Проблема в том, что у этого закона сложный механизм – и инспекторов надо набрать, и установить паркоматы и камеры фото- и видеофиксации оборудовать – работы на годы…
С тех пор как вступил в силу закон, который касается ужесточения наказаний за нарушения ПДД в части парковки транспортных средств, прошло почти две недели. Укринформ уже разбирался в нововведениях, но кратко напомнить не помешает. Во-первых, закон предусматривает долгожданное внедрение автоматической фиксации правонарушений, специальные инспекторы по парковке отныне имеют право штрафовать за неправильную парковку и за неуплату, за превышение скорости и тому подобное. Например, за непристегнутый ремень безопасности раньше водитель должен был бы заплатить 51 грн штрафа, а теперь – более 800.
Можно ли сказать, что закон уже работает? Как выполняется этот закон, проблема парковки «где попало», наконец, начинает ли решаться? Коллега поделился впечатлениями: месяц не ездил за рулем, а тут поехал и видит – изменения есть. Перед путепроводом на метро «Нивки» утром – всегда пробка, а сейчас нет ее. Правая полоса свободна, потому что машины припаркованы в специальных «кармашках» и на размеченных синими линиями паркоместах на широком тротуаре. Коллега также заметил, что во многих местах на ул. Богдана Хмельницкого исчез знак «Остановка запрещена», там размечены паркоместа. То есть, машины стоят, но уже на вполне законных основаниях. Впрочем, в тот же день коллега поехал на Подол, где его позитив подупал: на Подоле все как было…
Итак, наш вопрос: заработал ли закон? Поскольку собственные впечатления – это одно, а скептики все равно говорят, что кардинально-то ничего не изменилось, большинство водителей как нарушала ПДД, так и нарушают. Как оно на самом деле?
Киев парковочный: изменения к лучшему есть, но только “точечные”, а не глобальные
В пятницу 5 октября корреспондент отправился зафиксировать обстановку на столичных улицах.
13.30. Выходим из редакции на углу улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской и идем в направлении Крещатика. Бросается в глаза, что напротив “Нафтогаза” недавно обустроенные, очерченные голубой полосой, парковочные места, — и на крайней правой полосе, и на тротуарах между каштанами. Всего их около 30.
Автомобили припаркованы вопреки ПДД (в два ряда, то есть). Ул. Богдана Хмельницкого
Те, что вдоль проезжей части – заполнены, а на тротуаре – есть несколько свободных. Но некоторые водители вместо того, чтобы заехать на тротуар, решили постоять “на аварийке” во второй полосе, создавая тем самым на ул. Хмельницкого небольшой затор. Что интересно, рядом – «дорогой», по 30 гривен за час, подземный паркинг ЦУМа. На табло надпись: “Свободных мест – 94”.
Лыбедская площадь – настоящее «гнездо» злостных нарушителей ПДД
Следующий пункт маршрута – Лыбидская площадь, – настоящее «гнездо» злостных нарушителей ПДД. Возле торгового центра “Оушен плаза”, на полосе общественного транспорта стоят припаркованные “елочкой” очень разные автомобили – Ланосы и Рендж Роверы. Выгнать их отсюда – чрезвычайно сложно. Не получилось это сделать ни под давлением общественных инициатив (еще в последних числах сентября нарушители ПДД возле Оушен-плазы” стали “героями” программы “ЗупиниЛося”), ни полиции с эвакуаторами, которая пыталась на прошлой неделе “зачистить” полосу общественного транспорта перед торговым центром. Сейчас там все по-старому…
На той же Лыбидской площади: автомобили припаркованы на полосе для общественного транспорта
Рядом остановка общественного транспорта. Возле остановки – “забегаловки” с шаурмой, сигаретами и кофе. Подъезжает грузовик, паркуется прямо на остановке, где начерчены на асфальте желтые треугольнички — вероятно, поставщику ну крайне необходимо стать именно здесь. За минуту подъезжает 51-й автобус и становится на второй полосе так, что от грузовика до автобуса остается расстояние сантиметров 30-40. И пассажиры жмутся между грязнющими машинами к двери.
Из-за того, что грузовик припарковалась прямо на остановке общественного транспорта — пассажиры вынуждены протискиваться по узкому "коридору", чтобы зайти в автобус
Попробовал протиснуться в автобус и ваш корреспондент — получилось, но куртка теперь требует стирки. Проезжая по бульвару Дружбы Народов, фиксируем: вдоль проезжей части — ни одного автомобиля, припаркованного с нарушением правил. В конце концов, и раньше здесь останавливались только единицы.
