Беларусь и Россия: украинский сценарий для Минска

Москва пытается укрепить свои западные границы на фоне войны с Украиной. Разница между Минском и Москвой увеличивается, а началось это еще с тех пор, как Лукашенко отказался признавать аннексию Крыма.

Александр Лукашенко и Владимир Путин. Фото — radiosvoboda.org

Источник — Радіо Свобода

Почему президент Белоруссии Александр Лукашенко может копировать украинский сценарий для своего государства, говорится в статье на сайте аналитического центра Atlantic Council из США.

Президент России Владимир Путин недавно всех удивил неожиданным объявлением конституционных изменений, которые бы позволили ему продолжать управлять Россией бесконечно, даже после окончания его президентского срока, пишет автор Даян Франсис.

Но еще до объявления планов Путина многие ожидали, что он пойдет по пути слияния с Беларусью, создав так называемое союзное государство, которое он же и возглавил бы. Теперь этот сценарий отошел на второй план, но мы не должны рассчитывать на уменьшение экспансионистских аппетитов Путина, считает автор. И в этом смысле Беларусь остается наиболее очевидной целью Москвы.

В последнее время Путин усилил давление на Лукашенко, повысив цены на энергоносители и снизив субсидии.

Москва пытается укрепить свои западные границы на фоне войны с Украиной, пишет Франсис. Разногласия между Минском и Москвой увеличиваются, и началось это еще с тех пор, как в 2014-м Лукашенко отказался признавать аннексию Крыма. Затем он отказал России в ее притязаниях создать свои военные базы в его стране, что еще больше усилило напряженность с Москвой.

По мнению автора, в последнее время позиция Лукашенко, который недавно намекал на возможный ответ со стороны Запада на любые попытки Москвы нарушить суверенитет Беларуси, напоминает украинский сценарий заигрывания с ЕС и США. И это уже приносит определенные результаты. Тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон встречался с белорусским лидером в августе. Позже было договорено о назначении посла США в Минск — впервые более чем за десятилетие, говорится в статье.

Лукашенко защищал свои геополитические позиции в достаточно широком диапазоне. Он попросил поляков и литовцев помочь ему заменить Россию в качестве единственного поставщика энергоносителей. Он также договаривался с НАТО об участии в военных учениях и проводил встречи с ЕС о сотрудничестве и виз. Несмотря даже за пределы Запада, он предоставил концессии на строительство инфраструктуры Китае, одновременно укрепляя финансовые связи с Пекином,

— пишет Франсис.

Правда, в чем Лукашенко избегает игры по украинскому сценарию, так это в развитии сильного гражданского общества, способного противодействовать российскому влиянию в стране. Вместо этого он подавляет реформы и жестоко расправляется с инакомыслием, говорится в статье.

Но также растут признаки того, что он может быть готов мобилизовать политику национального самосознания и «власти народа» в украинском стиле в его попытках противостоять российским посягательствам. За последний год Лукашенко в своих публичных обращениях перешел из русского на белорусский. А еще важнее, что он позволил провести относительно масштабные протесты против объединения с Россией под лозунгами «Сначала Крым, затем Беларусь» или «Стоп аннексии»,

— отмечает автор.

Пока обозреватели соглашаются, что новые конституционные изменения Путина должны занять его на некоторое время и отвлечь от мыслей о Беларуси. Но все равно многие будут в течение этого года внимательно наблюдать за Беларусью, как за вероятным местом новой большой внешнеполитической авантюры Путина, говорится в статье.

Российская государственная атомная компания «Росатом» строит в Беларуси атомную электростанцию ​​на фоне местных опасений о «новом Чернобыле», рассказывает обозреватель Оливер Кэрролл в статье для британского издания The Independent.

Ряд инцидентов задержали ее открытие, но, наконец, первый реактор должен заработать в начале 2020 года,

— говорится в статье.

Жители городка Островец недовольны строительством атомной электростанции, ведь здесь все еще не зажили раны прошлого. Жители Беларуси, старше 50 лет, хорошо помнят Чернобыльскую катастрофу, все еще худшую в истории.

Мария Ивановна, жительница Островца, говорит: «Мысль о том, что произошло в 1986 году, не может не вызывать беспокойства по поводу того, что может произойти в будущем. Вы знаете, что вам могут сказать не всю правду».

Островец находится всего лишь в полусотне километров от столицы Литвы Вильнюса. Литва говорит, что с ней не были проведены надлежащие консультации и новая станция нарушает правила размещения, введенные после аварии в Фукусиме. В частности, существует рекомендация о том, что атомные электростанции не должны строиться на расстоянии ближе 100 километров от крупных городских агломераций.

Белорусский физик Юрий Воронежцев, возглавлявший в свое время официальное советское расследование Чернобыльской трагедии и преодоление ее последствий, сказал, что не верит в то, что станция будет безопасной.

Я не верю, что наши белорусские строители лучше, чем были советские. У нас те же люди, те же системы. Не забывайте, что Анатолий Александров — физик, который спроектировал Чернобыль, — уверял нас, что у него настолько безопасная станция, что ее можно поставить на Красной площади. Время не оправдало его уверенности

— говорит он.

В российском государственном атомном агентстве «Росатом», которое управляет строительством АЭС в Беларуси, утверждают, что беспокойства беспочвенны: мол, новая станция спроектирована таким образом, что может выдержать даже удар самолета.

Беларусь говорит, что станция будет покрывать ее внутренние энергетические потребности, а не экспортироваться в соседние страны Балтии, которые до сих пор присоединены к российской электросети, как предполагали. Но активист Николай Уласевич видит в строительстве станции «часть большой игры» для усиления зависимости от Москвы — в электроэнергии, газе или нефти — всех стран, географически приближенных к ней.

В статье британского общественного вещателя «Би-би-си» рассказывают об успехах украинского сериала «Слуга народа», в котором Владимир Зеленский играл роль главы государства, прежде чем позже пришел к власти в реальной жизни.

Успех «Слуги народа» и дальнейшая победа Зеленского на выборах отразили истощение украинцев от привычной им олигархии, считает Катрин Якобсен, которая освещала события в России и Украине и писала о сериале для издания Foreign Policy.

Это важное облегчение для людей — понять, что они не одиноки среди тех, кто считает, что все не так как надо. Они могут смеяться над этим вместе. Речь идет о том, что, как все думают, происходит за кулисами, но на самом деле никто не может этого доказать,

— пояснила Якобсен.

Сериал пробирает до костей, но и предлагает лучи надежды, говорится в статье. При этом отдельно автор подчеркивает его качественное производство.

Поэтому неудивительно, что такой сериал в сочетании с игрой Зеленским роли разумного, нравственного обычного человека, завоевавший сердца людей, способствовал его победе на выборах, говорится в статье.

Из-за того, что он находится на своей должности менее года, еще не известно, осуществит ли Зеленский все то, что и его привлекательный телевизионный образ, говорится в статье. Среди обнадеживающих признаков работы президента автор называет противодействие возвращению олигарху Игорю Коломойскому контроля над «ПриватБанком». Коломойскому принадлежит телеканал «1+1», который, собственно, и транслировал «Слугу народа» и тем очевидно помог привести Зеленского к власти, напоминается в статье.

Copyright © 2018 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа / Радио Свобода

Exit mobile version