Предоставление автокефалии Украинскому православию Вселенский патриархат не обязан «согласовать со всеми», и раскол это – ликвидирует, а не создаст
Вселенский патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии украинской православной церкви. Об этом в воскресенье сообщил Президент Украины Петр Порошенко на своей странице в Facebook.
Традиционно противники этой идеи ответили в жанре “шипения из-под колоды”. Из всех тех, кто и что об этом сказал, самым интересным выглядит комментарий главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП, протоиерея Николая Данилевича. Публикуем без купюр по существу: "На официальном сайте Константинопольского Патриархата появилась информация о том, что они приняли к рассмотрению вопрос об автокефалии Украине. Оставляя за скобками вопрос о том, кому эту автокефалию предоставлять и другие моменты, хотел бы обратить внимание на ДВА МОМЕНТА в тексте заявления: 1. «Вселенский Патриархат, …несущий… ответственность за всеправославное единство» решил в связи с этим 2. «иметь близкое общение с другими Православными Церквами с целью сообщения (им об этом) и согласования (с ними этого вопроса)» [перевод с греческого мой]. Это означает, что Константинопольский патриархат, ответственный за общеправославное единство, во-первых — не сделает ничего такого, что этому единству помешало бы, во-вторых, должен согласовать вопрос украинской автокефалии со всеми Поместными Православными Церквями (…)”
Укринформ попытался разобраться, что на самом деле говорится в заявлении Синода, опубликованном на сайте Вселенского патриархата, а также какие последствия это будет иметь?
Николай Данилевич // Фото: Радио Свобода
Как Московский патриархат выдает желаемое за действительное
Перед тем, как анализировать комментарий Николая Данилевича, ознакомимся с украинским переводом текста “Коммюнике Святого и Священного Синода” (отметим, что английская и греческая версия текста на официальном сайте Вселенского патриархата не отличаются от украинского перевода документа):
“Святий і Священний Синод під головуванням Його Всесвятості Вселенського Патріарха Варфоломія завершив своє чергове засідання, яке відбулося з четверга, 19 квітня, до п'ятниці, 20 квітня. Всі питання порядку денного були розглянуті та обговорені, та прийняті відповідні рішення.
Відповідно до Божественних і Святих Канонів, а також вікового церковного порядку і Священного Передання, Вселенський Патріархат зацікавлений в збереженні всеправославної єдності та турбується про Православні Церкви у всьому світі, особливо Українського Православного Народу, який отримав від Константинополя спасительну християнську віру і святе хрещення. Таким чином, як істинна Матір Церква, він розглянув питання, що стосуються церковної ситуації в Україні, як це було зроблено в попередніх синодальних засіданнях, і отримав (прийняв) від церковної і цивільної влади, які представляють мільйони Українських Православних Християн, — звернення, яке вимагає надання (дарування) автокефалії, вирішив тісно спілкуватися та координувати зі своїми сестринськими Православними Церквами щодо цього питання”.
Что, собственно, видим? Очевидно, что перевод упомянутого “коммюнике” главой отдела внешних церковных связей протоиереем Николаем Данилевичем — это обычное передергивание. Ни в украинской, ни в английской и греческой (оригинальных) версиях обращения Вселенского патриархата ни единой запятой о том, что, во-первых, Константинопольский патриархат “должен согласовать вопрос украинской автокефалии”, а во-вторых, сделать это “со всеми” (Поместными Православными Церквами, — ред.). Говорится в обращение лишь о “тесном сотрудничестве (близком общении, информировании, — Ред.) и координировании со своими сестринскими Православными Церквями. Более того, Николай Данилевич трактуя упомянутое заявление на свой лад, а по факту, пытаясь выдать желаемое за действительное, делает такой вывод: “будучи ответственным за общеправославное единство, (Константинополь, — ред.) не сделает ничего такого, что этому единству помешало бы”.
Но Константинополь “заинтересован в сохранении всеправославного единства и беспокоится о Православных Церквах во всем мире, особенно Украинского Православного Народа” (именно так говорится в официальном заявлении) и говорит не о каких-то конкретных структурах, — церкви, — а о тех миллионов украинских православных, прикожан УПЦ КП и УАПЦ, которые до сих пор несправедливо считаются “вычеркнутыми” из православного мира. А следовательно, чтобы восстановить эту “всеправославное единство”, их — миллионы православных — нужно “включить” в православный мир, то есть, заняться вопросом предоставления автокефалии. Именно поэтому на Синоде решили “тесно общаться и координировать со своими сестринскими Православными Церквами”. Почему не принять такую трактовку, ведь в ней – все логично.
