В этот день христиане восточного обряда чтят память пророка Божия Илии (IX в. до Рождества Христова).
С древнееврейского имя Илья переводится как «Яхве — мой Бог». В Библии (в книге Царств) существует четыре эпизода, связанных с Ильей, которые условно можно назвать «Засуха и соревнования на Кармеле», «Илья на Синае», «Виноградник Навуфея» и «Вознесение Илии». Согласно преданию пророк не умер, а был взят на небо «огненным вихрем на колеснице с огненными конями». У украинцев этот праздник с древних времен был всегда в почете и связан с аграрной магией. Прообразом Ильи стал дайбожский Перун, как покровитель грома и молний. На Херсонщине его называли «праздником грома». В этот день старались не работать, даже не ходили на охоту, боясь гнева Ильи, который может того, кто не празднует, ударить молнией. От Ильи начинаются рябиновые ночи и характерный для августа активный звездопад. Одни считали: если звезда падает и сгорает, то «ведьма подхватила ее и спрятала в кувшин». Другие утверждали: когда звезда оставляет после себя длинный пучок света, то «это Украина теряет девушку». Традиционно с Ильей заканчивалась жатва. Пословицы гласят: «Жатва кончается — осень начинается» или «В этот день до обеда лето, а после обеда — осень». После Ильи детям не разрешалось купаться в водоемах, так как ночи становились прохладными, и вода заметно остывала. Пророка Божия Илию почитают не только в христианстве, но и в иудаизме (пророк Илияху, предтеча Мессии) и в мусульманстве (там он известен под именем Ильяс). Воинствующего пророка Илию считают своим небесным покровителем воздушно-десантные войска.
Сегодня Международный день Холокоста ромов, который отмечается в Украине в соответствии с Постановлением Верховной Рады от 8 октября 2004 года. Именно в этот день в 1944 году нацисты в концлагере Аушвиц-Биркенау (Освенцим) устроили так называемую «Цыганскую ночь», уничтожив более 20 тыс. цыган. Окончательное число погибших во время репрессий не установлено. Всего за годы Второй мировой войны нацисты, осуществляя расистскую политику этноцида, вывезли из оккупированных стран и сожгли в концлагерях около 500 тыс. цыган. Немало их было уничтожено во время войны и в Украине: в лагерях принудительного труда, местах кочевания, в ходе карательных операций. Наиболее многочисленным потери понесли цыгане, проживавшие в Киеве, на территории Крыма, Закарпатской, Винницкой, Одесской, Сумской, Черкасской и других областях нашего государства.
Юбилеи дня:
130 лет со дня рождения Костя Буревия (наст. — Константин Степанович Буровой; 1888-1934), украинского писателя, публициста, театроведа. Как отметил Юрий Лавриненко в своей работе «Расстрелянное возрождение», «…Кость Буревий — человек трех разных жизней. Первая жизнь была типичной жизнью «всероссийского» профессионального революционера-подпольщика, активного деятеля, а затем и члена ЦК старейшей российской партии социалистов-революционеров (1903-1922). Это жизнь дала Буревию 68 царских и одну большевистскую русскую тюрьму, три ссылки на Север и в Сибирь и бегство из них, туберкулез и десятки операций кости. Вторая жизнь (1923-1934) — это жизнь выдающегося деятеля расстрелянного Возрождения. Она дала ему новые злодеяния и преследования, но вернула ему его Украину, дала высокое удовольствие строить, творить непреходящие ценности. Третья жизнь Костя Буревия — это жизнь мистического Эдварда Стрихи, родившегося в 1927 году, но не умершего до сих пор, потому что записала Буревия к небольшой в истории мировой литературы группе лучших мастеров пародии и литературной мистификации. Вторую и третью жизнь можно рассматривать как одну, которая длилась всего десять лет и стоила ему расстрела, когда ему было только 46 лет, и он начал семимильными шагами догонять упущенное время…» Кость Буревий родился в очень бедной семье, а потому смог закончить только сельскую четырехлетку. Дальнейшее образование он получил самостоятельно, преимущественно на каторге и в тюрьмах. Там он выучил польский и французский языки. Впервые обратил на себя внимание книгой «Европа или Россия. Пути развития современной литературы». В 1929 году он переехал в Харьков и показал себя как первоклассный знаток и критик театра, литературы, искусства (выдал монографии «Три поэта» (о творчестве Павла Тычины, Михаила Семенко, Валерьяна Полищука), «Амвросий Бучма», редактировал монографии о художниках Самокише, Дмитрии Левицком и театральные мемуары Саксаганского, Кропивницкого, Садовского и др.). Кость Буревий является автором пародий «Зозендропия», «Хамы», «Мертвые петли», «Овечьи слезы», исторической драмы «Павел Полуботок». 13-15 декабря 1934 года выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР в Киеве по обвинению «в организации подготовки террористических актов против работников Советской власти» Кость Буревий был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1934 года. По этому процессу проходило 37 человек, из них 27 — разделило судьбу Буревия. Среди жертв — писатели Алексей Влызько, Григорий Косынка, Иван Крушельницкий, Дмитрий Фальковский.
