Укринформ продолжает серию публикаций мультимедийного цикл-проекта “КАЛИНОВИЙ К@ТЯГ”
Исключительно ради своего шестилетнего сына Наталья Ужвий в свое время решилась на поступок, за который каялась до смерти – она подписалась под клеветой на Леся Курбаса. Правда, из всей труппы театра “Березиль” (67 актеров), вообще из числа всей украинской интеллигенции 5 октября 1933 г. на защиту режиссера-новатора стали только три (!) человека… Не всем ходить в несгибаемых героинях… Продолжаем проект «Калиновий к@тяг», которым возвращаем внимание к важным страницам нашей истории, к ярким и незаурядным личностям, творившим эту историю…
Последние испытания сконденсировались в онкологию.
И каждый прожитый день супруги воспринимал как Божий дар.
Наталья Ужвий, орденоносная красавица |
Превратившись в добросовестного биографа звезды украинского театра и кино, муж, друг, актер Евгений Порфирьевич Пономаренко ежедневно записывал. Как будто понимал что отправляет важные телеграммы для благодарных будущий поколений:
— Февраль. Устает быстро. Двигаться ей все труднее.
— Март. Врачи стали приходить чаще.
— Апрель-май. Наташе все хуже. Пьет только чай. Начались невыносимые боли.
— Июль. Ее не стало… Вторник.
Наталья Михайловна Ужвий умерла 22 июля 1986 г. в Киеве и была похоронена на Байковом кладбище. Поняв, что больше она точно не выйдет на авансцену на поклон, Евгений Порфирьевич Пономаренко подсчитал: жена сыграла 219 ролей.
И в той галерее были все женские образы: мать и берегиня, дочь и сестра, жена и лада, любимая и героиня. Таких теперь не увидишь, как ни перебирай имена.
Драма ступала за ней по жизни, всегда — драма.
И можно даже не повторять вслед за Уильямом Шекспиром пророческие слова, всех тех, кто своей судьбой выбрал движение к авансцене:
— Весь мир — театр, а люди в нем — актеры. (All the world's a stage, / And all the men and women merely players.)
Так было до того времени, когда Наталья Ужвий сыграла роль Елены Костюк в военной драме “Радуга” режиссера Марка Донского, поставленной по повести Ванды Василевской. Так было и после премьеры. Хотя, кажется, бывшая партизанка пришла в свое село Нова Лебедивка родить ребенка и, казалось, все испытания судьбы, которые она перенесла, самые ужасные ужасы войны должны на родине отступить. Младенца она потеряла – убили гитлеровцы, но никого не предала.
Кто дает нам наши роли? Что имел в виду Шекспир? — она не знала.
Может, гений просто обыграл слоган своего театра — “The Globe: Totus mundus agit histrionem” (“Весь мир исполняет роль”). Может, все гораздо глубже, ведь еще древние греки воспринимали театральное действо как мистерию, где по сцене скитаются… тени “театра мира”. В свое время Плотин (204-270) в “Эннеадах” заметил:
— Драма вселенной определена Провидением. Каждому суждено сыграть в пьесе роль, и это единственная роль, которая ему подобает, единственная, которую он выбрал, или, точнее, избирает в глубине души. В той абсолютной драме актер и персонаж — единое: плохо играть значит быть плохим персонажем; хорошая роль — это хорошая игра… В настоящей драме, которой лишь подражают произведения драматургов, роль актера выполняет душа. Роль ей дает нам поэт вселенной. Подобно тому, как актеры получают костюмы, ослепительные наряды или лохмотья, так и душа наша получает свою судьбу не случайно, а следуя плану вселенной. Если душа приладиться к собственной судьбе, она согласует свою игру со строением драмы и с всемирным разумом.
Родительский дом в Любомле, где родилась актриса
***
Что имел в виду сам Шекспир, Наталья Ужвий и хотела для себя выяснить. Понятное дело, этот извечный вопрос мучал художников и мыслителей задолго до рождения английского драматурга. Не случайно режиссер театра “Березиль” Лесь Курбас (1887-1937) часто цитировал им первоисточник, сентенцию римского писателя Гая Петрония (Petronius Arbiter; 27-66 гг.), “арбитра изящества”, слывшего законодателем вкуса при дворе Нерона:
— Mundus universus exercet histrioniam. (Весь мир прибегает к лицедейству.)
Вместе с тем, фильм “Радуга” показал: ее тоскующая душа прилажена к собственной судьбе, актриса согласовала свою игру со строением драмы и со всемирным разумом.
Беззаветная игра украинской актрисы в той трагической ленте обеспечила картине не только идеологический успех в СССР, но и широкое международное признание, принесшее… главный приз Национального совета кинокритиков США (National Board of Review of Motion Pictures) в номинации “Лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 г.” и кинопремию газеты “New York Daily News”. Поговаривали, что даже без перевода просмотр в Белом доме пронзительной советской картины произвел глубокое впечатление на тогдашнего президента США Франклина Рузвельта (Franklin Delano Roosevelt; 1882-1945), так вот в американском кинопрокате фильм стал сенсацией.
***
Просмотрев удивительную ленту “Радуга”, знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн (1898-1948) предложил “первой украинской советской актрисе” сняться в новой картине “Иван Грозный” (1944). Однако Наталья Михайловна… отказалась – очень устала после съемок в военной драме "Радуга"; поэтому одну из центральных женских ролей, тетки царя Ефросинии Старицкой, создала Серафима Бирман.
Мне кажется, дело было не в эмоциональной усталости. Как профессиональный спортсмен тренирует мышцы, так профессиональный актер тренирует чувства — это суть актерского ремесла. В картину “Радуга” Наталья Ужвий вложила личный мессидж, как бы мы сейчас выразились: она надеялась, что в той роли ее увидят… пропавшие братья и муж.
Михаил (1904), окончивший Киевское артиллерийское училище, погиб на Львовщине в 1943 г., а арестованный в 1937 г. инженер Назарий (1908) был давно уничтожен расстрельной командой НКВД. Как и ее второй муж, известный поэт Михайль Семенко (1892-1937) и любимый режиссер Лесь Курбас.
Последний великий мыслитель Древнего Рима, Плотин оказался неумолим:
— В звучании хора прекрасен даже диссонанс. Даже то, что кажется противоестественным, в масштабе вселенной согласуется с природой… Приведем другой пример: злой палач. Он не нарушает порядка хорошо управляемого города. Городу он нужен; хорошо, что он там есть; он на своем месте.
Драма ступала за ней по жизни, всегда — драма.
***
Лента “П.К.П.” (“Пилсудский купил Петлюру”), 1926
Выдающаяся украинская советская актриса театра и кино Наталья Михайловна Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года. в с. Вилия (ныне — Любомль) Волынской губернии. В уютном городке, где бурно развивалась торговля, тогда проживало чуть более пяти тысяч горожан.
Из здешних памятников архитектуры набожные горожане почитали… все три: Церковь Святого Георгия — старейший храм города, построенный в 1280 гг.; костел Святой Троицы, непрочно связанный с именем короля Владислава II Ягайло; и руины дворца Браницких. А вот дома, где родилась и провела детские годы народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских и Государственной премий Н.М.Ужвий, больше не найти. В мае 2015 г. новый владелец его разрушил.
Итак, историческое приветствие пятому президенту Украины:
— Петр Алексеевич, вы и здесь отметились достижениями. Удалось “Жить по-новому”. Правда, не всем
Родители будущей звезды украинской театральной сцене — Михаил Максимович Ужвий (1870-?) и Елена Павловна Космина (1871-?) родом из Волынской губернии и, как и их прадеды были земледельцами от щедрой земли. Поэтому на центральной площади Рынок бывали только в базарный день, а всю жизнь занимала работа: от рассвета до заката. Наташенька стала в семье первенцем.
За ней в многодетной украинской семье мать спеленала брата Евгения (1900), который учился в духовной семинарии, а затем ушел на партийную работу. За ним появились Оксана (1902), Михаил (1904), Николай (1906), Назарий (1908), Афанасий (1910) и Татьяна (1911).
***
Позже многодетную земледельческую семью украинцев, где по лавкам сидело восьмеро, носило по свету. Легко написать: исторические перипетии заставили странствовать по Украине и Польше. Труднее понять – какие именно?
Лишь два факта. С осени 1915 г. по август 1920-го уездный Любомль Волынской губернии побывал под властью оккупационных войск — немецких, австро-венгерских, польских. Как следствие, хрупкая экономика пришла в упадок настолько, что значительная часть населения эмигрировала на восток. И население за пять лет сократилось вдвое!
Театр “Березиль”, Харьков, 1928
В поисках лучшей доли глава семьи, Михаил Максимович Ужвий еще в 1905 г. с семьей покинул родной Любомль. Двинулись они в Польшу, где искали счастья в рабочем поселке под красноречивым названием Брудно, с которого в IX-X веках и началась Варшава. Дело было не в экологии, там жил их деверь, работавший на Варшаво-Венской железной дороги. Именно мамин брат посодействовал, чтобы в железнодорожники на Привисленскую железную дорогу взяли и волынянина.
Как старшей дочери приходилось? Путь в жизни Натальи Ужвий напоминал свет в конце тоннеля.
Никто на желания девочки-подростка не обращал внимания, а папа воспринял как подарок судьбы факт, что ему повезло устроить ребенка в… железнодорожное училище. Чтобы выучившись, старшенькая могла зарабатывать на краюху хлеба. Для меньших.
Под стук вагонных пар пролетели два года. И, к счастью, материальное положение семьи немного улучшилось, поэтому родители смогли позволить себе отдать Наталью в четырехклассное городское училище на правом берегу р.Вислы — в Праге: так и сейчас называется один из исторических пригородов Варшавы.
Из Брудно каждый день девушка ходила пешком, часто босиком. На учебу. Чтобы не стоптать ботинки, надевала их уже перед училищем. По дороге она непременно заглядывала в местный костел, горячо молились, прислушиваясь к звукам величественного органа и мечтательно вглядываясь в витрины дорогих магазинов, в которых отражалась бедность ее семьи.
— Драма вселенной определена Провидением. Каждому суждено сыграть в пьесе роль, и это единственная роль, которая ему подобает, единственная, которую он выбрал, или, точнее, избирает в глубине души.
***
Наталья Ужвий, Харьков, 1930 |
Жилось туго, и на семейном совете 1912 г. родители вслух перебрали богобоязненных родственников, кто, как истинные христиане, не оставят их с детьми на улице. Вспомнилось, на Ровенщине жил шурин (швагер), ну, брат отца, а работает он на почте. Вскоре Ужвии оказались в городке Клевань реке Стубла (ныне Ровенский район Ровенской области). И бывший железнодорожник Михаил Максимович Ужвий устроился служить в… Клеванское лесничество. За лесом надо видеть деревья, если хочешь выжить.
Чтобы дальше получать знания, старшая дочь хотела поступить в Клеванское духовное училище, но 14-летнюю Наталью Ужвий в бурсачки не приняли; просто экзамены она не сдала. Пришлось идти в… швеи на швейную фабрику, цех которой открылся в… заброшенном замке Чарторыйских; теперь здесь без присмотра пасется отара овец и бродят искатели металла. Вот такой наш суверенитет.
Впрочем, старшая дочь Ужвиев надежды на лучшее не теряла, по крайней мере шить и вышивать красиво научилась. Днем она терпеливо работала швеей, а вечером обо всех лишениях забывала, потому что не только хотела, но и изо всех сил стремилась мыслить позитивно.
Как? А очень просто:
— Я мечтала учительствовать. Готовилась к экзаменам сама. Днем — в мастерской, а по ночам при свече перечитывала десятки книг. Экзамена экстерном очень боялась
С юности Наталья погрузилась в пучину народной традиции, где обычаи, фольклор и язык берегут, как высшие добродетели. Слушая зажигательных музыкантов, она и себе водила хоровод, выполняла праздничные обряды, пела песни и радовала зачарованного зрителя. С тех пор глубоко в девичьей душе укоренилося желание стать актрисой, ведь от судьбы, данной родителями и мудрой вселенной, не убежишь.
Но как, скажите, люди добрые? Получая самообразование, в 1915 г. упорная Наталья экстерном сдала экзамены на звание сельской учительницы и в 16 лет получила от Клеванского училища для духовных девушек разрешение преподавать ученикам начальных и средних классов. К работе сельская учительница приступила немедленно — в ближних селах Милятин и Вилия, где она преподавала практически все предметы: географию, арифметику, родную речь.
Это позволило не только шире познать народные обычаи, национальный характер, но и глубже познать украинцев разных слоев. Позже в своих воспоминаниях Наталья Михайловна отмечала профессиональное родства педагога и актера:
— Актер тоже непосредственно общается с людьми. Он призван быть воспитателем добрых чувств, гражданственности, правдивости во взглядах и суждениях. Только у актера аудитория несравненно больше.
***
Лимит лишений в ее жизни еще не исчерпался — разразилась Первая мировая война. Пустить корни в Клевани, в этом “жидовском городке с количеством еврейского населения в 1300 человек”, также Ужвиям не удалось.
Оттуда семья из десять душ отправилась в… Золотоношу.
Мол, почему не попробовать именно там, на Полтавщине?
— Ну, с трех раз попробуйте угадать: откуда происходила Наталка Полтавка?
Именно в Золотоноше произошло событие, окончательно определившее ее жизненный путь.
Случайно девушка попала на спектакль любительского драмкружка, где увиденное пролило свет на вселенную. Пораженная до глубины души спектаклем 22-летняя Наталья пробралась за кулисы и уговорила режиссера взять ее в любительскую труппу.
Учитывая физические данные деревенской красавицы постановщик согласился, с тех пор она благодарно ловила каждое внимание или подсказку первого наставника. Из местных низин начинается путь на большую сцену. Играла она, как говорят, запоем; в любительском театре за шесть лет Наталья Ужвий сыграла 65 ролей! Дальше — больше.
Зимой 1921 г. любительница прибыла в Киев, где сбылась ее следующая заветная мечта: она поступила на инструкторско-режиссерские курсы.
Начиналась по-настоящему новая жизнь, и вскоре молодая художница рассталась со своим первым мужем, о котором мне не удалось найти хоть бы каких-то сведений… Сокласно новым большевистским порядкам командировку 23-летней жительнице подписал инспектор отдела народного образования уездного исполкома в г.Золотоноши Иван Леонтьевич Мойся (1895-1978). В тот день прозвучало короткое напутствие, и простелилася неведомая дорога.
Их пути не разошлись. В 1922 г. молодого партактивиста из Полтавской губернии послали учиться на рабфак Киевского политехнического института, где со следующего года он получал знания на факультете инженеров строительства путей, а потом, как молодой украинский литератор, Иван Ле, редактировал газету “Киевский политехник” и работал корреспондентом в редакции журнала “Коммунар”.
Актриса в образе шевченковской Катерины, которую в 1933-1935 гг. создал в г.Харькове — для лучшего в Украине многофигурного памятника Кобзарю — скульптор Матвей Манизер
***
Язык до Киева доведет, помните?
В случае с творческой судьбой молодых актеров — это стопроцентно.
В городе бывшая сельская учительница познакомилась с актрисой Ириной Стешенко (1898-1987), внучкой самого Михаила Старицкого. Та ровесница потом познакомила Наталью с Иваном Александровичем Марьяненко (1878-1962), комиссаром (директором) Первого театра Украинской Советской Республики имени Т.Г.Шевченко, созданного в Киеве на базе Государственного драматического театра, Народного театра, и Национального образцового театра (все в Киеве).
Он вспоминал:
— Однажды после репетиции актриса Орыся Стешенко подвела стройную красивую девушку, которая с волнением попросила задержаться на несколько минут и выслушать. Внешность и поведение собеседницы настолько меня заинтересовали, что я предложил ей сдать экзамен немедленно – прямо в фойе театра. Очень волнуясь, она начала читать стихи, монологи… Увлекшись, я перешел к диалогам, и как актер-партнер быстро добился полного контакта с дебютанткой. Огонь в выразительных глазах то угасал, то снова вспыхивал…
На всю жизнь врезался в память тот важный день, когда впервые Наталья Ужвий увидела настоящий театр-Вселенную. Значительно позже актриса вспоминала так пробы:
— Мой киевский дебют состоялся не на сцене, а… в фойе нынешнего театра Русской драмы. Там сидели все, имею в виду всю тогдашнюю труппу — в пальто, шапках, закутанные в платки. Холод, помню, был страшный — в Киеве не топили тогда. Нечем было. Тем временем я с дрожью в голосе играла отрывки из пьес Владимира Винниченко.
Профессионалов дебютантка поразила, что определило дальнейшую творческую судьбу. И актриса попала в науку к корифею украинской сцены Ивану Александровичу Марьяненко, — он разглядел и раздул огонь, помог таланту развиться.
— Первооснова души не отвечает за страдания, которые человек причиняет другим или мучается сам. Все это происходит на животном уровне, на смешанном актерском начале, то есть в той области, где низшие уровни души соединяются с физическим телом.
***
Действовал педагог мягко, постепенно, повышая сложность ролей. Потому что к тому времени имел учитель за плечами четверть века опыта театральных сцен Санкт-Петербурга, Москвы и Киева. На самом деле, умных и талантливых коллег, кто мог подсказать, оказалось предостаточно. Вот, посудите сами. С 1926 г. художественным руководителем труппы Первого театра Украинской Советской Республики имени Т.Г.Шевченко был прямой ученик Константина Станиславского — Александр Загаров (1877-1941), в 1921-1923 гг. комиссаром служил Александр Довженко, завлитами — Николай Вороной и Павел Тычина, а художниками — Анатолий Петрицкий, Василий Кричевский, Константин Елева.
— Этот первый профессиональный театр был для меня школой, где я училась у мастеров. Летом 1922 года мы жили и готовили репертуар в Святошино. Там было немало разрушенных дач. Три стены и крыша — нары и сено. Подушки возили с собой — все самое нужное имущество всегда было при нас. Пожалуй, нет места или городка, где бы мы не побывали… В Киеве это был как бы отпуск, я жила на ул. Столыпинской (ныне Олеся Гончара. — Ред), дом во дворе. Комната была хорошая. На подоконнике — жаровня с углем, я варила себе чечевицу. Хозяйке за комнату я мыла пол или что-то шила.
Дебютировав 1922 p., молодая актриса Наталья Ужвий подхватила эстафету из рук прославленной Марии Константиновны Заньковецкой (1864-1934), которая как раз оставила творческую карьеру. Встреча с самой ослепительной звездой украинской сцены. почти мифологизированной “Наталкой Полтавкой” произвела огромное впечатление на полесскую девушку. На всю жизнь врезались слова учительницы, имевшей за плечами 40-летний опыт сцены и первой в Украине получившей звание Народной артистки Советской Республики:
— Настоящее искусство живет вечно. Оно требует таланта, труда; будьте ему верной, оно любит тружеников и подвижников, поэтому увенчивает успехом лишь тех, кто бескорыстно, самоотверженно служит народу и собственному призванию.
Семья — Наталья Ужвий, муж Михаил Семенко и сын Михаил-младший |
***
Искусствоведческая сторона дела меня не интересует. Так вот про творческую карьеру — исключительно номинативно. В 1922-1925 гг. Наталья Ужвий училась в Драматической студии при Первом театре Украинской Советской Республики имени Т.Г.Шевченко в Киеве и выступала на его сцене. В 1925-1926 гг. она служила в первом одесском стационарном театре “Держдрама” — Украинском музыкально-драматическом театре имени Октябрьской революции, где режиссером стал Марк Терещенко (1883-1982). В 1926-1934 гг. продолжалась золотая эпоха украинского театра, и она выходила на сцену театра “Березиль”, с 1935 г. — Харьковский украинский драматический театр имени Т.Г.Шевченко, а с 1936 г. — Киевский государственный академический украинский драматический театр имени Ивана Франко.
Дело было не в новых труппах или режиссерах-новаторах, способствовавших огранке разнообразных драматических талантов; с давних времен актер был и оставался невольником в творческих замыслах постановщика.
Самым важным в опыте сцены для Натальи Ужвий были и оставались партнеры по ведущим театрам тогдашней Украины. Потому что именно на сцене опыт помогает усваивать открытия, совершенные при личном чтении роли и на совместных репетициях. Бесценным оказалась сотрудничество с корифеями украинского театра, такими как Гнат Юра, Юрий Шумский, Амвросий Бучма, Марьян Крушельницкий, Дмитрий Милютенко и другими.
Довольно быстро природные способности и кропотливый труд раскрыли творческую самобытность, которая, словно бутон, открыла зрителю всю красоту и глубину. Оказалось, Наталья Ужвий — исполнительница широкого диапазона. Ей легко даются романтические, характерные и драматические роли — от заполненных достоинством трагедий до комедийных сатир. Быстрая творческая зрелость проявилась и в том, что актрису, в первую очередь, увлекала классика: украинская, русская, европейская. С другой стороны, Наталья Михайловна охотно бралась за роли в самобытных пьесах современников: Александра Корнейчука, Александра Левады, Николая Зарудного.
