Ежегодно 20 июня по инициативе ООН отмечается Всемирный день беженцев.
День установлен по решению 55-й сессии ГА ООН от 4 декабря 2000 года и отмечается с 2001 года одновременно с Африканским днем беженца. Войны, стихийные бедствия, нарушения прав человека — главные причины того, почему люди вынуждены бросать свои дома и искать лучшей жизни в других местах. В XX веке количество беженцев стремительно росло. Пытаясь помочь более миллиона беженцев после Второй мировой войны, в 1951 году было учреждено Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). Планировалось, что Управление просуществует три года, исходя из соображения, что вскоре беженцы адаптируются в обществах, которые предоставили им убежище; после этого было намерение распустить эту организацию. Однако этого не произошло. В 1975 году в мире насчитывалось около 2,4 миллиона беженцев. Через десять лет — 10,5 миллиона. В 1995 году количество людей, получивших защиту и помощь от УВКБ, выросла до 27,4 миллиона.
На сегодняшний день количество таких людей достигло рекордных показателей за всю историю наблюдений ООН — на конец 2017 УВКБ зарегистрировало 71,4 млн беженцев и внутренних переселенцев. Это означает, что в мире каждую минуту 24 человека покидают родные места из-за войны, преследований или из страха за свою жизнь. Лидерами по количеству переселенцев стали Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго Ирак, Мьянма, Южный Судан и Сирия. Вместе с тем в список стран с наибольшим количеством внутренних переселенцев попала и Украина. Согласно данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения ВПО, по состоянию на май 2018 года количество внутренне перемещенных лиц в Украине составляет 1 млн 502 тыс. 19 человек.
Юбилеи дня:
165 лет со дня рождения Александра Мишуги (1853-1922), выдающегося украинского певца, педагога, мецената. Учился во Львовской консерватории, совершенствовал мастерство в Милане. С большим успехом пел в театрах Милана, Львова, Варшавы, Вены, Лондона, Стокгольма, Петербурга, Киева. В конце XIX века Александра Мишугу считали «королем теноров» и обладателем лучшего лирического голоса. На мировой сцене его ставили в один ряд с Карузо и Шаляпиным, на украинской — с Соломией Крушельницкой и Модестом Менцинским. В 1904-1911 гг. преподавал в Киевской музыкально-драматической школе Николая Лысенко, в 1911-1918 гг. — в Высшем музыкальном институте в Варшаве, с 1918 года — в Стокгольме. Певец имел исключительно красивый по тембру, выразительный и гибкий голос, обладал высокой музыкальной и сценической культурой. Вокальному искусству Мишуги было присуще органичное сочетание черт итальянского бельканто и украинской народной песни. С успехом исполнял как лирические, так и драматические партии. Среди них — Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского), Йонтек («Галька» Монюшко), Ленский, Герман («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), Фауст (одноименная опера Гуно) и др. Он много выступал в концертах, посвященных юбилеям Шевченко, Франко (кстати, при жизни поэта помогал ему финансово) и других деятелей украинской культуры, которые происходили во Львове, Станиславе (ныне Ивано-Франковск), Киеве, Полтаве, Чернигове. Пропагандировал украинские народные песни и произведения украинских композиторов. Вот два впечатление о пении Мишуги: «Я не могу рассказать, что поднялось тогда в театре. После минуты общей тишины поднялось что-то, чему не было названия: публика ответила артисту таким выражением благодарности, что можно было оглохнуть». (Александр Кошиц) «Господи! Я не знаю, что со мной произошло. Я забыл, где я и кто я, не знал, это пение человеческое, или какая музыка небесная, дух в груди перехватило, сердце перестало биться, меня не было… Только ураган аплодисментов вернул меня на землю, но еще долго, куда я бы ни шел, летело за мной то не от мира сего: «Там на горе явор стоит». (Богдан Лепкий)
