Сознательное потребление в ЕС: вечеринки по обмену вещами и “блошиные” фестивали

Сознательное потребление в ЕС: вечеринки по обмену вещами и “блошиные” фестивали

Пока одни следуют “быстрой моде”, другие открывают эконом-биржи вещей общего пользования и учатся одеваться “напрокат”

О том, что ответственное потребление в Европе – давно часть культуры, у нас много говорится. В Германии, например, эта культура почти неотделима от самоидентичности немца. Об ответственном потреблении знает каждый ребёнок, это проходят в школе и на курсах интеграции для иммигрантов.

Но это не значит, что они покупают меньше. Мусор сортируют, энергию и воду экономят, но никак не снизят уровень потребления одежды, которой здесь море по доступным ценам. Разница с потребительством в Украине лишь в том, что европейские власти и общественные организации хотя бы пытаются препятствовать опасной тенденции. Предпринимают множество мер, чтобы бороться с последствиями бесконечных покупок из разряда «неизвестно зачем» и привлекать к этому самих потребителей.

Легко пришло — еще легче ушло

В ЕС вообще и в Германии в частности потребительский бум (скупка одежды и обуви) не то что не спадает, а непрерывно нарастает, начиная с 2000-х. Немцы потребляют в разы больше украинцев уже только по той причине, что у них для этого больше финансовых возможностей, а выбор товаров и услуг – шире. В Европе действительно легко жертвуют лишнюю одежду, но так же легко приобретают новую. И часто не потому, что хотят сделать доброе дело, а просто пора освободить место в шкафу под новые распродажи/покупки.


В Германии везде можно встретить контейнеры для сбора старой одежды и обуви

С одной стороны, в Германии повсеместно можно наткнуться на контейнеры для сбора старой одежды и обуви и это очень удобно. С другой, статистика утверждает, что большинство немцев от 18 до 40 никогда не ремонтировали себе одежду, а молодые люди 18-35 лет выбрасывают вещи каждые три месяца. Передача одежды на благотворительность и для вторичного использования не облагается налогами и поддерживается местными инициативами. Но большая часть этих инициатив коммерциализирована, и сырье в конечном счете не идет на благие нужды, а вредит окружающей среде.

Получается, сбыть старье в ЕС не проблема, и именно поэтому сознательные и в общем-то обеспокоенные судьбами мира и климата немцы никак не откажутся от лишнего свитерка или брючек. Масс-маркет дешевый и одежда в нем каждые пару месяцев новая, велик соблазн обновить гардероб. В 2018 году немцы купили одежды на сумму более 62 миллиардов евро, утверждают местные статистические службы. Каждый немец покупает в среднем 60 новых предметов одежды в год. Среднестатистический житель Германии 18-59 лет владеет в среднем 95 предметами одежды (нижнее белье и носки не учитываются). Тем не менее, каждый пятый предмет одежды почти всегда находится в шкафу, потому что 80% времени люди носят 20% своих приобретений.

Еще в 2007 году немцы носили одежду не менее трех лет кряду. А уже в 2017-м ее стали выбрасывать уже спустя год. В 2019-м немцы, как и большинство европейцев, меняют или увеличивают свой гардероб, избавляясь от недавно купленных вещей уже к следующему сезону, говорится в исследовании Ассоциации переработки текстиля. По данным Greenpeace, каждый восьмой носит свою обувь менее года.

Если раньше в моде существовала только летняя и зимняя коллекция, сегодня витрины в магазинах дешевых сетей меняются минимум дважды в месяц. Исследование “Пульс индустрии моды” от 2019 года дает прогноз, что спрос на одежду будет увеличиваться примерно на 2% ежегодно в ближайшем будущем. Почему бы нет? Немцы тратят на моду все меньшую часть своего дохода, потому что одежда дешевеет. И это не парадокс, а закономерность. Если раньше мы покупали качественные вещи и носили их долго, то в 2000-х появилась “быстрая мода”, а с ней и европейские дискаунтеры (LIDL и ALDI, например), предлагающие до 24 коллекций в год (ассортимент меняется каждые две недели).