Наталья Ужвий в творческом расцвете |
У нее был корень, художественное происхождение. И ее народность никак не была данью моде. Потому как живая украинская крестьянка, с авансцены она шла к зрителю, исполняя роль то ли знакомой соседки, то ли любимой дочери, то ли обожаемой жены. Архетип, близкий актрисе и понятный с детства, он знакомый с детства, просто погружался в сознание театралов. В конце концов, она — настоящая полесская крестьянка, так и не превратилась в чопорную приму. Не по той ли причине так искренне звучали в ее исполнении грустные народные песни? Не потому ли так глубоко западали в душу ее монологи о безрадостной жизни простой труженицы, которая хлебнула горя, хотя от рождения достойна простого человеческого счастья?
Не звездный статус ее вел по жизни, а нечто гораздо большее.
— Не забыть мне харьковские 1920-е годы: общежитие в Жатковском переулке. Во дворе стоял наш двухэтажный дом, где существовала коридорная система, наверняка когда-то здесь был плохонький отель. Его заселяли молодые писатели, художники и мы — актеры театра “Березиль”. Напротив каждой комнаты — ящики, кое-как приспособленные для примуса. Впрочем, сколько было интересных встреч в этом неказистом доме! Продолжалась какая-то пора деструкций. Всех наполняло искреннее желание и жар творить новое революционное искусство. Не раз мы становились свидетелями острых дискуссий между Анатолием Петрицким и Лесем Курбасом, Александром Довженко и другими писателями, поэтами.
С другой стороны, как каждая обычная украинка, непоказательно, тихо и чистосердечно любила Наталья Ужвий творчество Кобзаря, и не имело значения: она — Оксана в спектакле “Гайдамаки” в постановке Леся Курбаса или сестра поэта, Ярина в первом украинском фильме о народном гении “Тарас Шевченко” (1926) режиссера Петра Чардынина. Кстати, консультантом последнего проекта выступил выдающийся академик Украинской академии наук (1919), вице-президент ВУАН (1922) Сергей Ефремов. Как-то естественно, что именно с Натальи Ужвий в 1933-1935 гг. скульптор Матвей Манизер (1891-1966) лепил в Харькове шевченковскую Катерину — для лучшего в Украине многофигурного памятника Кобзарю. В земной фигуре Натальи Ужвий увековечил всеобщую фигуру украинской Матери.
***
Можно утверждать, что именно великий Кобзарь познакомил ее с будущим вторым мужем. Им оказался лидер. Бурный лидер украинских панфутуристів Михайль Семенко (1892-1937). Это произошло в 1926 г., когда актриса харьковского театра “Березиль” на 1-й кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе снималась в картине “Тарас Шевченко”.
Как перед ней Пьеро мертвопетлевал, который на Одесской киностудии, писал сценарии и работал редактором в ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление).
Нет, не о ней (не буду передергивать факты), но как рельефно Михайль Семенко написал в стихотворении “Ученица драматической школы” (1918, Киев):
"Експансивна ентузіастка з драматичної школи
Весело спостерігаючи, як захльобувався Пан,
Мені сказала, вдивляючись в туман:
Ніколи.
? Чому ж ніколи —
Запитував я себе сам і ворушив струни старі.
Байдуже всміхалися ліхтарі."
Старых добрых правил новая возлюбленная (никакой свободной любви!) настаивала, чтобы Михаил официально прекратил первый брак, оформленный еще в 1917 г. в г.Владивостоке с учительницей Лидией Ивановной Горенко, когда на далекой чужбине украинец служил телеграфистом…
Роман двух ярких личностей новейшей культуры был бурным и ослепительным. Не зря, некоторые из современных литературоведов (Любовь Якимчук) считает, что они напоминали собой следующую реинкарнацию “неистового Пушкина и игривой Натали”: кудрявый поэт, по натуре — безумный холерик, ниже жены почти на голову. Под руку с красавицей-супругой, роскошной женщиной в теле, в которую влюблялись сотни чиновников и власть имущих, он попадал под язвительные стрелы отовсюду.
