Теперь главное – правильно им воспользоваться, ведь первый срез знаний юристов показал, что около 20% не сдали профильный тест
Стали известны результаты ВНО для поступления на магистратуру, которое в этом году проходили бакалавры, выпускники украинских вузов. В 2018-м, в отличие от предыдущего года, когда такое ВНО проводили впервые среди юристов, тестирование составляли и бакалавры других специальностей – “гуманитарные науки” (кроме филологов), “социальные и поведенческие науки”, “журналистика”, “сфера обслуживания” и “международные отношения”. Все сдавали тестирование по иностранному языку, а юристы – еще по праву и общей учебной юридической компетентности ("ТЗНПК", или проще говоря, по логике).
Внедрение ВНО для широкой категории поступающих на магистратуру важно тем, что впервые таким образом независимо оценивался уровень подготовки студентов в украинских вузах (пусть пока по нескольким предметам). И вот какие результаты показало ВНО, по информации Вадима Карандия, директора Украинского центра оценивания качества образования. Успешно преодолели порог “сдал/не сдал” по праву – 80,4% от 15,8 тысяч участников (а значит почти 20% его не преодолели); "ТЗНПК" – 90,1% от 15,8 тысяч участников; иностранные языки – 87,7% от 30,5 тысяч участников. Чтобы поступить в магистратуру по специальностям “Право”, “Международное право”, нужно было преодолеть порог “сдал” во всех трех тестах, что удалось 67% участникам из 15,8 тысяч, то есть двум третям. Укринформ выяснял, что означают эти цифры для определения качества высшего образования в Украине, ведь сдавали его молодые люди, уже имеющие диплом бакалавра.
Чуть выше проходной порог – и отсеялось бы до 50% поступающих
Одним из первых свой отзыв на результаты тестирования бакалавров написал в Facebook Сергей Петухов, заместитель министра юстиции Украины по вопросам европейской интеграции.
Сергей Петухов
Он отметил, что тестирование для магистров иностранного языка было на уровне школьного ВНО, а при поступлении на магистратуру следует повышать требования, а особенно – знания профессиональной лексики: “Не нужен в современном мире магистр какой-либо специальности, не владеющий на профессиональном уровне иностранными языками”. Он также подчеркнул, что очень низкие результаты показали абитуриенты, которые сдавали право: “Если бы порог поставили в 40 баллов, то отсеяли до половины поступающих”.
Илья Кротенко
Своими впечатлениями о сдаче ВНО для поступления на магистратуру и поделился общественный активист Илья Кротенко, с удивлением отметив, что тестирование было достаточно простым: “Сдавал в этом году ВНО по праву по процедуре перекрестного поступления (когда человек поступает в магистратуру по другой специальности, чем полученная в бакалавриате. — Ред.). Я закончил бакалавриат по специальности информатика в 2014 году и с тех пор не учился. Так вот, две недели не очень интенсивной подготовки на базе вопросов ВНО-2017 и в результате – 155 баллов по праву. По иностранному языку и логике баллы еще лучше без всякой дополнительной подготовки. После этого я реально не понимаю, как 20% абитуриентов, которые учили право 4 года, не могли набрать минимальный пороговый балл”.
Определяющий фактор проходного балла в комментарии Укринформу подчеркивает и Егор Стадный, директор Аналитического центра CEDOS, эксперт по вопросам образования: “Комиссия центра оценивания качества образования либерально отнеслась к определению проходного порога, я считаю, что он должен был бы быть выше. (…) Уже звучали мнения, что проходной порог не намного отличается от порога слепого угадывания, когда человек наугад ставит ответы. Был бы проходной порог чуть выше – куда меньше людей прошли бы это тестирование”.
Егор Стадный
Правда Егор Стадный подчеркивает: чтобы по результатам ВНО оценить уровень юридического образования в вузах, стоит подождать более детального анализа, который прольет свет и на то, где ранее обучались те абитуриенты, которые не преодолели проходной порог, такой уровень знаний касается всей системы юридического образования или отдельных учреждений.
