Франция гаджеты в школах запретила. А Украина?

Франция гаджеты в школах запретила. А Украина?

Французские школьники с первого сентября будут вынуждены забыть о гаджетах на уроках. Но украинские специалисты – не так категоричны

На днях французский парламент окончательно принял законопроект о запрете использования гаджетов в младшей и средней школе. Правда, в законе уточняется, что может быть исключение, если гаджеты понадобятся с образовательной целью. Такое нововведение обещал в своей предвыборной кампании Эммануэль Макрон, и уже с сентября этого года оно вступит в силу. Похоже, что такая инициатива французских чиновников связана с новым мировым трендом, который получил название “цифровой детокс”. Он означает сознательный отказ от гаджетов на необходимое время, чтобы погрузиться в какое-то дело или отдохнуть от внешнего мира, сконцентрировавшись на себе. А все из-за того, что все больше пользователей высоких технологий признают свою зависимость от гаджетов, а исследователи говорят об угрозе депрессии и других негативных последствиях из-за их чрезмерного использования. С другой стороны, кажется, что в современном мире, который сдвинулся с места именно за счет развития технологий, ну нельзя обойтись без гаджетов и знаний о том, как эффективнее их использовать, чтобы упростить себе жизнь, и познавать мир. Поэтому Укринформ выяснял, чего больше – вреда или пользы от использования гаджетов в школах.

Но для начала немножко антиутопии о гаджетах…

Два года назад одна из крупнейших американских газет New York Post опубликовала статью с громким названием “Цифровой героин”: как гаджеты превращают детей на психотических наркоманов” (ее перевод с английского можно прочитать здесь). В статье приводится история одной семьи, когда мама купила шестилетнему сыну айпед, чтобы тот пользовался им в школе. Но со временем парень активно увлекся игрой «Майнкрафт», и однажды ночью мама зашла в его комнату и с ужасом увидела, как он сидел не двигаясь, впав в кататонический ступор, в то время как рядом лежал айпед. Автор статьи, доктор Николас Кардарас – эксперт по различным видам зависимости, исполнительный директор одной из крупнейших в США реабилитационных клиник – Dunes, пишет, что процесс выздоровления от такой зависимости занял много усилий и времени, но через четыре года состояние мальчика улучшилось и теперь он научился пользоваться гаджетами в меру. Конечно, такие жуткие истории встречаются у нас не очень часто. Но это яркий пример того, что вред от чрезмерного использования гаджетов – не надуманная проблема. Не зря же инженеры Кремниевой долины отдают своих детей учиться в вальдорфские школы, которые не используют в обучении высокие технологии.

Психологи: от гаджетов страдают отношения детей, внимательность и ответственность

Родители учеников одной из ужгородских школ и себе решили отучить детей от телефонов – по крайней мере на время уроков, о чем рассказали в ТСН. Дети сдают гаджеты в сейф перед уроками, и забирают назад, когда учеба в школе уже закончилась. На переменах теперь играют в шахматы, классики и другие подвижные игры, а еще – больше общаются. Учителя же говорят, что дети стали лучше учиться и выражать свои мысли, и собираются ввести такое правило по всей школе. Вообще же исследователи и даже сами родители сейчас говорят о том, что под влиянием гаджетов у детей возникает от них зависимость, а к тому же плохо развиваются навыки общения с другими, ведь вместо живого общения – лайки и короткие сообщения в соцсетях.


Марина Дворник

В частности Марина Дворник, психолог и старший научный сотрудник лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Украины в комментарии Укринформу говорит, что существуют исследования, подтверждающие пониженные навыки в формировании отношений у людей, которые много пользуются гаджетами: “Люди относятся друг к другу более формально и менее внимательно. Кроме того, исследованиями доказано, что концентрация внимания в целом у них также слабее, и они становятся гораздо невнимательнее”.


Владимир Савинов

Ее коллега из Института, социальный психолог и психотерапевт Владимир Савинов, добавляет, что психологическая зависимость от гаджетов имеет две негативные стороны. “Во-первых, это иллюзия причастности, возможности решать дела легко, без настоящего погружения в ситуацию и ответственности за нее. Конечно, канал коммуникации уже меньше имеет значение, можно очень серьезно относиться и к личным постам в фейсбуке, но этот пост, хотя и вполне личный и серьезный, он не является часто истинной ответственностью за свои слова. И такая зависимость питается этой иллюзией причастности, легкостью.

Во-вторых, это поверхностность общения, когда не только не видишь в глаза своего собеседника, а можешь оторваться от него, найдя любой повод. Это дает определенную свободу, поскольку свобода заключается как раз в отсрочке реакции. Но когда эту свободу создаешь не ты, а условия системы коммуникации, это плохо. Поэтому думаю, что учителям действительно будет легче, если ученики будут оставлять смартфоны и другие гаджеты на время живого общения и погружения в любой предмет. И обучение будет более эффективным, поскольку концентрация на чем-то серьезном и глубоком гораздо тяжелее, чем скольжение по информационным лентам. Кроме того, отвлекаясь от привычного общения, дети будут иметь условия для развития воли, концентрации, лучшего понимания отношений”, – говорит социальный психолог.

