А нужны ли нашим детям подарки на 6 декабря и 8 марта

А нужны ли нашим детям подарки на 6 декабря и 8 марта

"Мальчуковые" и "девчачьи" праздники — устарелая и вредная традиция. Что с этим, наконец, делать рассказывает Укринформ вместе с экспертами

Приближается 6 декабря, День Вооруженных сил Украины и вновь актуализируется вопрос: кому праздновать и при чем тут дети? Женские коллективы многих офисов уже мысленно вручают коллегам-мужчинам подарки и накрывают стол. А мамы-папы практически всех украинских школьников получают в родительских вайбер-группах сообщение примерно такого содержания: «Есть предложение поздравить наших мальчиков на 6.12. Будут ли предложения от мам девочек?». И если есть инициатива, то надо решать, как порадовать учеников на День ВСУ. А потом — учениц с Международным днем ​​борьбы за права женщин и международный мир (праздник — символ антисексизма, кстати). В лучшем случае сообщество согласно. В худшем — начинаются дебаты и обиды. Потому что с уходом в небытие "мужского праздника" 23 февраля и появлением принципиальных противников празднования международного женского по советскому образцу, необходимость прививать детям понятия о них тоже под вопросом. Традиции — это хорошо. Но некоторые вредны настолько, что тормозят развитие целой нации, тянут за собой осточертевший "совок".

Праздник защитников… А про защитниц — забыли?

По данным Главного управления персонала Генштаба ВСУ, сейчас в нашей армии 27074 женщин-военнослужащих. В прошлом году впервые в Украине женщина стала генералом. Тогдашний президент Петр Порошенко присвоил воинское звание генерал-майора начальнику Военно-медицинского управления Службы безопасности Украины Людмиле Шугалей. А в 2008-м военную службу проходило всего 1800 женщин! То есть прогресс есть, но ментальности украинцев он касается очень медленно. Пока побеждают "совковая" инерционность и гендерные стереотипы. "Сладкие столы" в классах образца 80-90-х, мимозы на 8 марта, и «что-нибудь мужское» на 6 декабря… В то время, когда пора рассказывать детям о семи женщин-военнослужащих, погибших, защищая их в зоне проведение АТО (ООС). Что в украинской армии 10,6% личного состава — женщины, и это — почти как в НАТО, где показатель в среднем равен 10,9%. Что 8 марта появилось на волне феминизма, когда женщины выходили на демонстрации за равную с мужчинами оплату труда, доступ к специальному образованию и избирательные права. А не за право получить тюльпанчик в честь праздника "весны и красоты", посвященного мифически-особому статусу женщины в обществе.

Любые традиции имеют начало и конец. Мировоззрение закладывается со школьных лет и давно пора его формировать по-современному, в независимом государстве Украина XXI века. Казалось бы, самое время лепить новое поколение украинцев, свободное от стереотипов и собственных советских воспоминаний. Мы и рады бы в новый мир, да атавизмы не пускают. Если не педагоги, то родители упорно насаждают детям избитые стереотипы.

Праздник для желудка или квест? Решить может и должен директор

Не надо переносить культурные нормы взрослых на детей, уверена Оксана Макаренко, советник министра образования и науки и соучредитель ОО "Смарт образование". "Понимаю, хочется все лучшее отдать детям. Но школа — это прежде всего учебный процесс и воспитание", — напоминает представитель МОН. По словам госпожи Макаренко, с этими культурными нормами бороться труднее всего. Много лет школы убеждают, что не стоит на школьные линейки приглашать депутатов, чтобы произносили ненужные детям речи, но на местах воспроизводят то, к чему привыкли. "Сколько ни повторяем, что нет обязанности собирать средства на подарки, всегда найдутся родители, которые начинают сбор денег, чтобы устроить праздник для желудка", — говорит эксперт по цифровизации образовательного процесса.

Доходит до маразма: однажды в садике родительский комитет собирал деньги на айпады для выпускников, приводит пример Оксана Макаренко. "Родительский коллектив — это случайно собранные люди с совершенно разными представлениями о том, как что праздновать и вообще жить, — говорит она. — Нельзя заставлять скидываться на айпад тех, кто должен отдать для этого последнюю копейку". В случаях, когда не понятно, как поступить — поступай по закону, советует соучредитель родительского объединения "Родители SOS" Алена Парфенова. "А по закону собирать средства с родителей и заставлять их не разрешено. Лучше направить празднование в другое русло”, – говорит она.


Алена Парфенова

Другое русло — это провести ритуал знакомства или экскурсию по школе вместо трехчасового стояния на линейке. Устроить квест, какие-нибудь игры, найти способ, чтобы родители провели время с детьми, говорит Оксана Макаренко. "Бывает, даже если учитель готов отказаться от "традиционных" праздников, но большинство родителей на них настаивают и вопросы гендерного равенства их совершенно не беспокоят", — рассказывает Парфенова. Все зависит от администрации учебного заведения и даже ценностей конкретного директора, считает она. Если родители обращаются к руководителю, и тот занимает позицию в соответствии с действующим законодательством и этическими нормами и ценностями, конфликт быстро исчерпывается. "Именно директор может авторитетно объяснить, почему мы не будем праздновать ту или иную дату или отметим ее альтернативно, — говорит Парфенова. — А руководители-агенты перемен даже способны изменить осознание родителями ценностей праздников".