Почему сильные бакалавры иногда не хотят становиться сильными магистрами
Хотя о более конкретных обобщениях по тестированию говорить еще рано, эксперты, комментируя Укринформу, отмечают: введение ВНО при поступлении на магистратуру – возможность для университетов объективно взглянуть на свои проблемы в организации обучения.
Олег Шаров, генеральный директор Директората высшего образования и образования взрослых МОН:
“Тестирование показало, что вузам есть над чем работать. У нас еще небольшой опыт проведения таких экзаменов для поступающих в магистратуру, и очень хорошо, что такая система заработала, потому что появились возможности проводить сравнение, ставить задачи университетам по совершенствованию образовательного процесса. То есть появилось реальное измерение качества высшего образования, а значит – реальный инструмент улучшения. Сейчас можно сказать, что мы получили действительно независимую оценку нынешних абитуриентов, и в соответствии с их результатами ВНО будет распределен государственный заказ по специальностям “Право” и “Международное право”.
Олег Шаров
Егор Стадный: “Анализ прошлогодних результатов ВНО юристов показал, что бакалавры, которые были сильнее при поступлении, не получили во время учебы нагрузки, соответствующей их возможностям, и немного сдали позиции. То есть произошло некоторое центрирование общего уровня, когда более сильные студенты «подтягивались» вниз, вместо того, чтобы расти вверх, поэтому работать есть над чем”.
Эксперт также акцентирует на том, что большинство абитуриентов продолжают учебу в магистратуре по инерции. “Речь идет о том, чтобы получить в магистратуре другую специальность, не обязательно смежную. Это у нас стало возможным лишь с 2014 года с принятием нового закона о высшем образовании. Но большинство абитуриентов просто продолжают обучение по инерции. Для ребят это еще и возможность избежать призыва, для кого-то другого – избежать приближения “взрослой жизни” или поступить в университет, который находится в большем городе. То есть для большинства студентов при поступлении в магистратуру новые знания — не первоочередная цель”, – заключает эксперт.
Возможно, так происходит из-за низкого уровня подготовки магистров в Украине, ведь очень часто, учась на магистратуре, студенты не чувствуют качественной разницы в обучении, повторяя в другой интерпретации уже приобретенные «бакалаврские» знания. А потому – не задумываются о новых возможностях.
“Проблема магистерских программ в том, что они вносят мало “прибавочной стоимости” в то, что студенты знали и умели на бакалавриате. Чтобы это изменить, нужно создавать новую магистерскую программу, которая содержит новый смысл и учит чему-то большему, – говорит Егор Стадный. – Прежде всего преподавать должны кардинально другие преподаватели. Если речь идет о научной магистратуре, это должны быть ученые, если о профессиональной – то практики, профессионалы своего дела. Но как можно привлечь практиков к преподаванию в университете, предлагая им низкую зарплату? Поэтому обновление магистерских программ требует значительных средств. В Украине есть примеры магистерских программ, которые существенно отличаются от бакалаврских – имеют необходимое оборудование и хороших преподавателей, но это лишь островки на общем фоне”.
А теперь государство поинтересуется еще и уровнем подготовки магистров
Сейчас мы можем только об этом мечтать… А пока в ближайших планах министерства – распространить ВНО по иностранному языку при вступлении в магистратуру на большее число специальностей. А еще недавно Кабмин утвердил постановление, согласно которому, выпускники всех специальностей, которые относятся к областям знаний “Ветеринарная медицина”, “Здравоохранение”, “Военные науки, национальная безопасность, безопасность государственной границы”, “Гражданская безопасность”, “Транспорт”, а также специальности “Право”, “Кибербезопасность”, “Атомная энергетика”, “Публичное управление и администрирование”, “Международное право” будут сдавать единый государственный квалификационный экзамен еще и в конце обучения на магистратуре. Не исключено – что в формате ВНО.
То есть государство хочет таким образом контролировать уровень знаний, полученных в университетах. А что, разве не правильно?
Юлия Горбань, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru