В этот день 1917 года, в Киеве начался Всеукраинский национальный конгресс, созванный Украинской Центральной Радой.
Это событие, которое происходило в четверг, пятницу и субботу пасхальной недели 1917 года в зале Купеческого собрания (теперь Национальная филармония Украины), стало эпохальной вехой национального возрождения Украины, одним из важнейших событий начального этапа Украинской революции. Всеукраинский национальный конгресс стал первым представительным форумом украинского движения в Украине, который превратил Украинскую Центральную Раду (создана в Киеве 17 марта 1917) из региональной на всеукраинскую организацию. Конгресс, на который собралось 900 делегатов от политических, культурных и профессиональных организаций со всей Украины, а также от Украинской Бессарабии, Дона и Кубани, решительно высказался за предоставление Украине автономного статуса в рамках будущей Российской федеративной республики и провозгласил Центральную Раду всеукраинским краевым представительным органом. Тогда же состоялись перевыборы Президиума Центрального Совета. Михаил Грушевский остался председателем, а его заместителями стали радикальный социал-демократ Владимир Винниченко и социал-либерал Сергей Ефремов. С этого момента, почувствовав широкую поддержку на местах и предвидя создание широкой сети украинских комитетов на сельском, уездном и губернском уровнях, Центральная Рада начала осознавать себя высшим представительным органом украинского народа тех территорий, где украинцы составляли большинство населения. Следовательно, ее будущая конфронтация и борьба с Советом объединенных общественных организаций, заседания которой уже в конце весны представители украинских организаций перестали посещать, становились неизбежными.
Сегодня День памяти Мефодия (около 815-885), проповедника христианства, архиепископа Моравского, славянского просветителя и создателя славянской азбуки, старшего брата Кирилла. Если Кирилл был стопроцентным гуманитарием — получил образование в школе при императорском дворе Константинополя, а затем работал патриаршим библиотекарем и преподавал философию, а затем находился даже на дипломатической службе, то Мефодий был сначала военным, правителем одной из славянских областей вблизи Фессалоники. Впрочем, блестящая военная карьера его удовлетворяла и он, в поисках смысла жизни, решил стать монахом. Но недолго пришлось ему пробыть рядовым монахом — имел острый ум, организаторский талант, к тому же был очень набожным — и его назначают игуменом монастыря Полихорн в Малой Азии. Впоследствии братья объединились в просветительской деятельности — переводили на славянский язык богослужебные книги, сами писали оригинальные произведения, проповедовали православие, выступая против немецкого католического духовенства, открывали при церквях школы, готовили учеников. Оригинальные произведения братьев не сохранились, но существует мнение, что Мефодий — автор гимна в честь Дмитрия Солунского. Братья перевели Евангелие, Апостол, литургию, служебник, фрагменты гуслей и требника. Мефодий вместе с учениками перевел и Библию. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основы оригинальной славянской письменности и литературы, в частности болгарской. В Болгарии установлен орден «Кирилл и Мефодий» — одна из самых почетных государственных наград. Имя Кирилла и Мефодия носила тайная политическая организация украинской интеллигенции в Киеве — Кирилло-Мефодиевское братство (членом братства был и Тарас Шевченко). Память святых Кирилла и Мефодия ежегодно чествуют 24 мая во всех славянских странах. Тогда же в Украине отмечается и День славянской письменности и культуры.
События дня:
19 апреля 1943 года началось восстание в Варшавском гетто, которое продолжалось до 16 мая. Было жестоко подавлено регулярными частями СС. Один из руководителей восстания Мордехай Анелевич в письме к своему заместителю Ицхаку Цукерману писал: «То, что мы пережили, превзошло самые смелые наши ожидания… Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто поднялись в свою защиту и повели борьбу во всем ее величии и славе». Один из повстанцев Ария Вильнер замечал: «Мы не собираемся спасать себя… Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа».
Юбилеи дня:
246 лет со дня рождения Давида Рикардо (1772-1823), английского экономиста, одного из основателей классической политической экономии Основная работа — «Основы политической экономии и налогообложения». Последователь и одновременно оппонент Адама Смита. Сторонник трудовой теории стоимости. О финансах и экономике Давид Рикардо знал не понаслышке: он родился в португальско-еврейской семье биржевого маклера. Был третьим из 17 детей. До его рождения семья жила в Голландии. В этой стране он учился до 14 лет. Затем приехал в Лондон и начал помогать отцу на Лондонской фондовой бирже. В 16 лет он уже был правой рукой отца и мог самостоятельно проводить те или иные торговые и биржевые операции. Впрочем, в 21 год Давид отказывается от традиционного иудаизма, переходит в протестантизм и женится на англичанке. Для семьи это было досадной неожиданностью. Отец лишает его права на наследство, мать не разговаривает; его выгоняют из дома. Но к тому времени Давид успел заработать и сэкономить определенные средства (примерно 800 фунтов), что позволило ему без посторонней поддержки содержать семью. К тому же он был талантливым биржевым маклером. До 38 лет Давид Рикардо становится заметным лондонским финансистом. В 42 он отошел от активной деятельности, посвятив себя научным исследованиям в области экономической теории. Его состояние превысило миллион фунтов, он купил большой особняк в Глостершире и вел жизнь богатого землевладельца. В 1819 году был избран членом Палаты общин (депутатство он купил, но потом начал выступать против такого обычая). Часто выступал по экономическим вопросам. Серьезно интересоваться экономикой Давид Рикардо начал с 1799 года после прочтения книги Адама Смита «Богатство народов». Рикардо был сторонником концепции полного экономического либерализма, противником любого государственного вмешательства в экономику.
87 лет со дня рождения Ростислава Ивановича Доценко (1931-2012), украинского переводчика и критика. Перевел романы «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Последний из могикан» Купера, «Воры» и «Домашний очаг» Фолкнера, «Большие надежды» Диккенса, сборники рассказов Эдгара По, ирландскую малую прозу.
Годовщина смерти:
День памяти Николая Костомарова (1817-1885), украинского историка, этнографа, писателя, общественного деятеля, одного из основателей Кирилло-Мефодиевского братства (написал его программные документы «Книга бытия украинского народа», «Правила» и две обращения). Окончил Харьковский университет. Адъюнкт-профессор Киевского университета. Профессор Петербургского университета, сотрудник журнала «Основа», редактор сборника «Акты Южной и Западной России». Огромное научное наследие Костомарова содержит фундаментальные труды по истории Украины XVI-XVIII веков — «Богдан Хмельницкий», «Мазепа и Мазепинцы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павел Полуботок» и др. Автор сборников стихов «Украинские баллады» и «Ветка», исторических драм «Савва Чалый», «Переяславская ночь», повестей, сказок. Почти 10 последних лет жизни Костомаров прожил в селе Дедовцы под Прилуками (родовое имение жены), где он поправлялся после инсульта. Современники историка в своих мемуарах охотно рассказывают о Костомарове-человека, отмечая его феноменальную память, а заодно и многочисленные «профессорские» чудачества. Живя в Дедовцах, Костомаров любил гулять по лесу, собирая цветы, которые засовывал в петельки и карманы пиджака, или же в шляпу. Боялся жары и ссорился с родными за открытые окна; вопреки запрету врачей каждое утро обливался холодной водой. Был капризный к еде: обязательно требовал, чтобы рыба, перед тем, как ее почистят и зажарят, непременно была живой (то же самое требовалось, когда речь шла о курином бульоне). На склоне лет был очень рассеянным.
По материалам: www.ukrinform.ru