украинско-российской битве.

Эти открытия выставок в первый день, когда приходят журналисты и все свои, историки, аналитики, имеют какой-то такой семейный привкус, когда все делают свою работу и радуются событию, журналисты пишут, гости и организаторы комментируют, зрители фотографируют.

— Почему выставка называется "Фактор свободы"? — спрашивают у Владимира Вятровича.

— Почему Фактор свободы? Потому что он делал украинцев украинцами, который наверняка не учитывался российской пропагандой и разрушал российские сценарии, который приведет нас к победе. На центральном плакате изображение: это башня Донецкого аэропорта – она стала символом свободы, символом нашей тяги к свободе. Таким оно становится для нашего мира. И я бы очень хотел, чтобы после нашей победы в этой войне где-то на границе с РФ стоял памятник. Возможно, даже в натуральную величину этой башни, который бы дал четко понять нашим восточным соседям простой посыл — здесь вам не место, не лезь. Здесь территория свободы.

Лана Самохвалова, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version