К списку «токсичных» активов России, наряду с «русский миром», уверенно добавилась РПЦ
Пропагандисты Путина осудили саму идею автокефалии Украинской православной церкви, как враждебную РФ. А каково мнение тех россиян, кто способен еще мыслить самостоятельно?
Те, кто считает себя либералами и клянется в дружбе, вы знаете, – не удивили. Единую Украинскую поместную церковь они называют «гипотетичной», ставят в пример католиков, которые «вполне обходятся одной церковью на всех», пеняют «неканоничностью» и фигурой Филарета, являющегося «довольно серьезным каноническим препятствием для объединения» и призывают «не наломать дров в революционном порыве». Причем, некоторые из этих, «призывающих» россиян имеют украинские корни.
Впрочем, все это неудивительно. Россияне проевропейского толка, в силу того, что верят в общее цивилизационное (европейское) будущее Украины и России, из-за тех же общих корней не замечают ментальных различий между украинцами и россиянами. А вот те, кто глубоко погряз в «русском мире», их прекрасно видят, наблюдают, как эти различия с каждым годом становятся все необратимее, и уже смирились с мыслью о неминуемом, окончательном «разводе».
Написанное умным врагом иногда полезнее читать, чем риторику самозванного друга. Андрей Кураев, протодиакон РПЦ, известный писатель, философ и богослов и есть – и если не прямым врагом, то оппонентом уж точно. Фундаменталист во многих вопросах веры, отчаянный приверженец русского мира (у нас его порой прямо называют «агентом ФСБ»), он в то же время не менее заядлый критик московского патриарха Кирилла и его продажного клира.
В последние дни он несколько своих статей, блогов и постов в ФБ посвятил перспективам украинской православной автокефалии. И некоторые его аргументы заслуживают внимания.
1. БАТЮШКИ, ТАНКИ И ГЕОРГИЕВСКИЕ ФЛАГИ
«Кому в России, в РПЦ станет плохо, если в Киеве будет автокефалия? – Задается вопросом Кураев. – И отчего этому православному станет плохо? Разве что затруднятся переходы священникам. Плохо станет только группе кремлевских мечтателей-геополитиков. В их планах "единство Церкви" нужно для их сценария».
Что же это за сценарий такой? Кураев охотно делится версией:
«Однажды (по мнению Кирилла и его приспешников – ред.) бандеровский режим осточертеет киевлянам. Они устроят про-российский майдан. Позовут Януковича на царство. И вот когда русские танки помчатся освобождать братьев, православные прихожане и батюшки выстроятся вдоль дорог, станут махать георгиевскими флагами и приветствовать долгожданных освободителей и воссоединителей. И на очередной Переяславской Раде выйдет киевский митрополит и благословит нового Богдана.
То есть, единство Церкви – это та последняя виртуальная ниточка, вокруг которой при случае нарастет плоть реального военно-государственного единства. Все ссылки "воссоединителей" на каноны – не более чем прикрытие их собственных вполне земных и политических амбиций».
Как видим, известный российский богослов почти прямым текстом («русские танки помчатся освобождать братьев») вразумляет и священников, и прихожан УПЦ МП: вы нужны Кремлю лишь для одной цели – «освятить» возможную дальнейшую оккупацию территории Украины. И все отличие от прочих путинских стратегий лишь в одном – «российские военные будут стоять позади» не просто женщин и детей, а «верующих женщин, детей, а также священников и монахинь».
Никаких других причин для сохранения Статуса Кво в отношениях РПЦ и украинского православия не существует, считает Кураев: «За исключением малоадекватной группы имперцев, в России автокефалия УПЦ никого особо не потревожит».
2. «Я НЕ ТАКОЙ, Я КАНОНИЧЕСКИЙ»
Второй вопрос, который задает и себе, и украинским православным МП Кураев, таков: «А на самой Украине кому она (автокефалия – ред.) навредит? Что имеет обычный украинский священник или прихожанин от видимости единства с МП? Ничего. Только проблемы. Ну и ощущение "я не такой, как другие; я каноничный". Но если появится каноническая автокефалия – то ему будет куда унести это свое чувство избранности».
