Зарплаты учителей: бюджетную статью уже уменьшили, соцпакет еще не улучшили

Зарплаты учителей: бюджетную статью уже уменьшили, соцпакет еще не улучшили

Педагоги отстаивают право на повышение зарплат. Но уже пора давать их за конкретные достижения и результативность уроков

На прошлой неделе на Житомирщине состоялся учительский протест, который увидела вся Украина. Полторы сотни педагогов перекрыли трассу Киев-Ковель и требовали выплатить им зарплату, которой они не видели с начала лета. "Бросают, как собакам, по тысяче", — так описала ситуацию участница акции Татьяна Применко. 12 школ Лугинской ОТГ непрерывно ходили по пешеходному переходу, ожидая, пока в облгосадминистрации примут решение о задолженности. Не хватало денег на зарплаты из-за несоблюдения образовательной субвенции, объяснили чиновники, вот педагоги и страдали от безденежья 4 месяца. Позже председатель Житомирской ОГА Виталий Бунечко сообщил на своей странице в Facebook, учителям Лугинской ОТГ деньги таки найдут. Если нет, педагоги обещали вернуться на трассу. Хотя проблема учительских зарплат, похоже, заходит дальше задолженностей и повышений.


Виталий Бунечко

«Просто ошибка», или Откуда берутся долги

Долги по зарплате — какое-то эхо 90-х. Казалось бы, откуда им взяться при сегодняшней относительно стабильной экономике. Но к началу 2019 году в Украине Госслужба статистики зафиксировала более 2,6 млрд грн. зарплатных долгов.

Виталий Бунечко ситуацию на Житомирщине пояснил: учителя остались без зарплат из-за ошибки в расчетах экономического отдела ОТГ. На 5,48 млн грн «просчитались», когда заполняли формулу для получения образовательной субвенции. И от таких ошибок ни один регион не застрахован, говорит Сергей Романюк, заместитель председателя Профсоюза работников образования и науки Украины. "Сейчас — Житомирщина, в позапрошлом году Киев недополучал", — говорит он. Формирование бюджета по регионам должно происходить на основании тарификации. Это когда каждая школа пишет "смету": сколько учителей каких категорий у нее в штате, какие у них нагрузки. Данные сводятся, делают подсчеты и на область выделяют средства. "Потом придумали формулу, где учитывается плотность населения и другие показатели, которые мало кто понимает, — объясняет Романюк. — Вот по ней и распределяют деньги по регионам".


Сергей Романюк

В результате на 1 сентября, по данным профсоюза, более 8 млрд грн образовательной субвенции в стране оставались неиспользованы. В то же время в некоторых регионах средств не хватает. Такого не может быть, если есть 8 млрд остатков, считает господин Романюк. Когда местные чиновники замечают ошибку, они должны обращаться поскорее в ОГА, чтобы сообщить в Минобразование и вместе с Минфином сделать перераспределение. "Но срабатывает закон инерции: если какому-то региону раз дали средств больше, чем надо, то потом попробуй отними", — говорит профсоюзный лидер.

Вечная беда: мало и не для всех

К тому же бюджетный комитет Верховной Рады отклонил предложение образовательного комитета (в рамках обсуждения проекта бюджета на 2020 год) увеличить на 5,1 млрд грн сумму расходов на оплату труда педагогов. Депутат Инна Совсун пояснила: министр образования заявила, что зарплаты учителей должны расти за счет местных бюджетов. Профсоюз, мягко говоря, недоволен. "Реформы — это когда вкладываешь во что-то деньги и вносишь изменения. А реформы на экономии — это ограбление отрасли", — убежден Сергей Романюк. Педагоги и так обижены на бюджет. По словам Романюка, в соответствии с законом "Об образовании" на образовательные нужды должно идти 7% ВВП страны. "Мы просили 10%, но Минфин согласился на 7", — объясняет эксперт. Вместо этих 7% в бюджете на 2019 год заложили всего 6,2%, а на 2020-й предлагается и вовсе 5,2%.


Марина Мигаль

Чтобы учителя держались в школе, местные бюджеты и так давно им приплачивают, говорит Марина Мигаль, директор Академического лицея №1 им. А.С.Малышко г. Обухов (Киевская область) и бывшая глава городского управления образования. "Есть такая надбавка «за престижность педагогического труда», 5-30 процентов оклада, — рассказывает она. — У нас обычно 20%, только 5% платятся из госсубвенции, а 15% добавляет город". Другой пример — расчет учительских ставок на классы, в которых должны учиться 25 учеников и не более. А если набрали 27 — должно уже быть разделение на группы для занятий, скажем, на английском. "В классах 28-30 детей, а оплата труда учителя для второй группы не предусмотрена. Когда работала в управлении образования, обращались в различные инстанции по этому поводу, — рассказывает директор. — В конце концов средства начал выделять местный бюджет. А это иногда до 9 млн грн в год". Хорошо, когда речь о городе областного значения или богатой ОТГ. А если в громаде налоги платить некому, "престижность педагогического труда" — соответствующая.