Дешевая мода и ее дорогие плоды

Организованно собрать – еще не значит переработать с пользой. Только четверть собранных в Германии предметов одежды подлежит переработке. Теоретически, можно перерабатывать старую одежду на пряжу, но это зачастую невыгодно. Технически нецелесообразно выделять из нее пригодные для вторичного использования волокна. Дешевая одежда – результат “быстрой/массовой моды” – не подходит для повторного использования из-за низкого качества. Полиэстр нельзя повторно использовать, а плохой хлопок не выдерживает повторного натяжения нитей.

Немцам остается только пытаться препятствовать покупательскому безумию и бороться с его последствиями руками самих потребителей. И тут политика очень разносторонняя и продуманная.


Flohmarkt

В Германии развиваются новые формы предпринимательства – специальные бартерные магазины. Люди берут одежду, носят ее и приносят обратно, а взамен оставляют на время что-нибудь свое. Восстанавливается система комиссионных магазинов, куда можно сдать свои старые вещи за деньги. Активно развиваются блошиные рынки – как небольшие локальные (в каждой общине, районе или городе), так и масштабные региональные и межрегиональные. Под них даже организовываются специальные общественные мероприятия. Так, под большие сезонные Flohmarkt всегда подтягиваются уличная еда, музыка и получаются импровизированные народные гуляния. Ежегодные выставки старых автомобилей всегда сопровождаются небольшими блошиными рынками.

Не стоит на месте эко-мода. Популяризуются немассовые дизайнерские решения в производстве одежды, одежда, сшитая из тканей «семейных предприятий» Европы, экологически и этически качественных материалов. Все большее значение для изготовителей одежды имеет получение сертификатов “Глобального стандарта органического текстиля” (GOTS) и “Международной ассоциации натуральной текстильной промышленности” (IVN Best). Сети магазинов секонд-хенд все расширяются, работает социальная реклама: немцев призывают взвешивать ценность каждой вещи и приобретать только необходимое, пользоваться рационально и аккуратно, грамотно комбинировать предметы одежды. Всячески поддерживается апсайклинг – изготовление новых вещей из старых. И все это под лозунгом “сделай сам, а не покупай”, которому служат разные курсы, литература, сообщества по интересам.

В стране, где средняя зарплата превышает 2250 евро (данные www.numbeo.com, крупной базы данных о стоимости жизни в странах мира), развиваются интернет-платформы и сообщества по принципу “бери и делись”. Совместное использование объектов помогает эффективнее использовать материалы и энергию, теснее общаться. Сообщества по совместному использованию одежды и бытовых предметов, инструментов, даже транспорта в ЕС активно развиваются последние лет 10. Вдобавок в интернете есть полезные биржевые площадки для многих вещей, которыми дают пользоваться бесплатно. Один из самых интересных вариантов, популярных в Германии – вечеринки с обменом одеждой. Это шанс утолить тягу к новому и красивому и при этом познакомиться с новыми людьми.


Около 95% собранной одежды продается

А вот сдача вещей в боксы в Европе считается простым, но не самым лучшим способом избавиться от вещей. По всей Германии расставлено уже более 120 тысяч контейнеров для использованной одежды. Одному только немецкому Красному Кресту принадлежит около 25 тыс. Около 95% собранной одежды продается, а выручка идет на благотворительность. Но одежда может попасть в кризисные зоны или поступит для продажи в развивающихся странах, где это дестабилизирует внутренние рынки. То есть, не послужит благим целям.

Зато делать пожертвования научились напрямую. Во многих сообществах, общинах (а большинство населения Германии причисляет себя к сообществу жильцов одного дома/ квартала/района и т.д.) налажено прямое пожертвование для бездомных, беженцев, магазинов секонд-хенд. Есть еще магазины секонд-хенд от благотворительных организаций (Kleiderkammern). Они принимают одежду непосредственно у себя на торговых площадках, и одежда передается нуждающимся прямо на месте, продается через собственные магазины или передается партнеру по сотрудничеству.

Юлия Стриплинг, тревел-эксперт, руководитель проекта самостоятельных путешествий МakeMyTrip.ua

По материалам: ukrinform.ru

Exit mobile version