Молдаване семимильными шагами движутся в сторону потери своей национальной идентичности.
Молдавские сторонники слияния с Румынией – унионисты – уверенно приближаются своей цели. Дошло до того, что сегодня молдавское руководство, включая президента Майю Санду, практически в полном составе имеет румынские паспорта.
Получение молдавскими гражданами румынских документов стало частым явлением около 20 лет назад, когда Евросоюз потребовал закрыть румынско-молдавскую границу, очерчивая, таким образом, свою территорию. Это решение стимулировало жителей Республики к получению «пропусков в лучшую жизнь», то есть на территорию европейских государств. При этом сама Румыния границу с Молдовой не признает, считая соседнюю страну своей территорией.
Это говорит о том, что нового государства, включающего в себя и Румынию, и Молдову, не будет. Состоится попросту включение Молдовы в состав Румынии. Россия так же аннексировала Крым. При этом, судя по настроениям в молдавских политических кругах, никто не видит в этом большой проблемы.
Интересно как на это смотрит ЕС. Если подобное «вливание» одной страны в другую все же произойдет, не будет ли это означать, что государства Союза сквозь пальцы посмотрели бы на попытку Польши или Венгрии, будь они немного смелее, захватить таким же образом часть территории Украины. Тем более что скандалы с выдачей венгерских паспортов гражданам Украины уже были. О получении российских документов жителями Донбасса вообще промолчим.
Агрессивные намерения Бухареста подтверждаются и языковой политикой. Еще в 2012 году Румыния шантажировала Кишинев блокированием присоединения к ЕС, если Молдова не откажется от исторического названия своего языка, а годом позже и вовсе приняла закон о том, что молдаван как таковых нет, а есть лишь бессарабские румыны. Ответного жесткого шага со стороны Кишинева нет до сих пор.
«Объединение» двух стран будет означать и потерю молдавским населением права говорить на своем языке. Это уничтожение национальной идентичности. В мировом сообществе создается прецедент, после которого все больше государств станут предъявлять друг другу территориальные претензии.
Когда молдаване выбирали Санду, считалось, что она будет продвигать европейские ценности и отстаивать целостность своего государства. Но защита своих границ от румынских притязаний, видимо, не входит в планы правительства.
При более опытном руководстве Киев мог бы уже давно решить вопрос с территорией Молдовы, которая нужна Украине для более успешного функционирования Днестровского гидроэнергетического комплекса, и с портом Джурджулешты. Но в действиях Санду чувствуется влияние румынского паспорта, Бухарест печется о судьбе своих будущих владений.
Слабость Кишинева и постепенный переход под контроль соседнего государства могут стимулировать правительства стран региона к активным действиям и в отношении Украины.
Та же Румыния может продолжить расширять территории и предъявить права на присоединение мест компактного проживания своих соотечественников в Одесской и Черновицкой областях.