Поддержка молодежи или доплаты за заслуги

Отклоненные 5,1 млрд грн должны были в первую очередь пойти на повышение зарплат воспитателям детсадов и молодым учителям, объясняла Инна Совсун. "Верх цинизма — повышать молодым, когда нынешним 50-60-летним годами обещали достойную зарплату и пенсию на уровне 80% от нее. А, выходит, обманывали", — возмущается Сергей Романюк. Позиция профсоюза — повышать всем. С другой стороны, он признает, что минимальная зарплата учителя без вычета налогов — это всего 4723 грн. И дают ее педагогам новичкам, ассистентам учителей, которым еще не доплачивают за классное руководство, содержание кабинетов и т.п. Хотя об учительских зарплатах в обществе немало мифов: то ли мизерные, то ли уже заоблачные. "Молодой специалист у нас получает до 5-6 тысяч "грязными". Опытный — 13-14 тыс., методист — 15-16 тыс.», — объясняет Марина Мигаль.

Поэтому школу, по ее словам, беспокоит идучщее сейчас обсуждения закона о среднем образовании. Группа депутатов предлагает отменить надбавки, но увеличить ставки. "Если всех подровняют, кто тогда захочет брать на себя руководство классом, почти круглосуточную ответственность за детей?" — аргументирует директор. Или обслуживать компьютерные классы. За уход за школьной техникой пока доплачивают учителям. Не то что айтишников — учителей в школу не заманишь, жалуется Мигаль. "Педагогические вузы переполнены, а работать некому. Физики, химики, математики — дефицит, — говорит она. — Учитель английского поработала в школе год, подтянула методику и открыла частную школу". Если впридачу пенсионерам запретят работать в школе дольше, чем год после выхода на пенсию (а такие предложения есть), начнется катастрофа, считает Марина Мигаль. "В нашей работе возраст — не показатель. Знаю учительницу немецкого, которая в 68 овладела компьютером и вела переписку на иностранном языке, и 30-летних с принципами "не трогайте меня — я вас не трону", — объясняет она.

Время перемен: как подойти к учителям по-европейски

Чтобы дела улучшились, достаточно соблюдать 61 статью закона «Об образовании», согласно которой Кабмин должен утвердить схему должностных окладов для работников образования с минимальным должностным окладом размером в три прожиточных минимума (до 2023 года поэтапно), считает Сергей Романюк.


Анна Харламова

Проблема гораздо глубже, уверена Анна Харламова, кандидат экономических наук, доцент кафедры КНУ им. Т. Шевченко. «В образовании до сих пор главная проблема — отсутствие формулы для оценки образовательных услуг и реальной оценки стоимости обучения одного студента, учащегося. Отсутствует базис — адекватная сегодняшним ценам на рынке стоимость часа обучения ученика », — говорит она. Измерить эффективность работы учителей, школы нечем.

Нынешняя система оплаты труда построена на формальных признаках, которые не учитывают прогресс ребенка в обучении, его интерес к предмету, считает Елена Бондаренко, соучредитель ОО «Батьки SOS». «Просто учет действий учителя, которые могут и не иметь результата, — считает она. — Кроме того, система оплаты не привлекает в школы молодых педагогов». Им и работы больше, пока они наработают собственные эффективные методики и зарабатывать они будут значительно меньше старших коллег.


Елена Бондаренко

«Учитель должен ориентироваться на результат — знания ребенка, — говорит Бондаренко. — Если оплата не стимулирует выбирать эффективные способы для его достижения, то ее надо менять».

По словам доцента Харламовой, нигде в мире учитель не получает прибыли на уровне ТОП-менеджера, его зарплата может быть сопоставима с заработкам сантехника или товароведа. Дело не только в деньгах. Систему оплаты труда и учительский подход к ней менять коренным образом. «Учителю нужно дать неденежные бонусы и гарантии: покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное обучение детей в вузе, доступные кредиты, льготный доступ к жилищному фонду», — перечисляет Анна Харламова, бывший сотрудник Института высшего образования. Платить в соответствии со стажем и выслугой — неплохая практика, но к ней следует добавить систему набора баллов за разный тип активностей и повышения квалификации. «В соответствии со шкалой — доплаты с шагом 5-10%, — объясняет она. — Одних это поощрит развиваться, других — уйти из школы». Очень правильный новый тренд привлечения практиков в школу для уроков. «Стоит ввести возможность почасовой оплаты приглашенных лекторов», — рассуждает экономист.

Конечно, повысить статус педагога, привлечь его к школьному труду можно и «старым способом»: форумы учителей, соревнования за звание «Учителя года»… Но современная школа еще и должна стать центром социальной жизни района и общества. Для этого можно, например, организовывать интересные массовые мероприятия, праздники. «Не принудительно на волонтерских началах, а путем получения грантов из бюджета», — замечает Харламова. Тогда исчезнет взаимное чувство, что школа постоянно что-то требует от родителей, а родители — от учителя.

Тетяна Негода, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version