Проблемы школьного образования в мире и пути их решения по версии Всемирного банка

Общество
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Всемирный банк, основанный в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, оказывающих помощь в целях развития. Недавно был представлен основательный отчет о состоянии, проблемах и путях развития современного образования «Learning to Realize Education’s Promise».

Образование как свобода

Образование является одним из основных прав человека, оно влияет на успехи общества, повышает социальный капитал и экономический рост, но не только, потому что образование способствует индивидуальной свободе человека, главным образом из-за улучшения экономической ситуации на рынке труда. Экспериментальные данные по Гондурасу, Индонезии, Филиппинам, Великобритании, США, подтверждают: повышение уровня образования человека ведет к повышению его доходов. Исследователи соглашаются с этим тезисом, потому что люди с высоким уровнем образования имеют лучшее здоровье, принимают лучшие решения, живут дольше. Однако, для того чтобы образование стало залогом роста социального капитала и экономического роста стран, нужна политическая поддержка правительств. Почему важны именно политические решения? Потому что, как мы видим, одно только образование не может справиться, например, с регулярными случаями проявления насилия в школах, с косвенной дискриминацией женщин в виде «стеклянного потолка», когда им не удается попасть на высшие должности, или «стеклянных стен» — когда женщины не могут попасть в так называемые «мужские» профессии. Здесь без политических решений не обойтись. И несмотря на то, что образование теперь охватывает значительно большее количество людей, чем 50 лет назад (в 1945 году в Индонезии только 5% населения умело читать и писать, в 2015 году — 95%), бедность, гендерные, этнические признаки, состояние здоровья — все еще остаются препятствиями на пути многих людей к получению полноценного образования.

Школа — это еще не образование

Почему мы стали свидетелями затяжного образовательного кризиса? Почему дети, хоть и учатся в школах,  но по факту остаются невежественными? Посещение школы не равно получению образования. В Кении, Танзании, Уганде три четверти учеников третьего класса, которым было предложено прочитать простое предложение, например, «Песика зовут Пеппи», не поняли его. И хотя в некоторых бедных странах, например, в Бразилии, уровень знаний и навыков подростков повысился, но бразильские школьники достигнут уровня школьников из развитых стран только через 75 лет. Посещение школы без получения знаний — не только упущенная возможность, но и большая несправедливость, поскольку такое положение вещей лишает детей возможности раскрыть свой потенциал. Исследование академических знаний и навыков учащихся разных стран PISA с 2003 года, демонстрирует что за 15 лет медианное увеличение среднего национального показателя между каждым последующим исследованием равно нулю. Почему так происходит? Социологи выделяют пять основных причин:

  1. Дети приходят в школу неподготовленными к обучению. Бедность, болезни, низкий уровень родительской заботы, неблагоприятная внешняя среда препятствуют обучению детей дошкольного возраста. В некоторых странах дети из зажиточных семей в возрасте 3-5 лет вдвое более способны к распознаванию букв, чем дети того же возраста из бедных семей.
  2. У учителей часто не хватает навыков или мотивации к эффективному преподаванию. В США дети, которые имеют лучших учителей, усваивают знания втрое быстрее. А в развивающихся странах, подготовка учителя может иметь для детей еще большее значение. Данный вывод не для того, чтобы возложить вину за неуспеваемость детей на педагогов, а для того, чтобы привлечь внимание к тому, как системы образования снижают ее же качество из-за неспособности поддержать учителей.
  3. Школам часто не хватает ресурсов. Общественность считает, что проблемы качества образования обусловлены недостатками в обеспечении школ учебными материалами и оборудованием, например, когда мало учебников или учителя не обладают новейшими образовательными технологиями. Однако ресурсы, выделенные на преодоление этих недостатков, иногда не доходят до тех, кому они нужны: новые учебники собирают пыль в кладовке, как оказалось в Сьерра-Леоне. Или как в Бразилии: запустили программу «Ноутбук — каждому ученику», а учителя сообщают, что при преподавании на уроках ими не пользуются.
  4. Неудовлетворительное руководство учебными заведениями часто является причиной снижения качества обучения. Исследования показывают, что школы в развивающихся странах, чаще страдают от неэффективного руководства, чем школы в развитых странах и даже чем бизнес-системы в тех же странах. Руководство школой неэффективно, если не помогает учителям решать проблемы, не консультирует их по вопросам преподавания, не ставит приоритетной целью обучение. Кроме того, во многих странах школы не имеют реальной автономии, а общественность не может влиять на происходящее в классах.
  5. Как ни странно, но среди глубинных причин образовательного кризиса есть недостаточная ориентированность интересов участников системы образования на обучение. Политики хотят сохранить свою власть, поэтому при попытке преодолеть образовательные проблемы могут принимать решения в пользу тех или иных групп населения, на поддержку которых надеются. Для чиновников удовлетворение интересов политиков означает сохранение рабочего места, то же касается и учителей.

Что делать на государственном уровне?

  1. Оценивать качество образования, рассматривая это как серьезную задачу, о чем неоднократно заявляют в украинском правительстве. Разработанные системы оценки достижений должны быть также направлены на выявление скрытых форм социальной изоляции, помогать в обоснованном выборе образовательных политик и отслеживании прогресса.
  2. Школы должны работать в интересах всех учеников, для этого необходимо наладить тесную взаимосвязь между преподаванием и получением знаний в классе. Нужно изучать и имплементировать образовательные инновации.
  3. Поддерживать учащихся из социально незащищенных семей (такая программа успешно работает в Камбодже). Дети не должны оставлять школу из-за бедности семей и связанных с ней проблемами.
  4. Школам нужны квалифицированные и мотивированные учителя. Надо привлекать к преподавательской деятельности талантливых людей. Регулярное повышение квалификации учителей, в том числе через систему менторства в школах.
  5. Повышать потенциал школ и расширять полномочия руководства школ.
  6. Разрабатывать и имплементировать показатели, которые делают обучение и образование политически весомым фактором (ведущая роль неправительственных организаций).

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of