Голодомор. О чем рассказывают памятники

Голодомор. О чем рассказывают памятники

Первый в Украине знак в честь жертв голодного геноцида поставили в Харькове

В этом году для разговора о Голодоморе 1932-1933 годов мы выбрали не совсем привычный ракурс. Корреспонденты Укринформа поинтересовались, какие мемориалы и памятные знаки в честь жертв этой трагедии стоят в городах и селах Украины.

Массово и по инициативе высшего руководства нашего государства памятники пострадавшим от голодного геноцида были установлены аж в 2008 году – к 75-й годовщине Голодомора 1932-33 годов. Но и до, и после этого хватало примеров неказенного, а часто даже жертвенного чествования памяти вымореных большим голодом украинцев.

ХАРЬКОВ. ПЕРВЫЙ В УКРАИНЕ ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ И БРОНЗОВЫЙ УПРЕК “СОПРЕДЕЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ”

В областном центре Харьковской области, которую по количеству жертв Голодомора ставят на второе место после Киева, о страшных годах напоминает деревянный крест высотой 3 метра в Молодежном парке. Его установили в 1989 году – и это был первый в Украине знак в память об уничтоженных геноцидом жизнях. А люди, которые тогда пришли на собрание, не догадывались – что именно будет происходить…

Инициатором установки креста выступил председатель областной организации Народного Руха Владимир Пасичник (ушел из жизни в 2013 году). Он приобрел в Люботине (в 25 км от города) древесину и пешком – волоком тянул бревна в Харьков, рассказывает его сын – художественный руководитель и основатель театра Post Scriptum, заслуженный деятель искусств Украины Степан Пасичник.

«Сама идея установки креста держалась в тайне, все было секретно. Отец никого не просил о помощи, чтобы не подвергать опасности. Он приобрел эти кругляки, и, как он потом рассказывал, решил, что за несколько дней дотянет их. Одно подтянет 10 метров, затем – второе… Но остановилась какая-то машина – и люди предложили помощь. Отец уверен, что Бог помогал ему в этом деле. Потом где-то на Московском проспекте – в каком-то дворе, или в мастерской – он то дерево топором обтесывал, придавал форму…», – говорит Степан Пасичник.


Владимир Пасичник

Уже ночью 4 ноября – в день установки креста – Пасичник-старший позвонил сыну и попросил о помощи, надо было везти крест на место. Утром в парке собирались люди – по призыву Пасичника и его единомышленников. Уже готовилось место, копали яму для установки, что не могло не заинтересовать прохожих и компетентные органы.

«И вот мы говорили на это: «Будем сажать калину». И активисты, патриоты, не знали – что на самом деле будет происходить. Если бы информация просочилась, нам бы не дали этого сделать. В последний момент отец, как опять же он считал – с Божьего провидения, решает изменить маршрут, и мы подъехали с другой стороны, а не там, где уже милиция перегородила дорогу. Очень быстро дальше все происходило – через 5 минут крест уже стоял вкопанный, земля утрамбована», – вспоминает Пасичник.

Сразу на место стянули много милиции. Выясняли – кто позволил и как посмели. Выкопать крест правоохранители, наверное, не решились – советское государство уже трещало по швам…

«Понимаете, были такие эмоции, эйфория, это такое событие!» – отмечает Пасичник.

Люди – большими и малыми группками – оставались в парке. Уже к вечеру здесь не стало ни правоохранителей, ни участников собрания. Пасичник-старший оставил сына дежурить.

«Уже, наверное, под шесть утра, чуть светало, пришел взвод солдат и двое людей в штатском – не дойдя метров 20 до креста, остановились. У тех двоих – какие-то большие трубки-рации, я такого и не видел, они переговариваются. И тут какой дедушка показался, бежит, в спортивном костюме, в шапочке. Я его останавливаю, называю номер, говорю: «Позвоните, предупредите, что пришли в Молодежный парк солдаты». Он у меня спрашивает: «А ты кто такой?» Говорю: «Я крест охраняю». «А крест не надо охранять», – отвечает и побежал себе», – вспоминает Пасичник.

