Сегодня Всемирный день свободы прессы.
День отмечается, начиная с 1993 года, по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН. Именно 3 мая 1991 года в столице Намибии была подписана «Виндхукская декларация», в которой содержался призыв к правительствам государств всего мира обеспечить свободу прессы и ее демократический характер.
Главные торжества, организованные совместно ЮНЕСКО и правительством Республики Гана, состоятся в Аккре (Республика Гана) 2-3 мая 2018 года. В этом году глобальная тема празднования — «Держать власть под контролем: СМИ, правосудие и верховенство права». Тема посвящена вопросам СМИ и прозрачности политического процесса, независимости и медийной грамотности судебной системы, а также подотчетности государственных органов перед представителями общественности. В то же время, будут рассмотрены современные проблемы обеспечения свободы прессы в Интернете.
Кроме того, за несколько дней до Всемирного дня свободы прессы американская общественная организация Freedom House публикует ежегодный доклад о свободе прессы — один из самых авторитетных отчетов о состоянии прессы в мире. Freedom House — крупнейшая в США общественная организация, занимающаяся исследованиями в области демократии, политических свобод и прав человека. Она существует с 1941 года и выпускает регулярные доклады о состоянии свободы прессы и Интернета, а также о состоянии гражданских прав и свобод по всему миру. При оценке свободы прессы используются 100 критериев в трех основных категориях: правовой, экономической и политической. Чем больше баллов набирает страна в каждой из категорий, тем менее свободными считаются его СМИ. В этом году Украина заняла 101 место (в прошлом году было 102). В пятерку лидеров вошли Норвегия, Швеция, Нидерланды, Финляндия и Швейцария. Россия, как и в прошлом году, занимает 148 место, а закрывает список Северная Корея.
Юбилеи дня:
121 год со дня рождения Януария Демьяновича Бортника (1897-1938), украинского режиссера и актера, основателя первого в Украине профессионального театра малых форм «Веселый Пролетарий». Муж актрисы Анны Бабиивны. Родился на Тернопольщине. Учился в украинской гимназии. Увлекался музыкой и не пропускал ни одного спектакля бродячего Львовского театра общества «Русская беседа». Когда молодой Лесь Курбас с разрешения военных властей организовал «Тернопольские театральные вечера» — туда сразу же поступил и Бортник. Пел в хоре, участвовал в массовых сценах и балете. В 1918-1920 годах играл в театрах Тернополя, Винницы. Осенью 1921 года, когда Лесь Курбас пошел режиссером в Киевский театр им. Т.Г.Шевченко, Бортник становится режиссером Белоцерковской драматической студии, которая 27 января 1923 года была реорганизована в III-ю мастерскую театра «Березиль». Среди режиссерских постановок Бортника 1924 выделялись «Гайдамаки» по Тарасу Шевченко, «Джимми Хиггинс» Синклера, «О чем опилка шелестела…» Спиридона Черкасенко. В марте 1923 года в Киеве при Художественном объединении «Березиль» основана первая в Украине школа режиссеров, три курса которой Бортник закончил без отрыва от театра. В 1925 году пришла творческая зрелость к Бортника-режиссера. В мае 1927 года театр «Березиль» переехал в Харьков. На Харьковской сцене Бортник поставил «Яблоневый плен» Ивана Днепровского, «Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера. В 1927 году под эгидой «Березоля» в Харькове был создан театр малых форм «Веселый Пролетарий», который Януарий Бортник возглавлял до 1930 года. С 1931 года по 1933 год на сцене Харьковской первой государственной музыкальной комедии поставил «Самозваного принца», «Шоколадного вояку, или Человека и оружие» (переделал либретто), «Наталку-Полтавку», «Сухой закон», «Фиалки Монмартра». Он много работал над собой, вел практические лекции для студийцев и сформировался как опытный режиссер. Когда же возник вопрос об открытии украинского театра музыкальной комедии, то остановились только на кандидатуре Бортника как главного режиссера, и он успешно справился с этой задачей. В 1934-1936 гг. Бортник — режиссер Днепропетровского театра им. Т. Шевченко, а завершил свою работу в Харьковском театре революции. В 1938 году режиссер арестовали, а вскоре и расстреляли. Советские идеологи хотели, чтобы от курбасовского театра и следа, и знака не осталось. Конечно, масштаб таланта Бортника был несколько иным, чем у Курбаса, но то, что это был весьма оригинальный украинский режиссер — факт.