«И здесь очень важно понимать, – пишет протодиакон, – на Украине никакой личной харизмы патриарха Кирилла не существует. Если единство и сохраняется, то не потому, что его там любят и ценят, а потому, что не видят иного способа избежать попадания в канонический тупик. Поэтому если Константинополь предложит какой-то вариант легитимации украинской автокефалии, то я думаю, что большинство украинского епископата и духовенства с радостью этот вариант примут».
«Большинство епископата с радостью примут». Последнее заявление Кураева выглядит смелее, чем прогнозы иных отечественных экспертов, которые предрекают непростой путь клира МП в национальную церковь. Но, как говорят, – им там, в Москве, виднее…
3. «САБОДАН НАПЛЕВАЛ НА ПРОСЬБУ» МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХА
Хотя, по мнению Андрея Кураева, процесс ухода православных христиан Украины из московского плена очевиден, и уже давно. «Единство (УПЦ – ред.) с Московским патриархатом в достаточной степени фиктивное, – отмечает он. – Так, решения московских Архиерейских соборов зачастую просто не исполняются на Украине. В свое время митрополит Климент, тогда управляющий делами Московской патриархии, специально летал втайне в Киев, уговаривая – по личной просьбе патриарха Алексия II – митрополита Киевского не рукополагать своего секретаря Александра Драбинко в епископы. Но митрополит Владимир Сабодан наплевал на эту просьбу патриарха и все-таки сделал его епископом, а потом и митрополитом».
О Владимире Сабодане Кураев пишет много. И не в лучших выражениях. Прежний предстоятель УПЦ МП был довольно независимым человеком и стремился объединить украинскую церковь. Кураев (не говоря уже о Кирилле) не может ему этого простить. Версии о том, что непокорного владыку пытались отравить, сегодня, в свете происшедшего в Солсбери, не выглядят так уж фантастически.
4. ВЫИГРЫШНАЯ ПОЗИЦИЯ ФИЛАРЕТА
А вот к предстоятелю УПЦ КП Филарету Кураев (что казалось бы, должно удивлять) относится с уважением.
«Как ни странно, единственный, кто сегодня пытается если не разрушать баррикады, то хотя бы докричаться через них до оппонентов, это предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет. В отличие от своих критиков со стороны Московской патриархии, он не имеет к нам никаких претензий и декларирует это: я признаю вас церковью, я признаю вашу благодатность и каноничность, не отрицаю ваше право на существование, целуюсь с вами. Даже готов просить у вас прощения на условиях взаимности. Так что с точки зрения пиара, с точки зрения политики – это, несомненно, выигрышная позиция».
Конечно, и словами «политика» и «пиар» протодиакон РПЦ хочет несколько принизить авторитет Филарета, он, мол, просто толковый политик. Но не зависть ли за этим всем кроется? Не ревность ли?
5. А ЕСЛИ ПРЯМО НА БРАЙТОН-БИЧ?
А теперь неожиданный совет Андрея Кураева светским властям России: «Мне кажется, московской дипломатии надо сейчас бороться не против автокефалии как таковой, а за статус тех прихожан, приходов, монастырей, которые пожелают остаться именно в МП. Может, уместно их передать в РПЦЗ (российская православная церковь за границей – ред.). Наличие Синода в Нью-Йорке избавит их от многих подозрений. (Хорошая идея!) А для кого-то создать статус прямых патриарших ставропигий…»
Можно похвалить протодиакона за дальновидность. Ибо рано или поздно, в конце мая или какого другого месяца, но УПЦ МП прекратит свое существование. Разрозненные остатки приверженцев Кирилла будут деморализованы и унижены. Если к тому времени в российской власти не произойдет перемен и будут продолжаться и война, и оккупация, судьба их станет незавидной. Кремль (через Кирилла) будет требовать от промосковской церкви продолжения пропагандистской (по сути –подрывной) работы, чем дальше – тем больше подвергая ее сотрудников опасности быть арестованными СБУ и осужденными за антиукраинскую деятельность.
Идея переподчинения приходов и монастырей МП в Украине, а особенно самых кондовых ретроградов-епископов, какому-нибудь Нью-йоркскому Синоду Зарубежной РПЦ выглядит весьма забавной и даже веселой. Но, если задуматься, другого выхода у Кирилла просто не будет.
6. РУССКИЕ КАК МЕНЬШИНСТВО
Развивая мысль о западном выборе для МП в Украине, Кураев делает неожиданный, даже еретический с точки зрения РПЦ вывод:
«Украинская церковь может дать нам очень важный пример – если пойдет путем своего рода «евроинтеграции» раньше нас. Если освоит язык, пробивавшийся у нас в 90-е годы, но напрочь забытый патриархом Кириллом – язык разговора с точки зрения меньшинства. Не от имени большинства: мы – русские, мы большинство и поэтому дайте нам то, то и вон то, а всем остальным запретите, а напротив – мы русские, православные, в глобальной деревне это меньшинство, и как меньшинство мы просим соблюдать европейские нормы».
Тут, правда, сквозит и определенное лукавство: мол, если вы такие европейцы там, в Украине, то позвольте ориентированному на Россию церковному меньшинству, которое останется после массового бегства епископов в получивший автокефалию КП, позвольте им существовать на вашей территории.
Ну что ж, это можно. Пожалуй, позволим.
7. ЭРДОГАН УЖЕ НЕ ПОМОЖЕТ
Открыл Кураев и «великую тайну» по поводу того, почему объявление автокефалии УПЦ не состоялось в 2008 году.
«В ОВЦС (отделе внешних церковных сношений – ред.) МП поговаривали, что Варфоломей уже в 2008 году по ходу своего визита в Киев планировал объявить об автокефалии УПЦ. Удержал его жесткий звонок из МИД Турции прямо в киевский отель. А этот звонок стал следствием другого не менее жесткого звонка из МИД РФ. Мол, Россия введет визы для граждан Турции – Турция вынуждена будет ответить тем же – и конец вашему туристическому бизнесу».
Самим россиянам нравится эта версия. Мол, у нас все схвачено. Но вывод Кураева печален: «Прошли 10 лет. Сирийская авантюра привела к тому, что Россия теперь зависит от Турции больше, чем раньше – и отнюдь не в помидорах. И опыт жизни без российских туристов у турецкого бизнеса уже есть…Предположим, что у стамбульского патриарха есть договоренность с Эрдоганом, и тот не будет вмешиваться в разборки православных между собой».
Не все коту масленица, как говорят россияне.
8. «РУССКИЙ МИР КАК ПОШЛЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
В начале публикации я писал, что Кураев – отчаянный приверженец идеи «русского мира». Добавлю – большой идеалист в этом вопросе. В одном из блогов он домечтался до того, что «концепция Русского мира имела аналоги – такие как институты Гёте, которые Германия открывала в самых разных странах мира, для того, чтобы напоминать о лучших образцах своей национальной культуры…» и так далее.
Но даже его – последовательного и преданного – похоже, бесит (прошу прощения за такое слово в отношении священника) цинизм, с которым Московская власть манипулирует этим понятием.
«Сегодняшний «Русский мир», – раздраженно пишет Кураев, – воспринимается как пошлый инструмент сиюминутной и далеко не всегда продуманной политики кремлевских башен. Пошлый – потому что профанирующий действительно высокие слова и имена. Посему люди – и даже соотечественники, живущие в других странах – зачастую отшатываются, отказываются от того, чтобы в этом участвовать. В известном смысле теперь это уже «токсичный» актив. И для православной церкви тоже».
Тут, правда, протодиакон попадает в идеологическую ловушку, расставленную еще Тютчевым и Достоевским. Это они первыми (а потом их поддержал российский самодержец) провозгласили вселенскую миссию «русского мира» – нести свет высокой морали погрязшему в грехах Западу, воспитывать его, а если не захочет – наказать.
Несчастные российские интеллигенты до сих пор считают, что вина Путина в том, что он «извратил идею русского мира» (так когда-то писали, что Сталин извратил идеи Октябрьской революции). В целом мире только они одни еще и верят в эту всемирную миссию. «Если русский язык перестанут знать во всем мире, Россия погибнет», – написала в ФБ одна передовая российская писательница.
9. НЕ ГНУШАЯСЬ ФЭЙКАМИ
Сегодня от РПЦ звучат обвинения украинских властей в «политизации церковного вопроса», мол, церковь, де, должна быть вне политики и отделена от государства.