Через год пара поженилась и родила в 1927 г. сына Михаила-младшего. Только потом известная актриса узнала от добрых людей, что Михайль Семенко сильно избивал первую жену — за то, что в школе прививала детям любовь к Тарасу Шевченко, а не к гению — Михаилу Семенко; а когда соседи пытались заступаться за сердечную, доставалось и им. Учитывая это испуганную дочь, больную Яринку (1921) матери приходилось месяцами держать в детском доме-санатории, потому что когда ребенок плакало, панфутурист приходил в гнев.
Все происходило, как в его знаменитой поэзии “Кавалер и дама”:
— В повітрі акацією й ще чимсь гострим пахло —
На тихій вулиці, між заснулих будинків.
Безшумно окрилили ніч таємні тіні — птахи,
І постаті зацікавлення з-за воріт і ганків стали
навшпиньки.
Ліхтар пузатий запутавсь між нерухомим
листям
І хтось готовив у куті несподівану труну.
Інтимно обнявшись
кавалер говорив дамі з досвідченим хистом:
“Шкода,
що я не можу поділити сьогодні вашого сну”.
Кадр из фильма “Прометей”, 1936
***
Хотелось верить Натальи Ужвий, что ее минует участь предшественницы.
И вот в 1929 г. новая семья жила на художественной открытой ладони — в квартире №39 в четвертом подъезде на первом этаже знаменитого дома-кооператива украинских литераторов “Слово” по улице Красных Писателей, 5 (ныне — ул. Культуры, 9) в столичном Харькове. Там хозяина из месяца в месяц спаивали заядлые друзья-соседи: поэт и драматург Антон Дикий (1900-1937) и прозаик и сценарист Алексей Полторацкий (1905-1977). От пьяного панфутуриста они узнавали много такого, что потом превратилось в обвинительные материалы его личного дела.
Знакомые хорошо знали про крутой нрав панфутуриста. Как позже вспоминала их соседка Оксана Буревий, дочь поэта Костя Буревия (1888-1934),
— Теперь драки и скандалы принимала на себя великая артистка “Березоля”. Все в “Слове” об этом знали, но унять злость Семенко никто не решался. Нрав у него был еще тот: не мог он, да и не хотел себя сдерживать.
На самом деле, не все было так однозначно. Поначалу новая невестка откровенно нравилась свекрови. В частности Мария Проскуровна Семенко (1860-1949), мать мужа, в письмах сообщала, что невестка у нее интеллигентная, хоть и человек сложный. Довольно быстро это отношение изменилось. Неожиданно приехав к сыну в гости, в “Слово”, свекровь — между прочим, также писательница с сельским образованием — стала свидетелем, как жена под хмелем сильно колотит ее довольно пьяного сына.
В последние годы брака они разошлись, как в море корабли. По жизни Михайль Семенко и Наталья Ужвий, казалось, пошли разными курсами. Поздно вечером возвращалась после репетиций актриса, где ее дома ждал муж, пытаясь утопить в рюмке свою безысходность и предчувствие неотвратимого ареста. Будем откровенны, большинство тогдашних украинских литераторов из дома “Слово” самоуничтожалися в ожидании репрессий или спасались в водке.
Можно утверждать, что панфутуризму в Украине помогли себя самому съесть. Это ясно видно на творческой судьбе Михайля Семенко последнего периода жизни. К чему литератор не прибегал, чтобы выжить? Он подрабатывал случайными гонорарами, писал либретто к операм, выжимал из себя иронию и сатиру для памфлетов, редактировал журналы — все пустое, все мертвопетлеваное. Дальше в той семье продолжаться так не могло. И пока не случилось ужасное, в 1936 г. пара известных украинских мастеров искусства официально и тихо расстались.
Была еще и третья правда. Не первый год у жены длился роман с младшим на 11 лет автором театра Евгением Пономаренко (1909-1994). Одна из ее героинь произносила со сцены зрителю, оправдываясь, что ли?
— Ты на меня свою вину не сворачивай. Ну, ты знаешь, что моей вины здесь мало. Силой меня отдали за тебя. Пока сила моя была, я была тебе верна, хоть и другого любила. А теперь, ну, не стало… моей силы.
Александр Рудяченко. Киев.
(Продолжение следует)
По материалам: www.ukrinform.ru