В этот день родился Борис Возницкий — выдающийся украинский культурный деятель, искусствовед, директор Львовской галереи искусств, академик.
Борис Григорьевич Возницкий (1926-2012) был настоящим рыцарем украинской культуры. На протяжении десятилетий он возрождал старинные замки и дворцы, занимался обнаружением и сохранением уникальных артефактов. За время своего служения культуре, ведь карьерой это ни в коем случае не назовешь, он создал 16 музейных комплексов и собрал более 35 тыс. экспонатов. Именно Возницкий открыл украинцам и миру Пинзеля, спасая часть уникальных деревянных скульптур мастера от уничтожения, а затем подготовил их к выставке в парижском Лувре (к сожалению, искусствовед не дожил до того знаменательного события). Именно благодаря Возницкому Львовская картинная галерея на сегодня является крупнейшим музеем европейского искусства во всей Украине. Он вернул из руин и забвения Олеский, Золочевский, Подгорецкий замки (это, конечно, из самых больших и известных), полностью оформил все залы дворца Разумовского в Батурине… Борису Возницкому, выпускнику Львовского художественного училища и Ленинградской художественной академии, первому «советскому» искусствоведу Львова удалось сделать столько, сколько до него не делали десятки искусствоведов. Его фанатизм и житейская мудрость брали любые барьеры и преодолевали любые препятствия. Пик его деятельности приходится на 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого века — время застоя и «непробиваемой» советской партийной бюрократии, когда на все нужно было просить разрешения и почти ни на что его не получать. Возницкий спасал абсолютно все, что попадало в поле его зрения — от небольшой, покрытой копотью и пылью скульптуры, истерзанной старинной иконы и заканчивая когда-то величественным дворцом. ХVІ, ХVІІ, ХVІІІ века — то, что давно казалось потерянным, благодаря усилиям, самоотверженности и любви Бориса Григорьевича возвращалось в культуру, в память украинцев. Искусствовед погиб 23 мая 2012 года в ДТП между селами Куровичи и Печения Золочевского района на Львовщине.
Юбилеи дня:
Фото: wikipedia
177 лет со дня рождения Кристины Даниловны Алчевской (1841-1920), украинского педагога, деятеля народного образования. Жена известного харьковского промышленника и банкира Алексея Кирилловича Алчевского, основателя и владельца многих горных и металлургических предприятий на Луганщине, мецената. Последовательница известного педагога, новатора педагогической науки Константина Ушинского. Основала в Харькове женскую воскресную школу, которой руководила в 1862-1919 гг. Возглавляла авторский коллектив по составлению трехтомного критико-библиографического указателя литературы «Что читать народу?» (1884-1906), который содержал аннотации учителей и отзывы читателей на 4183 книги (самой Алчевской принадлежало более 1150 статей). Указатель высоко оценили Франко, Леся Украинка, Толстой, Чехов, Владимир Короленко, Элиза Ожешко и др. Установила в своей усадьбе в Харькове (1899) первый в Украине памятник Шевченко (скульптор — В. Беклемишев). Участница педагогических выставок в Париже, Москве и Нижнем Новгороде. Удостоена высших международных литературных и педагогических наград, золотых медалей Московского и Петербургского обществ распространения в народе грамотности. Была вице-президентом Международной лиги образования. Автор мемуаров «передуманное и Пережитое» (1912), многих статей. Граф Лев Толстой имел возможность несколько раз встречаться по делам с Кристиной Алчевской. После первой встречи он записал в дневнике: «Умная, дельная баба. Зачем бархат, и на птицу похожа?» Госпожа Алчевская всегда одевалась согласно моде и очень элегантно. Но Лев Толстой, который в то время уже исповедовал принцип «нестяжательства» и упрекал за «барское платье» даже своей жене, не мог удержаться и заочно «ущипнул» Алчевскую. Впрочем, своим находчивым глазом он заметил главное: «умная и дельная» — это была самая точная характеристика Кристины Алчевской.
Фото: twitter
129 лет назад родился сэр Чарлз Спенсер Чаплин (1889-1977), американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор, один из крупнейших мастеров экрана ХХ в. Свой знаменитый костюм — маленький шляпу, тесный пиджак, мешковатые штаны и огромные ботинки — Чаплин одел в феврале 1914 года на съемках фильма «Невероятно затруднительное положение Мэйбл». Забавный образ он дополнил маленькими усиками, а также походкой, которую он перенял у старика по прозвищу Чудило Бинкс, который ухаживал за лошадьми в кабаке его дяди Спенсера. О своем новом образе Чарли Чаплин говорил следующее: «Он очень разный. Он — и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель. А вообще, это одинокое существо, которое мечтает о красивой любви и приключениях».
Годовщина смерти:
190 лет со дня смерти Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентеса (1746-1828), испанского живописца и графика. Долгая жизнь Гойи (умер в 83-летнем возрасте) похожа на захватывающий роман. Начало было бурно-романтическое: поножовщина, дуэли, бесконечные любовные интриги, шумное общество бродяг и путешествующая полуголодная жизнь в труппе матадоров. Конец — мрачно-романтический: мизантропическая уединенность в «Кинта дель Сордо» («Дом Глухого»), куда никого не пускают, где его хозяин, глухой и полуслепой старик, в одиночестве покрывает стены черными фресками, образами призраков и смерти… А посередине между двумя крайностями — годы невероятной славы, успехов, жизнь при мадридском дворе и вовлеченность в его дела; роман с экстравагантной красавицей герцогиней Альба. Таким же неровным, полным противоречий был путь Гойи в искусстве. Начинал он как замечательный живописец, «певец галантного ХVІІІ века», талантливый последователь Веласкеса. Прославился благодаря работам, выполненным скорее в духе рококо — картинам для обоев (то есть тканых картин, которые изготавливались королевской фабрикой в Мадриде). Он был блестящим колористом: обожал огненные тона, которые проступают сквозь дымчатый налет или черную вуаль и вовсе не занимался гравюрой. Когда же художник работал над знаменитой серией «Капричос», ему уже было за пятьдесят, он был болен и почти глухой, но это был художник нового типа, нового века (именно этот период жизни Гойи изобразил Фейхтвангер в историческом романе «Гойя»). После «Капричос» были «Дезастрес» («Катастрофы») и «Диспаратес» («Неистовства») — графические работы, полные чрезвычайной экспрессии и высокого трагизма. Последние четыре года своей жизни Гойя жил во Франции (в Бордо), там и умер. В 1898 году его прах был перевезен в церковь Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде.
По материалам: www.ukrinform.ru