120 лет со дня рождения Голды Меир (Мабович; 1898-1978), израильского политического и государственного деятеля. Премьер-министр Израиля (1969-1974). Именно Голду Меир, а не Маргарет Тэтчер впервые назвали «железной леди» — это уже потом «кличка-титул» прочно прилипла к британскому премьеру. Родилась Голда в Киеве в семье плотника. Дед Голды Меир был николаевским солдатом, 25 лет прослужил в царском войске. Первые 8 лет она прожила в Киеве. «Я помню бедность, холод, голод и страх, никогда ничего не было вволю — ни еды, ни теплой одежды, ни дров, а каша была для нас настоящей роскошью…» — вспоминала Голда Меир. В 1906 году, спасаясь от еврейских погромов, семья эмигрировала в США, в 1912 — в Палестину. Всю свою жизнь Голда Меир посвятила борьбе за права евреев. Она была очень мудрым и дальновидным политиком. Если бы это было не так, то в мире не было бы и государства Израиль. Или, если отбросить категоричность — был бы совсем другой Израиль. Голду Меир можно довольно долго цитировать — ее интервью и речи пересыпаны как жемчугом точными и острыми фразами. Никаких «красивостей» там нет, зато есть жесткая констатация факта, или выводы, сделанные на основе собственного богатейшего опыта: «Нет никакой разницы между убийством человека и принятием решения, в результате которого этого человека убьют другие. Это точно то же самое, если не хуже… Политический лидер, который, не колеблясь, бросает свой народ в войну, не имеет права быть лидером». О еврейском пессимизме: «Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволить…» Наконец о перспективах завершения войны на Ближнем Востоке: «Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей больше, чем они ненавидят евреев».
Годовщина смерти:
94 года со дня смерти Николая Ивановича Михновского (1873-1924), украинского общественного и политического деятеля, юриста, публициста. Идеолог государственной независимости Украины, основатель и первый идеолог украинского национализма. Михновский первым в Приднепровье поднял вопрос о политической независимости Украины. Все его творчество было направлено на пробуждение национального сознания украинцев. Программами Михновского 1900-1906 гг. предусматривалось создание самостоятельного Украинского государства («одной, единой, неделимой, самостоятельной, свободной, демократической Украины — «работных людей»- от гор Карпатских до Кавказских»). Речь шла о становлении президентской республики, предоставлении социальных гарантий для широких слоев населения, передаче земли в собственность крестьян и др. В период Центральной Рады и Директории УНР был решительно настроен на радикальные меры по созданию самостоятельного государства с опорой на военную силу, чтобы прекратить нарастание анархии, стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране, что не было воспринято руководством УНР. В последние годы своей жизни Николай Михновский тяжело болел, жил сначала на Полтавщине, впоследствии отправился в Новороссийск; попытался вместе с деникинскими войсками эвакуироваться морем, но ему отказали, мотивируя тем, что он — «известный непримиримый враг России». (Белые от красных о своем отношении к украинцам не отличались: и для тех, и для других существовали только «малороссы», которые о собственном государстве, конечно, и мечтать не смели, зато должны были во всем повиноваться «старшему» брату.) После того Михновский два года жил в станице Полтавской на Кубани. В 1924 году вернулся в Киев, где был арестован ГПУ, допрошен, но вскоре выпущен на свободу. К тому времени в Украине уже два года распоряжалась новая — советская — власть. Михновскому, отдавшему более 30 лет борьбе за независимость Украины, было больно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Новая действительность производила на него удручающее впечатление. 3 мая 1924 года его нашли повешенным в саду. Многие думали, что это дело рук ГПУ, но сын Владимира Шемета (известный общественный деятель, именно в его саду произошла трагедия) вспоминал, что отец в кармане покойного нашел записку следующего содержания: «Предпочитаю умереть собственной смертью! И сюда круть, и туда верть, все равно в черепке смерть, как говорит поговорка. Скажите мое приветствие тем, кто меня помнит. Ваш Николай». Сергей Шемет (брат Владимира Шемета) о Михновском сказал следующее: «Это было большое сердце. В нем пылал такой огонь любви к Украине, в другой стране он зажег бы миллионы сердец желанием патриотического подвига, а среди нашей интеллигенции зажглись этим огнем лишь единицы. Наибольшей его заслугой было предоставление большого творческого размаха украинским национальным чувствам. Маленькую любовь к песням и вышиванкам он разжег в пламя большой любви к Украине».
По материалам: www.ukrinform.ru