Как оказалось, тот философский ответ был жизненно правдив. Через 15 минут, поговорив через свои «трубки» и, очевидно, не получив команды, люди в штатском завернули солдат. Затем в парк приехали активисты – участники предыдущего собрания. С того дня и на протяжении месяца люди дежурили возле креста каждую ночь. И власти не решились на радикальные действия. Впоследствии установку креста уже оформили официально.

Место для него выбиралось не случайно. «По данным Владимира Пасичника, на кладбище (парк здесь разбили в 1970 гг. – авт.), неподалеку от храма усекновения главы Иоанна Предтечи, было две братские могилы, куда свозили умерших от голода жителей города и окрестностей. Надгробия не устанавливали, а со временем те холмы сравнялись со слоем индивидуальных могил», – говорит один из редакторов серии «Національна книга пам’яті жертв Голодомору 1932-1933 років в Україні. Харківська область» Игорь Шуйский.

Сейчас, к сожалению, крест – среди раскопов: городской совет решил провести глобальную реконструкцию в Молодежном парке. Поэтому в траншеях виднеются остатки могил, подходов к кресту нет, а общественные организации, понимая, что их мероприятия к годовщине – под угрозой, пишут запросы в мэрию.

В середине 2000-х годов, когда встал вопрос об установке памятника жертвам Голодомора, тогдашняя областная власть во главе с Арсеном Аваковым считала целесообразным установить его именно в этом парке. Но договориться с чиновниками мэрии не удалось. Для памятника подобрали другое место – буквально в километре от Харькова, за окружной дорогой, административно это уже Дергачевский район. Именно это обстоятельство радикально изменило вид монумента, он мог бы выглядеть совершенно по-другому.

«Когда определились с этим местом, тогда, конечно, увеличился масштаб. Сначала это был городской памятник, который предусматривал совершенно другие решения, но он «вырос» до 6 метров (скульптура стоит на насыпи, это еще 10 метров, – авт.). Но это мой первый памятник, работа над которым шла вот как надо, – эмоционально говорит скульптор Александр Ридный. – Было время, вдохновение, возможность продумать».

Автор композиции в бронзе пытался передать отчаяние украинской семьи, которая обречена на голодную смерть. Отец еще продолжает сопротивляться, а мать, потеряв последнюю надежду, поднимает в молитве руки к небу, к ним прижимаются двое детей.

«Образ женщины, конечно, более духовный. Мужчина – кормилец, он ищет причины вокруг себя. Он сжал воротник в руке, в этом и отчаяние, и злость на то, что происходит. Он словно с укором смотрит в сторону России, но тогда все говорили «в сторону сопредельного государства»», – отмечает Александр Ридный.

Сегодня ученые придерживаются мнения, что в пределах нынешней Харьковской области жертвами Голодомора стали более миллиона человек. Исследователи продолжают работать с архивными документами, по крупицам собирая информацию, ведь известно, что такая причина смерти, как «голод» – почти не указывалась.

«В областном архиве хранится 36 тысяч актов о смерти за 1932 год, почти 100 тысяч актов – за 33-й. Больше всего их сохранилось относительно Валковского, Балаклейского, Волчанского, Купянского, Изюмского районов. Но исследователи считают, что сильнее всего пострадали южные районы области, например, Сахновщинский, хотя письменных подтверждений относительно него у нас мало. Из северных районов людям все-таки удавалось выехать в другие регионы или в Россию», – говорит Игорь Шуйский.

Больше всего подтвержденных жертв среди детей и стариков. В документах 1934-го года указано, что много детей умерли "от желудочных заболеваний”.

Акты о смерти молодежи, трудоспособного населения – очень показательны.

«Этой осенью, например, мне удалось найти акт, который свидетельствует, что колхозник из колхоза «Зирка» умер в Харькове возле хлебного распределителя, а причина смерти неизвестна», – говорит Шуйский.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ СПАС СЕЛО ОТ ГОЛОДА

В селе Новая Чертория Любарского района Житомирской области установлен памятник председателю колхоза Ивану Осадчуку, благодаря которому населенный пункт пережил Голодомор 1932-1933 годов с минимальными человеческими жертвами.