А что о “Коммюнике Святого и Священного Синода” думают религиоведы и чего следует ожидать?
Людмила Филипович, профессор, заведующая Отделом философии и истории религии Института философии имени Сковороды НАНУ:
Людмила Филипович
“В коммюнике Константинополя о предоставлении Томоса украинской православной церкви не говорится, но сам факт подобного заявления приближает нас к положительному решению”
“Пытаюсь вспомнить, как это происходило в прошлые годы (при президентстве Леонида Кучмы, Виктора Ющенко) и, честно говоря, не припомню ни одного документа, который бы зафиксировал, что это официальное решение заседания Святого и Священного Синода. Конечно, в коммюнике до сих пор отсутствуют слова о предоставлении Томоса украинской православной церкви. Но прежние заявления Вселенского Патриархата носили еще более обтекаемый характер и не несли в себе того позитива, который дает украинцам возможность все же надеяться на получение этого желанного документа. Более того, несмотря на огромное давление со стороны различных факторов (Московского патриархата и его сателлитов), Вселенский патриарх Варфоломей, который хорошо осведомлен в геополитических вопросах, понимает, что сейчас Россия находится в состоянии абсолютной изоляции, это страна-изгой, а значит, есть все шансы, что в Константинополе не обратят внимание на сопротивление Москвы, и примут положительное для нас решение. Думаю, что вскоре состоится знаковое для Украины событие. Что касается заявления Николая Данилевича, то скажу так: недовольство УПЦ МП было ожидаемым. Не вижу смысла вообще его комментировать”.
Илья Бей, религиозный публицист, богослов, переводчик:
Илья Бей
Высока доля вероятности, что в Константинополе одновременно примут положительное решение как по македонской, так и по украинской церкви. И будет это – до 28 мая
“Начну с немного другого: 10 апреля — сразу на следующий день после того, как Варфоломей встретился с Петром Порошенко в Стамбуле — Вселенский патриарх провел встречу с лидером Македонии Георге Ивановым, который приехал туда по тому же вопросу, что и Президент Украины. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся статуса Македонской православной церкви — Охридской архиепископии, автокефалии которой сопротивляется Сербская православная церковь. Президент Иванов подчеркнул, что МПЦ-ОА — это живая церковь, а Вселенский патриарх выразил надежду, что вопрос будет решен. Президент Иванов передал приглашение Вселенскому Патриарху посетить Республику Македония по случаю знаменательного юбилея — тысячелетия формирования Охридской архиепископии, который состоится 28 мая. И теперь самое главное. Поскольку президент Македонии приезжал в Стамбул с тем же вопросом, что и наш, то, высока доля вероятности, что в Константинополе примут положительное решение как по македонской, так и по украинской церкви, и сделают это одновременно.
Теперь – что касается “Коммюнике Святого и Священного Синода”, то, по моему мнению, сам факт такой публикации является весомым положительным сигналом о существенных сдвигах и готовности Вселенского Патриархата довести начатое дело до логического положительного завершения. Далее — стоит понимать, что решение Вселенского патриархата о признании автокефалии Украинской православной церкви без указания каких-либо конкретных структур, никоим образом не ограничивает права Московского патриархата в Украине. Конечно, они рассказывают, что это не так и, что Константинополь посягает на каноническую территорию РПЦ. Но это неправда. И то, что произошло в 1686 году — рейдерский захват Киевской митрополии со стороны Москвы — тому подтверждение. Собственно, что касается заявления представителя УПЦ Московского патриархата Николая Данилевича, то скажу так: он изображает свою действительность так, как ему этого хочется видеть, но совсем не так, как это есть на самом деле. У Вселенского патриархата нет необходимости согласовывать свои действия с другими патриархатами, в том числе, Московским. Более того, история знает немало примеров, когда предоставлялась автокефалия даже без решения Синода, а лишь по решению Вселенского патриарха. К примеру, так было с Польской православной церковью в 1924 году”.
Мирослав Лискович, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru