Церковную войну раздувают извне: Томос об автокефалии расколет православный мир

Церковную войну раздувают извне: Томос об автокефалии расколет православный мир

Поскольку Русская православная церковь, УПЦ и другие поместные церкви не признают предоставление автокефалии Киевскому патриархату Константинополем,  последует разделение, – прогнозируют эксперты.  Ведь канонические обоснования спорны.

Великая схизма

Делегация Константинопольского патриархата по очереди объезжает поместные православные церкви после того, как Президент Петр Порошенко обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой о создании в стране автокефальной православной церкви. Делегация побывала в Москве, где ее принял патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Прежде чем отправить делегацию в Москву, Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что его церковь не признала отделения Киевской Митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской Церкви. Такое заявление он сделал 1 июля, а 9 июля состоялись переговоры в Москве.

По итогам переговоров  совместных заявлений не было. В Московской патриархии сообщили, что «обсуждались вопросы, связанные с проблематикой сохранения межправославного единства». Константинополь не сообщил ничего.

В переговорах принимал  участие председатель Отдела внешних церковных связей  Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион. Накануне  он заявил в СМИ, что никогда в прошедшие три с лишним столетия Константинопольский патриарх не оспаривал пребывание Киевской митрополии в составе Московского патриархата.

«Мы в последнее время немало поработали в архивах и нашли всю имеющуюся документацию по этим событиям — 900 страниц документов, как на греческом, так и на русском языке. Они совершенно четко показывают, что Киевская митрополия была включена в состав Московского патриархата решением Константинопольского патриарха», х- подчеркивает митрополит.

Следует отметить, что еще 16 июня 2016 года Верховная Рада приняла обращение к патриарху Варфоломею с призывом признать недействительным акт 1686 года, согласно которому Киевская метрополия была присоединена к Московскому патриархату.  

Напомним,  что духовный центр православия  после разрушения Киева татарами в 1240 году переместился из Киева в Москву. Туда была перенесена кафедра Киевских митрополитов (с 1325 г.), а Константинополь к 1686 году уже два столетия находился под властью турок (с 1453 г.). 

Украинская же православная церковь, как понятие юридическое, возникла в 1990 году. Когда Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому и Белорусскому экзархатам право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями.

Украинская православная церковь (УПЦ) с просьбой о предоставлении автокефалии в Константинополь не обращалась. В обращении народных  депутатов 2016 года, и в обращении Президента Порошенко , которого 19 апреля поддержала Верховная Рада содержится просьба  предоставить  автокефалию некоей  «Православной Церкви в Украине», без  указания названия конкретной церкви.

В случае, если Константинополь в одностороннем порядке отзовет документ 1686 года, получить автокефалию  рассчитывает Киевский патриархат, возникший в июне 1992 года. Он, каким-то образом, надеется  обрести  право на  каноническое наследие  древней Киевской митрополии. А к Киевскому патриархату может присоединиться УАПЦ.

Поскольку Русская православная церковь, УПЦ и другие поместные церкви этого не признают, последует разделение. Митрополит Иларион сравнивает последствия  такого шага с Великой схизмой  1054 года, когда церковь разделилась на Православную и Католическую.

«Трудно даже себе представить, к каким последствиям это может привести для всей семьи православных церквей. Это будет означать фактически раскол, подобный расколу 1054 года», — говорит митрополит РПЦ.

Перед томосом нужно «экклито»

В Московских переговорах со стороны Константинополя  участвовали митрополит Галльский Эммануил (глава греческой митрополии во Франции) и митрополит Смирнский Варфоломей (экзарх  Азии).  Следует отметить, что эти митрополиты участвовали в переговорах, которые состоялись 23 июня в Стамбуле, когда делегация Украинской Православной Церкви  (УПЦ) побывала  на официальной  аудиенции с Константинопольским патриархом Варфоломеем.