Этот тезис можно было бы воспринять, если бы сам Кирилл «старательно следил за тем, чтобы держаться вне политики. Но он же этого не делает, – пишет Кураев. – Напротив, он демонстративно, публично награждает церковными орденами людей, наиболее ненавидимых Украиной – Киселева и еще кого-то из руководителей российского телевидения. Причем он сделал это в конце самого конфликтного 2014 года, тогда, когда эти каналы еще брались на Украине и нагнетали волну ненависти, не гнушаясь при этом и фэйками».
Открытие, сделанное Кураевым, для нас – вовсе не открытие. Но то, что РПЦ превратилась в идеологический отдел при путинском генералитете, не могут не замечать уже и церковники самой РПЦ. Попы, осваивающие военное дело, ловко разбирающие и собирающие калаши, проповедующие очистительную ядерную войну (как Всеволод Чаплин) – это ведь кирилловское изобретение.
10. СПИКЕРЫ УПЦ ВЫБИРАЮТ ЯЗЫК ВОЙНЫ
«Конструктивный диалог между различными конфессиями на Украине, – пишет Андрей Кураев, – в теории возможен – вопрос лишь в том, кто и когда поставит себе такую цель. Возьмем, например, свежий скандал зимы 2017-18 гг. в Запорожье. Там священник отказался отпевать мальчика, который был крещен в Киевском патриархате. В поддержку этого решения местного священника выступил и его митрополит, и даже Москва».
«С точки зрения канонов, отмечает богослов, крещение, совершаемое даже в расколах, признается нашей церковью. Поэтому даже католиков и униатов православие не перекрещивает. Даже мирянин может крестить».
Почему же тогда УПЦ МП при поддержке Москвы пошла на конфронтацию даже в этом, казалось бы незначительном эпизоде? А потому, уверен Кураев, «что спикеры УПЦ (имеется в виду УПЦ Московского патриархата – ред.) сознательно сейчас выбирают язык войны, максимальной демонизации оппонентов, максимального углубления пропасти между религиозными группами. Приносит ли это им какие-то тактические плюсы, я не могу сказать, но со временем, очевидно, это обернется только минусами».
Тут, по сути, названы настоящие авторы церковного раскола, в котором так часто обвиняют Украину из Москвы.
11. ВСЕ МЫ НАРУШАЕМ КАНОНЫ
И еще о канонах, в которые, как говорят противники украинской автокефалии, все упирается. Что такое каноничность? Есть ли вообще в мире церкви, во всем соблюдающие каноны?
Кураев посягнул даже на этот миф, столетиями культивируемый РПЦ. «Церковь, которая претендует на то, чтобы быть каноничной, на самом деле такой не является, – считает он, – ни Московская патриархия, ни любая другая. Все мы так или иначе нарушаем каноны тысячелетней давности – не одни, так другие.
И по мере того, как это становится все более и более очевидным – по мере роста уровня богословско-исторического сознания людей – все труднее становится рассказывать популярные в 80-х гг. сказки о том, что святые апостолы постановили нам все каноны, и мы с той поры ничего не меняем и так и живем.
Сегодня, по мере распространения богословской литературы, культуры становится понятно, что на самом деле не было ни одного десятилетия в жизни церкви за все двадцать веков, когда она строго соответствовала бы своим собственным канонам. И в этих условиях упрек в том, что тот или иной человек или вот эта группа нарушила вот такой-то канон, мгновенно парируется встречным упреком от мало-мальски эрудированного человека: простите, но вы сами нарушаете вот такой-то канон, такой и такой. Есть в этом что-то от фарисейства».
12. НАШИМИ ГРЕХАМИ СИЛЬНЫ НАШИ ВРАГИ
И напоследок – о судьбе Украины и Украинской церкви. К этим словам Андрея Кураева, умного и нестандартно мыслящего нашего оппонента (а, может, и врага), надо внимательно прислушаться. Игнорировать их опасно.
«В целом же очень сложно прогнозировать то, что будет происходить на Украине. Поскольку многое зависит не от России, а от самой Украины. Это и есть самая большая неизвестность. Нынешний Русский мир развивается и расширяется не благодаря своим заслугам, а благодаря ошибкам своих соседей. Украинцы сами прекрасно умеют рвать чубы друг у друга, прекрасно умеют сами себя загонят в кризис – Русский мир в его нынешнем изводе получит такой повод для экспансии, от которого просто не сможет отказаться».
Евгений Якунов. Киев.
По материалам: www.ukrinform.ru