95 лет со дня рождения Шимона Переса (1923-2016), девятого президента Государства Израиль, лауреата Нобелевской премии мира (1994).
85 лет со дня рождения Питера О'Тула (1932-2013), британского актера театра и кино. Снимался в фильмах: «Как украсть миллион», «Лоуренс Аравийский», «Беккет», «Ночь генералов», «Правящий класс», «Мой любимый год», «Троя», «Последний император», «Супердевушка» и др. Играл в театре шекспировский репертуар. Восемь раз был номинирован на «Оскар», но получить престижную награду актеру не удавалось. Лишь в 2003 году он был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие киноискусства. Последней киноработой актера является роль в фильме «Екатерина Александрийская», которая вышла на экраны в августе 2014 года.
Годовщина смерти:
42 год со дня смерти Фрица Ланга (1890-1976), немецкого и американского кинорежиссера, культовой фигуры мирового кинематографа, одного из «величайших архитекторов кино» (именно так его назвал известный историк кино Жорж Садуль). Работая в Германии, снял фильмы «Утомленная смерть», «Нибелунги», «Доктор Мабузе — игрок», «Метрополис». После прихода к власти нацистов эмигрировал в США (1935), работал в Голливуде, поставил антирасистский фильм «Безумие», антифашистские фильмы «Охота за человеком», «Министерство страха» и «Палачи тоже умирают» (снят совместно с Бертольтом Брехтом) и ряд уголовно-приключенческих фильмов. С 1958 года — снова в Западной Германии, где снял новые версии фильмов «Ешнапурский тигр» и «Индийская гробница». Фриц Ланг достигший значительного успеха в немом кино, смог повторить его и в звуковых фильмах. Его всемирно известный (и пророческий) фильм «Метрополис» (1927) — самый дорогой за всю историю немецкого кино (бюджет составил 5 млн рейхсмарок и почти разорил ведущую киностудию УФА), чрезвычайно расширил границы кинематографии и произвел немалое влияние на ее дальнейшее развитие. Кинолента публике не понравилась, была снята с экранов и безжалостно изрезана; на протяжении многих лет авторская версия считалась утраченной. Восстановление киношедевра произошло лишь после Второй мировой войны, в 60-х годах. В 2001 году Фонд Мурнау на основе всех известных вариантов выпустил версию «Метрополиса», которая считалась максимально приближенной к авторской и была включена в список ЮНЕСКО «Память мира» — своеобразное собрание эталонов духовной и материальной культуры человечества. В 2008 году в архиве Музея кино в Буэнос-Айресе неожиданно была найдена настоящая полная авторская версия «Метрополиса». «Образ человека требует… определенной гиперболизации при изображении его чувств и поступков, даже если сам он жалок и мелок. Этот образ требует пьедестала стилизации, так же, как этого требовали прошлые столетия. Ведь памятники никогда не ставят на голый асфальт: их поднимают над головами прохожих…» — таким было художественное кредо непревзойденного и ни на кого не похожего Фрица Ланга.
21 год со дня смерти Уильяма Берроуза (1914-1997), американского писателя, «крестного отца» поколения битников. Автор скандального романа «Голый завтрак», написанного в марокканском Танжере и напечатанного в 1959 году в Париже издательством «Олимпия». В США книга была запрещена и появилась только три года спустя после решения Верховного суда. Том Уэйтс довольно удачно характеризовал Берроуза: «…Он как будто Марк Твен, который стоит в черном свете». Были и другие прозвища: адский дедушка, литературный уголовник, человек-невидимка. Как бы там ни было, но созданная Берроузом субкультура вышла за пределы слова. Он был культовой фигурой: то снимался у Гаса ван Сента, то пел вместе с Куртом Кобейном. Дэвид Боуи устраивал паломнические туры в Танжер где в последние годы жил автор «Голого завтрака». Он не дожил три года до своего 90-летия.
По материалам: www.ukrinform.ru