Причина обид? Это разделение и деньги на подарки…

"Это же для наших детей, всегда праздновали и сейчас будем", аргументируют обычно инициативные родители, желающие праздника. "Но такие вещи часто сопровождаются конфликтами и иногда перерастают в буллинг, — объясняет, в чем опасность Алена Парфенова. — Ведь "инициативные родители" хотят не просто праздновать, но и с подарками, на которые надо собирать деньги". И тогда начинается: кто их сдает, кто-то не считает нужным или не имеет такой возможности. В результате конфликты отражаются на отношении к детям, чьи родители "не такие, как все". "Детская жестокость в основном порождается взрослыми. Дома говорилось о том, что "мама Ивановой деньги до сих пор не сдала», а дальше негатив нарастает, как снежный ком", — говорит Парфенова. "Я только предложила оставить День ВСУ военным, а для детей придумать другие праздники, как начался шквал гневных реплик, — рассказывает мама первоклассницы киевлянка Светлана Тимошенко. — Мол, я критикую хорошую инициативу и жалею денег на детей".

Школа не может отойти от воспитательных мероприятий, объясняет Ирина Ракитская, учительница и гендерный эксперт в сфере образования. Есть дата — должно быть мероприятие. "Проблема в том, что его организацией в школе обычно занимаются учителя возраста 50+, у которых своеобразное видение праздников. День защитника — то же, что день мужчины, — считает она. — Никак не складывается картинка, что военные обоего пола бывают". Ракитская рассказывает, что в ее школе несколько лет подряд проводят вечера, посвященные Дню ВСУ, и сначала это был праздник, где старшие ребята учили младших маршировать с песнями. "А когда начали предлагать девочкам участвовать, желающих оказалось больше, чем среди ребят, — говорит она. — То есть не надо акцентировать внимание на поле, привлекаем всех. Не разделяем детей, а проводим праздники вместе". Даже говоря детям о "праздниках мужчин / женщин", уже совершаем моральное насилие, считает Ирина Ракитская, навязывая им определенные приоритеты. "К счастью, дети сегодня очень открытые, мыслящие и откликаются на идею, что праздники не гендерные, а общие", — говорит Ракитская.

Отказ от формата обязательных подарков девушкам или парням помог бы избегать конфликтов, уверена Парфенова. "Есть много вариантов праздновать, не тратя родительские деньги", — отмечает она.

Заставить взрослого человека изменить мировоззрение невозможно, но существуют различные тренинги, курсы для педагогов (ОО EdCamp Ukraine т.п.), где предлагают посмотреть, как бывает иначе, говорит Ракитская. "Некоторые воспринимают, кто-то не очень, а некоторые агрессивно не воспринимают. С последними очень сложно, и нет правовых рычагов для влияния, — говорит она. — Только постепенной сменой мировоззрения общества". Хотя некоторые родители и смотрят на Светлану Тимошенко волком, в этом году в их 1-Б классе застолья для мальчиков все-таки не будет. "Договорились, что дети пообщаются с волонтерами, осмотрят маленькую выставку, посвященную АТО и получат патриотические значки", — рассказывает она.

Нужны календарь праздников и школьный Меморандум сотрудничества

В идеале, должен быть календарь школьных праздников и «активностей» на год, говорит госпожа Парфенова, и родители могли бы морально к ним готовиться.


Оксана Макаренко

Это совсем нетрудно реализовать, считает Оксана Макаренко. Готовится новый закон о среднем образовании, в котором предлагается измененная система школьного самоуправления. "Родителям дается много прав и полномочий, но совсем других, новых, — говорит она. — В положение о родительских комитетах было заложено много хороших идей, но они дискредитировали себя тем, что работа шла в основном вокруг постоянного сбора средств на праздники и ремонт". По ее словам, РК превратились в эдаких «коллекторов», выбивающих деньги из "неудобных родителей" и для давления использовали средства вплоть до травли детей. "Положение об РК отменено, как форма организации комитеты уже не являются законными, и на смену позорным явлениям должна прийти педагогика партнерства, — говорит госпожа Макаренко. — Вместе с ОО "Смарт Образование" предлагаем формат Меморандума сотрудничества". Это когда родители и администрация объединяются вокруг интересов детей, обсуждая совместно правила школьной жизни. "Очень советую в начале учебного года родителям, учителям и директору обсуждать пункты меморандума. Основу этому договору предлагаем", — говорит советник МОН. Других методов договариваться о явлениях, существующих на уровне культурных норм, нет: МОН не имеет полномочий вводить или отменять какие-то торжества.

Имея план на год вперед, родители имели бы возможность сообщить заранее, что считают неуместным празднование, скажем, 8 марта детьми, приводит пример Алена Парфенова. "Может, тогда детям просто рассказали бы историю праздника, его смысл 100 лет назад и чем он стал во времена СССР", — рассуждает она. Тем более, что устраивая праздник за счет занятий, теряем качество образования: приходится потом уплотнять программы, догонять.

Бороться за изменения в образовании стоит, чтобы оставить детям другую страну. "Для популяризации изменений было бы хорошо привлекать деятелей культуры и искусства. Общением в соцсетях, участием в просветительских проектах они могли бы значительно повлиять на сознание своих аудиторий", — считает Алена Парфенова.

…Мы тоже согласны с тем, что же пришло время что-то делать с этими «половыми» праздниками в школе. А вы?

Татьяна Негода, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version