Зеленский не воспользовался шансом стать непохожим на других постсоветских лидеров. Культ личности в «Слуге народа» и разделение политиков на «своих» и «чужих» ставит президента Украины в один ряд с Путиным и Лукашенко.
На экваторе срока президентства Владимира Зеленского секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов публично выступил за превращение страны из парламентско-президентской в президентскую. Соратник Зеленского уверен: концентрация всей власти позволит главе государства реализовать все задуманное. Правда, говоря о необходимости сильной руки, Данилов не упомянул о том, что взятие под контроль всего в стране может иметь и негативные последствия — в виде диктатуры. О склонности Зеленского к автократии сегодня предупреждает не только украинская оппозиция, об этом свидетельствуют действия шестого президента Украины.
Упущенный шанс Зеленского
В 2019 году впервые за 30 лет независимости Украины практически вся власть в стране оказалась в руках одного человека – Владимира Зеленского. После его потрясающего успеха на президентских выборах, а его партии – на парламентских, Зеленский получил полный контроль над Верховной Радой, правительством – включая силовой блок, Генпрокуратуру и т.д. Предшественники Зеленского и мечтать о чем-нибудь подобном не могли. Каждому из них приходилось делиться властью с временными или постоянными союзниками, что в свою очередь формировало в стране систему сдерживаний и противовесов.
Два с половиной года назад Зеленский получил уникальный шанс – реализовать в Украине все необходимые реформы, покончить с коррупцией и заложить фундамент для процветания страны. Однако этим шансом он так и не воспользовался. Вместо реформ страна увидела их имитацию, высокие должности во властных структурах достались не выпускникам Гарварда или Стэнфорда, а друзьям ставшего президентом комика.
Они же начали «пилить» деньги, наживаясь на собственных бюджетных проектах типа «Большого строительства», в рамках которого километр заасфальтированной дороги в Украине резко подорожал. Самого же президента его окружение усадило в теплую информационную ванну, воспевая его многочисленные таланты. Удивительно то, как за два с половиной года высшая должность в стране смогла превратить молодого, энергичного и изобретательного Зеленского в жалкую копию автократа.
Он то публично отчитывает таможенников и местных чиновников, то пытается примерить роль Робин Гуда в отношениях с украинскими олигархами, а то с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН сравнивает эту организацию с супергероем на пенсии. Так недолго ждать, пока Зеленский, как Путин, взлетит в небо вместе со стерхами. Шестой президент Украины, к сожалению, упустил еще один шанс – быть непохожим на постсоветских правителей. Без кортежей, без госдач, без коррупции и попыток еще при жизни поставить себе памятник. Культ личности в «Слуге народа» и разделение политиков на «своих» и «чужих», когда одним – все, а другим – закон, ставит Зеленского в один ряд с Путиным и Лукашенко.
«Карательный меч» президента
Обладая практически безграничной властью, Владимир Зеленский в своих решениях и действиях решил опираться не на правительство, МВД, СБУ и другие силовые органы, а на СНБО во главе с его секретарем Алексеем Даниловым. Именно этот орган в руках Владимира Александровича превратился в «карательный меч» президента.
СНБО решает огромное количество проблем в стране – от введения санкций против контрабандистов, «воров в законе» и пророссийских сил до закрытия телеканалов Виктора Медведчука, проблем с энергетической безопасностью и коронавирусом. Ну и в истории с реестром олигархов, который в скором времени должен появиться в Украине, главную роль также играет СНБО.
Совбез превратился для Зеленского в «единственное окно», обслуживающее любую причуду президента. Да, это «окно» допускает ошибки в составлении списков «воров в законе» — в документы о 108 криминальных авторитетах, попавших в список санкций, были внесены неточные данные. Да, законность отдельных решений СНБО юристы ставят под сомнение. Да, попытка СНБО подменить собой другие органы власти вызывает возмущение у оппозиции. Но для Зеленского, который, похоже, до сих пор не понимает, как работает госаппарат, структура Данилова – спасательный круг, позволяющий ему управлять страной.
Именно поэтому к заявлению секретаря СНБО о необходимости превращения Украины в жесткую президентскую республику следует отнестись серьезно. Сказанное – не личное мнение Данилова, как это пытается подать окружение Зеленского. Похоже, команда президента зондирует мнение общественности по поводу расширения президентских полномочий. И кому как не секретарю СНБО, «карательному мечу» Зеленского, позаботиться об этом? Ведь будущее самого Данилова зависит от того, кем и в каком статусе через два с половиной года будет Владимир Зеленский.
Рейтинг президента падает
За последний месяц сразу две социологические службы — КМИС и Центр Разумкова — зафиксировали падение президентского рейтинга Зеленского. Перманентные проколы его команды, «Вагнергейт», появление фамилии украинского президента в расследовании Pandora Papers об отмывании денег в оффшорах, грубое отстранение Дмитрия Разумкова от должности спикера парламента, публичное игнорирование прав оппозиции в Раде не могли не сказаться на популярности самого главы государства.
Стремление нынешнего президента к тотальной власти и деньгам украинцы оценили. Вопрос — сделает ли из этого выводы сам Зеленский, мечтающий о втором президентском сроке. Попробует ли он все же при поддержке СНБО превратить Украину в суперпрезидентскую республику? Убежден, что это Зеленскому не позволит сделать гражданское общество. Свобода, которую украинцы ценят, далась им очень дорогой ценой – жизнями тысяч погибших на Донбассе. И так просто они ее не отдадут – ни Зеленскому, ни кому еще.