Педагоги: гаджеты помогут учиться, если пользоваться ими с умом

Вместе с тем современные педагоги говорят, что полностью отказываться от гаджетов детям не стоит. Главное – научить их разумно пользоваться высокими технологиями, чтобы дети не тратили время зря, но понимали, как именно гаджеты можно использовать на благо учебе.


Николай Скиба

Такого мнения, к примеру, Николай Скиба, эксперт образовательного направления Института будущего. Он говорит, что с грамотным подходом к своему делу любое устройство, смартфон или планшет, только поможет в учебном процессе. «Ряд производителей учебного исследовательского оборудования постоянно выпускают расширения для различных типов смартфонов. Например, к айфону надевается окуляр, и можно наблюдать за небом, рассматривать поверхность луны или созвездия. Есть приложения, которые позволяют определять химический состав веществ – это практически как лаборатория под рукой. Или же существует приложение, которое позволяет просто навести камеру на растение и получить всю информацию о нем во всплывающем окне. Когда педагог владеет всеми этими инструментами, то он может и научить детей использовать смартфон не просто для игр или бесконечных чатов, а собственно для познания», – говорит Николай Скиба. Эксперт подчеркивает: если ребенку не прививать такую культуру в школе или в семье, то достав свой смартфон, дети будут использовать его «по-дикому». А когда они получают соответствующие задачи – то смартфон не будет восприниматься как просто игрушка. «О негативных вещах от использования гаджетов забывать не следует, – добавляет Николай Скиба, – но думаю, простыми запретами этого не преодолеть».

Он также отмечает, что пример ужгородской школы, где дети стали лучше учиться без гаджетов, может быть кратковременным. «Если мы как цивилизация все больше входим в мир цифровых информационных технологий, то вряд ли можно спрятаться на каком-то острове, где их не будет. Поэтому думаю, что нужно обучать принципам использования таких устройств и с ними достигать, возможно, еще лучшего результата. Дети может и стали лучше учиться и общаться по сравнению с критическим периодом использования гаджетов, но стали ли они от того больше знать – тут есть вопросы», – заключает эксперт.


Ярина Вишенская

Ярина Вишенская, арт-директор в образовательный анимационной студии Necessary Education рассказывает, что команда анимационной студии часто работает с учителями, рассказывая о методике смешанного обучения (онлайн+оффлайн), но при этом также отмечает важность культуры их применения.

«Наши ролики (короткие 2-3 мин, рассматривающие одну конкретную тему) адаптированы к небольшим гаджетам. Как ни крути, а они становятся основным источником информации. Думаем, что лучше их превращать в полезный инструмент и объяснять, в каких случаях они вредят.

К примеру, сейчас работаем над циклом коротких мультиков по математике. Возможность вытащить на уроке телефон и посмотреть видео вместе с учителем, проанализировать увиденное, облегчает восприятие информации.

Все в мире развивается. Значит, и учебная программа должна геймицироваться, и с использованием гаджетов в частности. Они помогают проводить индивидуальную работу и спасают в ситуациях, когда школа не обеспечена интерактивной доской в каждом классе. Как ни крути, а учитель в устном формате с книгой в руках не может передать информацию так, как это было бы с использованием видео, звука, 3D-моделей», – говорит Ярина Вишенская.


Тарас Павлов

Тарас Павлов, образовательный тьютор, учитель-методист альтернативной школы "Papaya", рассказывает, что в школе, где он работал последний год, было правило "цифрового детокса", которое сами же ученики и приняли. В начале учебного дня они "парковали" все свои гаджеты, но имели возможность в любой момент воспользоваться ими в учебных целях.

При этом он отмечает, что полностью лишать детей гаджетов во время занятий в школе не следует. «Очевидно, что гаджеты вредны, постоянно отвлекая детей от основного процесса. Конкурировать с триллиардной индустрией мобильных игр учителя не в состоянии. И все же польза от гаджетов значительно больше – в Интернете множество информации, а на каждую бездумную развлекательную игру есть обучающая. Просто запреты не работают, если уж бороться с явлением – то просвещением и повышением квалификации учителей”, – считает Тарас Павлов.

Итак, похоже, что поскольку будущее невозможно без использования гаджетов, то и категорически отказываться от них детям не следует. Теперь и учителям, и родителям нужно собственным примером, а не запретами, приучать детей к культуре использования современных технологий, чтобы в будущем дети не стали их заложниками. Социальный психолог Владимир Савинов подчеркивает: в будущем гаджеты будут конкурентами людей, но ими надо владеть, а не просто пользоваться. А для этого важно не проиграть машинам в интеллектуальной конкуренции в будущем. “Поэтому следует развивать в себе чисто человеческие качества, к которым машины не будут иметь доступ в обозримом будущем. А в голом “общении” с машинами, как можно найти и развить в себе то, что они не умеют?.. Сам контент для машин будут создавать люди за счет своих качеств, таких как креативность, эмпатия, изобретательность, художественное творчество… А для всего этого надо уметь концентрироваться и погружаться в предмет, что “машины” не позволяют детям делать, определенным образом унижая авторитет учителей. Да и интеллект будет деградировать, если им не пользоваться. Если люди этого не будут осознавать и не будут делать, то сами станут мобильными приложениями, придатками к смартфонам”, – отмечает психолог.

Юлия Горбань, Киев

По материалам: www.ukrinform.ru

Exit mobile version