Тогда сообщалось, что Константинополь  не приветствует разговоры о том, что уже якобы решен вопрос о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине.  А митрополит Эммануил заявил о сотрудничестве  константинопольской патриархии и УПЦ в решении «церковной проблемы».

Однако, 5 июля в СМИ появилось интервью представителя Константинопольского Патриархата, митрополита Прусского  Елпидофора (епархия в г. Прусса, ныне Бурса в Турции,  считается титулярной,  туда назначают викариев Патриарха).

«Именно потому, что в Украине существуют раскольники и неканоничные, которые пытались обратиться к своей церковной юрисдикции и оказались отвергнуты, они могут, по нашему мнению, вполне правомерно обратиться во Вселенский Патриархат для рассмотрения вопроса и пересмотра их положения с вынесением не подлежащего обжалованию решения», — сказал один из самых авторитетных иерархов Вселенского патриархата.

Напомним, что 16 ноября 2017 года глава Киевского патриархата Филарет написал письмо к главе РПЦ Кириллу, в котором от содержалась содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Это письмо зачитали на Арихиерейсчком соборе РПЦ .

Собор учредил комиссию для ведения переговоров в составе 7 митрополитов и протоиереев в числе которых был митрополит Волоколамский Иларион. Но тот заявляет, что Киевский патриархат так и  не проявил желания работать в совместной комиссии по диалогу.

Нельзя исключить, что письмо Филарета было призвано служить аргументом  для дальнейшего обращения в Константинополь, как свидетельство неудавшейся попытки примирения.

Филарет уже обратился к Патриарху Варфоломею с просьбой признать его анафему, наложенную РПЦ, недействительной.  Об этом в конце июня сообщил на своей странице в Facebook спикер Киевского патриархата Евстратий Зоря.

Митрополит Прусский подчеркивает: «Если кто-либо антиканоничен, это не означает, что он не существует. Тот факт, что он объявляется раскольником, не отнимает у него права просить о своей реабилитации и об урегулировании своего ущербного положения у своей Церкви, а сочтя, что именно его Церковь ставит его в несправедливое положение, обратиться ко Вселенскому Патриарху, направив ему церковную апелляцию, так называемое «экклито».

«Полностью расколет православный мир»

Митрополит Елпифидор  заявил, что предоставление автокефалии якобы прерогатива исключительно Константинополя, а разобщение между православными , и так началось, якобы, по инициативе Русской церкви.

Дескать, она не явилась на Всеправославный собор на Крите в 2016 году вместе с Антиохийской, Грузинской и Болгарской церквями. Между тем для организации этого собора Константинополь привлекал  американских греков,  служащих в Американской Архиепископии. А всех участников собора задела «закулисная деятельность» РПЦ.

Что касается украинской автокефалии, то  организована «специальная делегация, наносящая визиты и проводящая встречи с Предстоятелями Православных Церквей в целях распространения объективной картины состояния вопроса».

Следует отметить, что в самой  Украине состояние церковного вопроса не интересует более половины населения.  Как показало июньское исследование, фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и социологической службы Центра Разумкова, автокефалия либо безразлична  части украинцев  (35%), либо они не имеют определенного ответа (14%).

Около 31% украинцев высказались за создание в стране автокефальной поместной православной церкви, 20% — против. При этом , что больше всего поддержки эта идея получила в Западном регионе(58%) , где традиционно проживают греко-католики, которых вопрос православной автокефалии прямо не касается.

Как известно, Президент  Петр Порошенко ожидает получения томоса об автокефалии  28 июля, когда будет праздноваться 1030-летие крещения Руси. Политолог Андрей Золотарев заявляет: «Авантюра с единой поместной церковью, в которую втянулся Президент… может сработать в единственном варианте: спровоцировать жесткий, кровопролитный религиозный конфликт в стране», – говорит он.

А политолог Руслан Бортник прогнозирует, что томос Константинополя «спровоцирует всеправославную войну, полностью расколет православный мир».

 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам: golos.ua

Exit mobile version