В современном мире существует много программ, организаций и процессов, направленных на преодоление определенных стереотипов. Всем людям открывается огромный мир возможностей, но людям с особыми потребностями необходима дополнительная поддержка. Что такое дислексия, как ее распознать и почему не стоит ее бояться?
Что это такое и как этому помочь
Дислексия — это проблема, которая приводит к специфическим трудностям при обучении. Ребенок неправильно воспринимает буквы, поэтому ему трудно научиться читать и писать. Ранее людей с таким отклонением считали больными и неспособными, а потому они не могли раскрыть себя. Однако сегодня благодаря инклюзии в них есть все шансы проявить все свои способности.
Дислексия — это не болезнь
Если вашему ребенку не поставили диагноз «задержка психоречевого развития» или другой неврологический диагноз, то дислексию следует воспринимать как нарушение работы между правым и левым полушариями.
Причины возникновения дислексии могут быть генетическими, перинатальными, постнатальным, социальными (разноязычное окружение, минимальное общение с ребенком или низкий языковой уровень близких людей).
Мозг такого ребенка видит буквы иначе, будто в зеркальном отражении, и чтобы их перевернуть и правильно прочитать, необходимы немалые дополнительные усилия. При этом у ребенка замечательный слух и развитый интеллект. Дислексия начинает проявляться по мере овладения ребенком навыками чтения и письма.
Признаки того, что у ребенка дислексия:
- переставляет буквы при чтении;
- читает медленно, ошибается, пытается угадать слова по первым буквам;
- дезориентация во время чтения (не понимает, где остановился в прошлый раз)
- не понимает фразу, которую только что прочитал;
- с трудом пересказывает прочитанное, хотя при этом может интересно и увлеченно рассказать любую историю;
- допускает ошибки (пропускает, переставляет буквы) во время письма, даже когда списывает текст;
- знание правил орфографии никак не улучшает качество письма;
- может написать слово правильно, а рядом то же слово неправильно;
- существует проблема с почерком.
Необходимая медицинская помощь
Прежде всего, следует обратиться к неврологу и логопеду-дефектологу. Для дальнейшей коррекции нужна работа с нейропсихологом и нейролингвистом.
Поддержка от родителей
Всегда поддерживайте ребенка! Объясните, что его мозг уникален и воспринимает буквы и цифры не так, как другие люди, а это обычно признак одаренных людей.
Задача родителей — максимально адаптировать ребенка в социуме, раскрыть его лучшие стороны.
Поскольку самим родителям понадобится много сил и терпения, им следует пойти к психологу, чтобы найти в себе необходимый ресурс.
Советы для учителей
Помимо обычной школы, желательно также записать ребенка в школу развития интеллекта, наподобие SMARTUM. В ней работают профессиональные педагоги, которые знают подход к каждому ребенку, а родители, в свою очередь, должны обязательно рассказать учителям, что у их ребенка дислексия. Вот советы учителям:
- применить индивидуальный подход к ребенку;
- не заставлять читать или писать перед классом, чтобы не нанести ребенку психологическую травму;
- избегать чрезмерной фиксации «ошибок» ребенка, не исправлять красной ручкой и придумать индивидуальную систему поощрений;
- акцентировать внимание на сильных сторонах и талантах ребенка.