Скромный гранитный памятник Ивану Сидоровичу Осадчуку с надписью «В страшні роки Голодомору він врятував село від голодної смерті» стоит возле здания сельского совета.

Как рассказала директор Музея истории Любарского края Олеся Гевлич, Иван Осадчук родился в селе Новая Чертория в 1901 году, впоследствии стал там председателем сельсовета, а в 1930 году создал колхоз «Червоний фронтовик» и руководил им.

Когда Украину охватила волна голода, Осадчук, которому тогда было едва за 30, организовал централизованную систему питания в Новой Чертории.

«Когда Иван Сидорович узнавал, что где-то в селе люди пухнут от голода, отправлял в ту семью своего бригадира с пакетом продуктов. Кроме того, он организовал ежедневное питание в столовой для тех, кто работал в колхозе, а также для детей в яслях. В центре села также варили кулиш, всем насыпали по мисочке и давали кусок хлеба», – говорит Гевлич.

Учитель истории и правоведения опорного учебного заведения «Новочерторийское учреждение общего среднего образования І-III степеней» Богдан Грабар добавляет детали к истории об Осадчуке.

«Ангелом он не был, ведь организовал колхоз, рассказывают, что даже застрелил одного жителя села, который воевал в армии Петлюры; случалось, что и бил женщин и детей, пугал селян “белыми медведями”. Впрочем, это все выветрилось из памяти людей, а осталось то, что он спас от голодной смерти тысячи жителей. По показаниям одной бабушки, 5 селян в тот период умерли, но как говорят – они были не в своем уме», – сказал Грабар.

По его словам, в соседних с Новой Черторией селах сотни людей умирали от голода. Например, в Старой Чертории Голодомор унес жизни более 300 селян, а в Коростках – более 400.

Местные старожилы рассказывают, что председатель колхоза получал продукты от воинской части, которая базировалась в селе. Некоторые запасы он спрятал под полом в кладовке. Поговаривают, что Осадчук тайно достал 2 тонны зерна от местной мукомольни, за что его подельник попал в тюрьму.

Богдан Грабар отметил, что новочерторийский колхоз выполнял все планы и нормы, поэтому высшее руководство не имело претензий к председателю. Хозяйство долгое время было одним из лучших не только в Любарском районе, но и на Житомирщине.

В 1938 году председателя местного колхоза арестовали, но селяне написали письмо в защиту своего спасителя. Неизвестно, помогло ли именно это Ивану Осадчуку, но через 10 дней он вернулся в село.

На памятнике рядом с портретом Осадчука изображен музыкальный ключ. Олеся Гевлич объяснила такой символизм: «Иван Сидорович в 1930-х годах основал в Новой Чертории духовой оркестр, который функционирует до сих пор. Кроме того, он создал колхозный хор».

На память о спасителе селян центральную улицу Новой Чертории назвали в честь Ивана Осадчука.

ДНИПРО. САМЫЙ ВЫСОКИЙ В УКРАИНЕ МЕМОРИАЛ

Мемориал жертвам политических репрессий и Голодомора на девятом километре Запорожского шоссе в Днипре открыли 14 сентября 2008 года.

В 1930-е и еще в начале 1950-х годов здесь, на окраине города, был расположен специальный объект НКВД, где хоронили расстрелянных жертв политических репрессий. По разным данным, на этом месте репрессивные органы расстреляли от 50 до 100 тысяч человек, здесь же и похоронены эти тысячи жертв коммунистического режима. К проектной документации мемориала добавлена справка Службы безопасности Украины о «спецобъекте НКВД» – 9-й километр Запорожского шоссе, определенный как место захоронения политзаключенных, приговоренных к «высшей мере наказания».


Вследствие этого Запорожское шоссе в Днипре называют «полем скорби».

Голод пришел на Днепропетровщину еще в 1931-м. В конце этого года много колхозов и селян области остались без запасов зерна из-за жесткого плана хлебозаготовок. Селяне начали голодать. Села, которые не выполняли план хлебосдачи, заносились на «черную доску»: их жителям запрещалось покидать пределы населенного пункта, пока не будет полностью выполнен план. 228 колхозов Днепропетровщины занесли на такие «черные доски», некоторые из этих сел вымерли.

В 1990-е гг. на Запорожском шоссе открыли памятный крест, а в 2008-м – самый высокий в Украине мемориал жертвам Голодоморов и политических репрессий в виде фигуры обессиленной женщины с умершим ребенком на руках.

Автор – скульптор из Каменского Гарник Хачатрян.

Композиция вырезана из четырех гранитных глыб весом 10 тонн каждая. Высота памятника – 6,4 метра.

Всего в Днепропетровской области установлено 179 памятников и памятных знаков погибшим от голода 30-х годов.

СУМЩИНА. ПРАВДИВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОЛОДНОЙ СМЕРТИ

В Сумской области о страшных событиях 1932-1933 годов напоминает комплекс сооружений областного Мемориала памяти жертв Голодомора в селе Пески Бурынского района. Среди многих других, которых коснулась тогда эта беда, этот населенный пункт отличается тем, что здесь документально доказано: люди в те годы умирали именно от голода.

Автор проекта, по которому построен Мемориал, — художник и писатель, житель села Успенка этого же Бурынского района Николай Бондаренко, известный также как автор знаменитой «Кулінарної книги» Голодомора, где в картинках рассказано о том, что люди употребляли в пищу, чтобы выжить в то страшное время.

Встречаясь с ним в 2018 году, чтобы затем рассказать об этом издании, журналист Укринформа поинтересовался также историей создания Мемориала. А она оказалась горькой.

— Вот говорят, «фашисты». Да, было такое. Но давайте посчитаем – сколько у нас на Бурынщине людей погибло во время немецкой оккупации? А сколько во время Голодомора? Получается – в разы больше именно от голода, – рассказывал тогда Николай Михайлович.

В качестве самого яркого примера он привел село Пески, где благодаря руководителю краеведческого кружка «Пам'ять» Антонине Коровяковской сохранились прямые свидетельства того страшного времени.

Речь идет о каким-то чудом уцелевшей книге регистрации актов о смерти жителей Песок за 1933 год. Там с 7 января по 25 августа 1933 года зарегистрировано 1185 смертей селян, а это почти две трети населения села, в котором до этого в 600 дворах проживало 2140 человек. И напротив фамилии каждого из них – причина: «безбелковый отек», то есть, простыми словами — смерть от голода. Как известно, большинство правдивых документов о Голодоморе того времени были уничтожены.

От жительницы села Александры Быченко, 1914 года рождения, которая пережила три голодомора, Коровяковская узнала, что умерших собирали по селу и свозили к омшанику (ямы для зимовки пчел) бывшей пасеки раскулаченного зажиточного местного селянина Саввы Шевцова, который не захотел идти в колхоз. Эта яма стала местом захоронения около 250 пескевчан. Затем ее засыпали землей, скрыв таким образом следы преступления.

Об услышанном Антонина Коровяковская рассказала Бондаренко, подняв вопрос о создании на месте захоронения памятника. Художник поддержал ее замысел и разработал проект Мемориала, который был торжественно открыт 24 ноября 2008 года.


Мемориал представляет собой комплекс сооружений. В центре композиции – контур сельской хаты, внутри которой установлено три креста – большой, поменьше и совсем маленький – которые символизируют смерть людей старшего поколения, среднего возраста и детей. Еще один крест, как это делается на похоронах, приставлен к самой хате. На переднем плане «чашей» расположены «Снопы скорби», как символ богатой хлебом украинской нивы, которая все же не смогла спасти людей от голодной смерти. На стелах-снопах значатся фамилии всех 1185 замученных голодом за неполных 9 месяцев селян.

Областной Мемориал жертвам Голодомора 1932-1933 годов в селе Пески является национальным памятником истории и культуры Украины.

(Продолжение следует)

Юлия Байрачная, Ирина Чирица, Людмила Блик, Сергей Ханин. Укринформ

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version