Сегодня празднует свой день рождения Николь Кидман (1967), известная голливудская актриса. Снималась в фильмах «Далекая страна», «Моя жизнь», «Умереть за», «Портрет леди», «Миротворец», «Практическая магия», «С широко закрытыми глазами», «Мулен Руж», «Догвилль», «Другие», «Часы» (премия «Оскар», 2003), «Холодная гора», «Лев», сериале «Большая маленькая ложь»и др. Ее фильмография приближается к сотне, многие из фильмов в которых она снималась — участники престижных кинофестивалей, в том числе и Каннского. Последние каннские киноработы Кидман — «Убийство священного оленя» модного греческого кинорежиссера Йоргоса Лантимоса и «Обманутый» («Роковое искушение») Софии Копполы. За 4 минуты рекламного ролика для Шанель ей заплатили почти 4 миллиона долларов. Кидман обожают не только кинокамера, фотографы и руководители топ-брендов, но и охранники. Она — воплощение вежливости, вежливости и заботы. Ее охранник или ассистент никогда не останутся без обеда. Она никогда не повышает голос. Никогда не выражает недовольство на людях. Она плачет в машине, когда сталкивается с чужим горем. Она католичка, вегетарианка, активная защитница прав животных и окружающей среды. Она помогает беспризорным детям и онкобольным женщинам. Родители уговаривали ее пойти в журналистику, а от кино все отговаривали: мол, куда тебе, с ростом 180? В школе ее называли «Морковкой» и «Шваброй». Но она настояла на своем. Сниматься начала с 15 лет и довольно быстро стала известной актрисой у себя на родине. В 1989 году ослепительно красивая Николь приехала из провинциальной Австралии до Америки. В Голливуде ее ждала не только работа, но и любовь. Страстная и огромная. Его звали Том Круз и он уже был суперзвездой. В 23 она вышла за него замуж и несколько лет чувствовала себя самой счастливой женщиной в мире. Их называли самой звездной парой Голливуда. А потом, за несколько месяцев к 10-летию их совместной жизни, Том оставил ее. Бракоразводный процесс длился два года. Актриса пережила глубокую депрессию и до сих пор с горечью вспоминает тот период. Сейчас она в браке с музыкантом Китом Урбаном, супруги воспитывают четверых детей. Обитают в совсем не звездном Нэшвилле штат Теннесси. Ей нравится, что молодость позади, она не боится старости и не является фанаткой «вечной красоты». Она — идеальная жена и мать. Она знает, что такое счастье. Это точно не карьера. Она научилась говорить «нет» интересным предложениям. Главное для нее — семья и люди, которым она может помочь. «Я высидела собственное маленькое счастье как курица цыпленка», — констатирует Николь. У нее тонкий стан, глаза русалки и загадочная улыбка. В день свадьбы Кит подарил ей первое издание романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». Ее любимый фильм — «Унесенные ветром». Она — прагматичный романтик. Или наоборот: романтический прагматик. Суперзвезда, которая комфортно чувствует себя в роли обычной женщины.
Годовщина смерти:
127 лет со дня смерти Трофима Аврамовича Зеньковского (1861-1891), украинского публициста и общественно-политического деятеля. Родился в Бердянске в бедной рабочей семье. Образование начал в двухклассном городском училище, продолжал в военных учебных заведениях; уже армейским офицером экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости (1886). Профессию юриста получил в Санкт-Петербургской военно-юридической академии. Еще юношей познакомился с Борисом Гринченко, дружеские отношения с которым поддерживал всю жизнь. Определенное влияние на него оказали взаимоотношения с Комаровым, киевскими «громадовцами». В 1888 году Трофим Зеньковский начинает литературную работу, печатается в галицкой периодике под псевдонимом Трофим Звиздочот, переводит из европейских языков, занимается издательским делом. Горячую дискуссию в петербургской общине вызвал его доклад «Молодая Украина, ее положение и путь» (февраль 1890). После окончания академии получил работу по специальности в Киеве, но старая болезнь оборвала творческие и общественные планы этого талантливого человека. Место Зеньковского в истории украинской мысли определяется, прежде всего, его участием в осмыслении и обосновании национальной идеи. Он не только основал и назвал в конце 80-х гг. XIX в. поколение «Молодой Украины», пришедшее на смену «громадовцами» («Молодая Украина», по мнению Сергея Ефремова, «впервые проявила себя в публицистических работах Зеньковского»), но и инициировал ревизию «украинофильства», в которое преобразовался этнографически культурное направление предыдущих десятилетий. Зеньковский был убежден, что пока национальный вопрос не решен, украинская интеллигенция должна посвятить себя работе на национальном поприще. И это должна быть не только культурная работа, но и деятельность, направленная на политическое освобождение народа. Без политической воли невозможна внутренняя самостоятельность культуры. Именно этот политический акцент был новым словом «Молодой Украины». Сохранение своей национальной элиты было едва ли не главной заботой Зеньковского, потому что «ненациональная интеллигенция не может работать для народа в настоящую ему пользу, пренебрегая его идеалами и взглядами на общественные дела, будучи культурой и духом чужими народу».
По материалам: www.ukrinform.ru