Бульвар Леси Украинки, известный сотнями машин, припаркованных вдоль проезжей части, на тротуарах, на перекрестках. Прямо на остановке “ул. Петра Болбочана” стоит белая новенькая Toyota Corolla, водитель которой копается в багажнике.
– Извините, я – корреспондент Укринформа. Объясните, почему вы припарковались вопреки правилам дорожного движения – на остановке общественного транспорта?
Водитель, лет под 40 на вид, поворачивается ко мне и отвечает в стиле нардепа Олега Барны: “Кто? Да иди на***!”
Впрочем, садится за руль и быстро уезжает. Хотелось бы верить, что это он испугался популярности. Но не факт.
"Паркинг" на бульваре Леси Украинки
Резюме по бульвару Леси Украинки. Машины вдоль проезжей части никуда не исчезли. И с тротуаров, где не расчерчены места для парковки, также не исчезли. Едем 118-м автобусом в направлении Бессарабки… На углу Леси Украинки и улицы Генерала Алмазова под самым светофором на тротуаре стоит Lanos. Напротив входа в супермаркет “Фуршет”, что чуть дальше по улице — огромная Toyota Land Cruiser, оставляя для пешеходов только сантиметров 70 тротуара. И, конечно, пробки-пробки-пробки.
Удивило, что на пересечении бульвара Леси Украинки и ул. Мечникова есть две парковочные площадки: первая – под офисным центром, где SportLife, а вторая – под Александровской больницей. Одна (на фото), где-то на 40 мест, занята лишь на половину, а вторая — процентов на 70. Рядом, на тротуарах – свободных мест нет. Жаль заплатить 30-50 грн? Или это уже дело принципа – припарковаться так, чтобы пешеходам и водителям было труднее пройти и проехать? Непонятно.
На пересечении бульвара Леси Украинки и ул. Мечникова: слева – бар, справа – нарушители
Между тем, на часах уже почти 17.00. Но перед тем, как заканчивать репортаж, пройдемся по улице Богдана Хмельницкого (по правой стороне, если стоять лицом к Крещатику), на которой, как говорят очевидцы, и оборудовали места для парковки, и знаки поснимали 3.34 “Остановка запрещена”. Что же с улицей стало? Транспортный коллапс?
Оказалось, нет. В 17.30 в четверг на Хмельницкого на пробки и намека нет — две полосы в каждую сторону свободны, автомобили аккуратно припаркованы на отведенных для этого местах. Правда, не все — одному водителю на серой Toyota Corolla несмотря на свободные места в “кармашках” было необходимо остановиться именно на перекрестке между улицами Ивана Франко и Хмельницкого (на фото). И похожих случаев было несколько. Но в целом обустроенные места для парковки – есть и, похоже, на ситуацию это повлияло.
Похоже, владельцу Toyota Corolla было необходимо припарковаться именно на углу
Впрочем, например, ближе к Хрещатику, метров 70 от перекрестка Хмельницкого с Пушкинской, возле театра Леси Украинки, все еще висит знак (даже два!), запрещающий остановку. И несмотря на его наличие, несколько машин за ним припаркованы, нет ни одного свободного места.
Таким образом, изменения есть и они заметны, но далеко не везде. Осторожно можно говорить, что «мертвую» проблему решить реально – и законодательно, и на практике. Складывается впечатление, если сейчас власть, полиция, общественность не опустят руки, проявят настойчивость, оборудуют (власть) новые недорогие паркинги, где это возможно, поснимают ненужные знаки (полиция), выведут все-таки инспекторов по парковке на улицы, одним словом, дожмут, заставят водителей соблюдать ПДД — обо всем этом хаос с парковкой мы со временем забудем.
НЕ забываем и о том, что транспортный коллапс — это ведь не только от бездействия власти и полиции и неэффективного законодательства, а еще и от водителей, для которых многолетняя привычка парковаться «где есть местечко», а собственные потребности важнее правила.
А что думают об этом эксперты? Действительно ли закон о парковке заработал, хоть немного начал ли что-то менять? И как именно дожать?
Тарас Гук, эксперт гражданской платформы LEAD office:
Тарас Гук
“Закон заработает на полную только тогда, когда будет автоматическая фото- и видеофиксация правонарушений”
Всем было очевидно, что сразу с 27 числа закон в полную силу не заработает. На это было две причины – инспекторов по парковке еще не набрали местные советы, и даже если бы они были, они не могут вести фиксацию в режиме фото- и видеосъемки. Именно этот режим позволил бы кардинально изменить ситуацию, ведь тогда и инспекторы по парковке, и полицейские могли бы привлекать к ответственности не только того водителя, который в момент нарушения в машине, а абсолютно всех без исключения водителей, которые нарушают правила – стоят в неопределенных для этого местах или не платят за парковку.
Вместе с тем, закон заработал в части новых оснований для эвакуации, которыми может пользоваться полиция. Если раньше они могли забирать транспортное средство только если оно существенно мешает движению или безопасности, то сейчас есть перечень из 15 оснований для того, чтобы машину эвакуировали. То есть, полиция может работать эффективнее.
В среднем (до того, как закон “о парковках” вступил в силу. — Авт.) в Киеве было от 20 до 40 эвакуаций в день. Стало ли больше сейчас? Возможно. Но несмотря на то, что есть закон, есть же и “физические” ограничения – одна машина это около часа работы экипажа полиции: вызвать эвакуатор, который должен загрузить машину, полиция должна составить необходимые документы и так далее. Поэтому может и стало больше эвакуаций, но не факт, что намного, так как число полицейских не изменилась.
Обустройство “карманов” для парковки и снятие знаков не решит проблему с отсутствием парковочных мест. Но это проблема не только Киева, а всех крупных городов. С этой проблемой сталкивались и в Европе: есть необходимость остановиться в центре — плати очень много. Соответственно, с увеличением стоимости парковки в центре города уменьшится количество автомобилей в центре. С другой стороны, необходимо обустроить “перехватывающие” паркинги возле станций метро, например, – чтобы водители оставляли там машины, а по городу передвигались на общественном транспорте.
Решается ли проблема понемногу? Так говорить рано. Посмотрим, как заработают инспекторы по парковке – а это будет не раньше чем через 6 месяцев. Сейчас целесообразно настаивать на том, чтобы заработала автоматическая система фото- и видеофиксации правонарушений – о чем надо спрашивать с Нацполиции и МВД. Когда она будет? Точно позже, чем 1 января 2019 года, ведь сертификация приборов, которые будут фиксировать нарушения, закончится только в начале марта. В итоге считаю, что закон правильный, нужный и в целом соответствует общим представлениям о том, какие инструменты можно использовать, чтобы навести порядок с парковками.
Дмитрий Беспалов, эксперт консалтингового агентства "А+С Украина":
Дмитрий Беспалов / Фото: The-Village.com
“Из-за отсутствия мест для парковки около 90% водителей в Киеве – потенциальные нарушители ПДД. И это проблема”
Закон вступил в силу, но изменений не произошло. Причин тут несколько. Во-первых, проблема в том, что у него сверхсложный исполнительный механизм, а потому есть очень большие вопросы, заработает ли он вообще. Ведь принять закон – это полдела, надо принять и нормативно-правовые акты к этому закону. Сейчас в Киеве только создается автоматизированная система контроля оплаты парковочного пространства. То есть, пока нельзя штрафовать тех, кто не платит за парковку, потому что инспектор не может проверить факт оплаты – нет единого реестра. Есть 5 или 7 приложений, которые между собой не синхронизированы. Нет инфраструктуры паркоматов, нет и информирования водителей.
Во-вторых, закон был принят еще в декабре прошлого года, но инспекторы по парковке еще не набраны. То есть, никто и не собирался реализовывать те механизмы сразу с началом его функционирования.
В Киеве около 600 тысяч активных автомобилей, то есть тех, которые ездят каждый день. И эта цифра растет бешеными темпами из-за деградации общественного транспорта. При этом, у нас около 30 тысяч паркомест. Если сравнить эти цифры, то выходит, что около 90% водителей являются потенциальными нарушителями правил парковки. И если начать штрафовать всех – это вызовет социальный протест. А темп, с которым власть устраивает новые места для парковки – очень медленный. Надо не разовыми точечными акциями создавать паркоместа (как вот с “кармашками” на Богдана Хмельницкого), а вообще пересматривать всю стратегию и переопределить, где можно парковаться, а где нет. Это на самом деле должен был быть первый шаг – не кнутом наказывать водителей, а введение новых правил игры. Потому что иначе будет манипуляция.
Я бы очень хотел быть оптимистом и говорить, что мы движемся в правильном русле. Может, с точки зрения законодательства это правильный шаг, но если закон будет неэффективен, то есть, не будет иметь нормального механизма реализации, то он себя дискредитирует. А это отбросит нас лет на 7 назад. Хотя возможности навести порядок с парковками у нас есть – утверждены новые Государственные строительные нормы, которые уменьшают ширину полос на дороге, а это высвободит места для легальной парковки. То есть все инструменты у нас в руках.
Николай Романюк. Киев
По материалам: ukrinform.ru