28 ноября. Памятные даты

28 ноября. Памятные даты

Сегодня мировое сообщество отмечает Всемирный день сострадания.

Всемирный день сострадания достаточно молодой праздник. Отмечать его начали в 2012 году, а основателем этого Дня является индийский поэт, журналист, кинопродюсер Притиш Нанди. В том году этот День был посвящен судьбам животных, потребности в сочувствии к живым существам на планете и важности вегетарианства. Его празднование прошло в Мумбаи (Индия) с участием Далай-ламы XIV и активистов из разных стран.

Всемирный день сострадания базируется на концепции ахимсы. Это означает ненасилие, не травмирования или отсутствие желания причинить вред любым жизненным формам. Кстати, философия ненасилия Махатмы Ганди сформировалась именно под влиянием концепции ахимсы.

Кроме того, инициаторы Всемирного дня сострадания призывают не столько к уменьшению зла в мире, а к изменениям в действиях людей, ведь, по их мнению, бороться надо против самого зла, а не с людьми, что его творят.

Каждый год, в четвертый четверг ноября, в США отмечают День благодарения — один из самых популярных праздников в стране. День благодарения впервые отмечался в 1621 году английскими колонистами, которые проживали в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой — холод, голод, изнурительные болезни — колонисты её еле пережили. Приближалась новая зима, вновь была неопределенность, угроза смерти. Тогда губернатор Уильям Брэдфорд решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря которым, собственно, и выжила Плимутская колония в свою первую голодную зиму. Впоследствии традиция укоренилась, пуритане добавили к этому празднику глубокий религиозный смысл — они видели в нем возможность поблагодарить Бога за милость. В 1941 году Конгресс США принял билль, согласно которому День благодарения должен отмечаться каждый четвертый четверг ноября. 26 декабря 1941 года президент Рузвельт подписал этот билль, установив, таким образом, действующую и поныне традицию. Главными составляющими Дня благодарения является благотворительные дела — ты должен сделать хоть какое-то пожертвование в пользу обездоленных; семейный обед с непременной индейкой и тыквенным пирогом, посещение церкви, а также многолюдный парад в Нью-Йорке. От Дня благодарения в США начинается праздничный сезон, который включает в себя Рождество и Новый Год. И стартует он со знаменитой «черной пятницы», когда в магазинах начинается сезон предрождественских скидок.

Юбилеи дня:

262 года со дня рождения Уильяма Блейка (1757-1827), английского поэта и художника-гравера, философа-мистика. Каноническая фигура английской поэзии и живописи. Родился в Лондоне в семье торговца. Учился в Королевской академии, но так и не закончил ее. В 25 лет женился на дочери бакалейщика Кэтрин Ваучер и счастливо прожил с ней 45 лет. Всю жизнь провел в Лондоне, работая над гравировальными досками. Блейк служил у издателя, но сам почти не печатался, и буквально собственными руками изготовил две свои эпохальные книги: «Песни зрелости» и «Песни опыта». Из прижизненных сборников поэта сохранились считанные экземпляры и все они на сегодня библиографической редкостью. Под конец жизни он писал все меньше и меньше. Был знаком со многими выдающимися поэтами, художниками и общественными деятелями своего времени (Байрон, Шелли, Годвин, Флаксман и др.), выставлял картины в Академии художеств, но большинство современников видели в нем не столько поэта и художника, сколько «сумасшедшего». Даже умирая, 70-летний Блейк на последние деньги купил не лекарство, а карандаш — он как раз работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Популярность Блейка в Англии и за ее пределами начала расти с середины XIX в., а основные научные издания его произведений вышли после 1957 года, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения поэта. Можно сказать, что Блейк оказался слишком сложным художником для современников. Его творчество, глубокое и целостное, «расшифровывается» только сейчас. В Великобритании поэма Блейка «Иерусалим» стала едва ли не вторым национальным гимном, выставки его живописи и гравировальных работ проходят с непременным успехом в ведущих музеях мира. «Мое сердце переполнено будущим», — слова выдающегося англичанина оказались пророческими.

138 лет со дня рождения Стефана Цвайга (Цвейг; 1881-1942), австрийского писателя. Мастер психологической новеллы (сборники «Первые переживания», «Амок», «Встревоженное чувство»). Автор романа «Нетерпение сердца», антифашистского произведения «Шахматная новелла», беллетризованных биографий (в частности, Стендаля, Диккенса, Казановы, Толстого, Достоевского, Фрейда, Ницше). Конечно, творчество Стефана Цвейга нельзя сравнивать с творчеством таких гигантов немецкой прозы как Томас Манн или Герман Гессе (с которыми он, кстати, поддерживал дружеские отношения), но это и не нужно, потому что у него — свой неповторимый, камерный и ни на кого не похожий стиль. Он виртуозно работал с документами, был большим психологом, а к тому же отлично владел словом. Захватывающие жизнеописания, созданные им на стыке документа и искусства и сегодня читаются с интересом.

В этот день родился Джон Гальяно (1960), один из самых известных и эпатажных современных кутюрье. Джон Гальяно родился в 1960 году в Гибралтаре в семье испанца и англичанки, а когда ему исполнилось 6 лет, семья переехала в Лондон, где юноша с отличием закончил колледж искусств св. Мартина. Карьеру начинал в 1985 году, когда выпустил дипломную коллекцию одежды, на создание которой его вдохновила Французская революция. Вскоре он представил и свою первую коллекцию на Неделе моды в Лондоне. В 1990-х годах Гальяно переехал в Париж, в 1995 году стал творческим директором модного дома Givenchy, а в 1996 году перешел на работу в Dior. Впрочем феерическая «эпоха Гальяно» неожиданно оборвалась в марте 2011 года, когда дизайнера отстранили от должности арт-директора СD за расистские и антисемитские высказывания в одном из ресторанов Парижа. Началось следствие, оказалось, что ранее был аналогичный случай, который удалось уладить. Дизайнеру были выдвинуты обвинения в антисемитизме, его оштрафовали и уволили с работы как в Dior, так и в собственном модном доме John Galliano. Фэшн-тусовка разделилась: одни считали, что гениальному Гальяно можно простить подобные эскапады, а другие резонно доказывали, что отвечать за свои слова должен любой. Репутационный удар был достаточно ощутимый — в течение четырех лет после инцидента Гальяно ни разу никто не предложил работу дизайнера, если не считать сотрудничество с российской сетью парфюмерно-косметических товаров «Л`Етуаль». Только в сентябре 2015 года Гальяно удалось получить работу, связанную с фэшн-дизайном. Он стал креативным директором бельгийской марки Maison Martin Margiela.

Годовщина смерти:

День памяти Аллы Горской (1929-1970), украинской общественной деятельницы, правозащитницы, художницы, шестидесятницы. Алла Горская была убита 28 ноября 1970 года в Василькове, что на Киевщине по политическим мотивам. Тогдашняя официальная версия – Горскую убил свекор, который затем и сам покончил с собой, бросившись под поезд. Советские карательные органы могли придумать любую «легенду», лишь бы завуалировать собственное преступление. Известно, что в последнее время художнице постоянно звонили неизвестные, угрожали, за ней следили. Алла Горская была дочерью известного кинодеятеля Александра Горского, одного из основателей украинского кино (сотрудничал с Довженко). Родилась в Ялте. Выпускница Киевского художественного института. В течение 1959-1962 гг. работала над произведениями шахтерского цикла, выполняла работы в селах Чернобыльского района Киевской области. С 1962 проводила общественную деятельность в клубе творческой молодежи «Современник». Участвовала в выявлении мест захоронений расстрелянных органами НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне. С 1965 активно участвовала в диссидентском движении: подавала письма-протесты в органы госбезопасности, выезжала на политические суды, в т.ч. на суд, вершившийся над В. Чорновилом во Львове, оказывала моральную и материальную поддержку политзаключенным и членам их семей. В 1968 подписала «Письмо-протест 139» против нарушений Конституции СССР на политических судах. Дважды исключалась из Союза художников. В 1965-1970 гг. выполнила в соавторстве ряд монументальных мозаик в городах Киев, Донецк, Жданов (ныне Мариуполь) и Краснодон. Горская была одной из самых ярких личностей среди всей плеяды женщин-шестидесятниц. Сравнить ее можно разве что с Линой Костенко. Обе — статные, гордые, яркие, с буйно-золотистыми прическами. Горская всегда называла вещи своими именами, а не вуалируя правды. Кто-то кому-то не мог прямо сказать, что тот пишет бездарные стихи, или прозу, а Горская могла. Кто-то отводил взгляд, смущаясь, когда ему в глаза врали (а подобное случалось на каждом шагу), а Горская взгляд не отводила, смотря лгуну или клеветнику прямо в глаза. И зло от того прямого, как будто рентгеновского взгляда никло. «Алла, как и Лина, — человек!», — заметил как-то один из близких друзей Горской. Она могла высказаться беспощадно, почти грубо. В гневе была настоящей фурией, а с друзьями, перед которыми благоговела — чрезвычайно мягкой. А еще она отличалась особенным царственно-пренебрежительным отношением к «благам земным». Убийство Горской нанесло ощутимый удар по всей украинской интеллигенции… «Среди нас всех не было живее человека, чем Алла. Она была — сама жизнь. Она должна была пережить нас всех…» (Ирина Жиленко, украинская поэтесса-шестидесятница).

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version