• Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Суббота, 10 мая, 2025
  • Логин
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Главная Общество

Новой школе — новые проверки. Что изменит институциональный аудит?

Таисия Слепцова    Таисия Слепцова
09/05/2019
   Общество
11 0
0
Новой школе — новые проверки. Что изменит институциональный аудит?
35
VIEWS

Новой школе - новые проверки. Что изменит институциональный аудит?

Уже с 2020 года школы будут проверять, насколько комфортно там учиться и учить. Но уже с сентября 2019-му систему будут тестировать

Помнится, как от слова "аттестация" у директоров школ и всего педагогического коллектива начиналось чуть ли не предынфарктное состояние — нервы, подготовка открытых уроков без права на ошибку, озабоченное и напряженное выражение лица у всех в ожидании "проверяющих". Тогда только нам, ученикам 10 класса, это нравилось, потому что вместо уроков нас, одетых традиционно для таких мероприятий в "белый верх, черный низ» построили на входе в школу для встречи комиссии. Чем все закончилось, трудно вспомнить и мы как школьники об этом не задумывались, но судя по рассказам учителей, такие комиссии никогда не приносили добра — только выговоры (или даже штрафы), дополнительную бумажную волокиту и демотивацию. Министерство образования взялось превратить такие дискредитированные проверки в инструмент для поддержки учреждений и мотивации становиться лучше. Соответствующий приказ уже вступил в силу, и с 2020 года школы уже будут проверять по новому механизму, который еще в сентябре 2019-го испытают в двенадцати школах по всей Украине.

Укринформ выяснял, почему школам отныне должно стать лучше работать и учить.

Проверка будет проводиться по четырем направлениям

По словам министра образования и науки Лилии Гриневич, институциональный аудит будет проводить Государственная служба качества образования (ГСКО) и ее территориальные органы раз в 10 лет (при продолжительности не более 10 дней). Работу заведения будет оценивать отдельно созданная экспертная группа — педагоги, проработавшие в школе не менее пяти лет, имеющие высшее педагогическое образование или высшую квалификационную категорию, а также прошедшие специальное обучение. В экспертной группе будет не более 12-ти, но не менее 3-х человек, причем с представителями общественности. Важно, что при оценке заведения будут учитывать с помощью опроса мнение участников образовательного процесса — учащихся и учителей, а также родителей.

Новой школе - новые проверки. Что изменит институциональный аудит?
Лилия Гриневич

Институциональный аудит будет вестись по четырем направлениям: образовательная среда учреждения, система оценки учащихся, педагогическая деятельность педработников, управленческие процессы.

Ожидается, что образовательная среда должна создавать комфортные и безопасные условия для учебы и труда, быть свободна от любых форм насилия и дискриминации и мотивировать к обучению. Система оценивания должна быть прозрачной и понятной для учащихся, формировать у них ответственность за результаты обучения и делать акцент на учебные достижения. Учителя должны использовать современные образовательные технологии, постоянно совершенствоваться и налаживать партнерские отношения с учениками и родителями. А дирекция — иметь эффективную стратегию развития школы, создавать атмосферу доверия, прозрачности, строить образовательный процесс на основе человеко- и «ребенкоцентризма» и так далее.

Результаты аудита должны отражать достижения заведения и его потребности, а также определять уровень качества образовательной деятельности: первый — высокий, второй — достаточный, третий — требует улучшения, четвертый — низкий. Если Госслужба качества образования выявит нарушения, то даст школе рекомендации, как их исправить, а школа будет иметь на это время до одного года. Если замечания аудита не будут учтены, то ГСКО может рекомендовать сменить руководителя школы или реорганизовать учреждение.

Также предполагается и проведение внепланового аудита. Для этого учредитель, руководитель учреждения, коллегиальный орган, наблюдательный (попечительский) совет или орган самоуправления должны обратиться в территориальный орган ГСКО и обосновать необходимость проведения оценки. Кроме того, внепланово аудит может проводиться, если у учебного заведения низкое качество образовательной деятельности, и это подтверждено независимым внешним мониторингом (но не чаще одного раза в два года и не ранее чем через один год после планового).

Главный риск — непонимание новых идей и нежелание меняться

Одной из ключевых отличий нового механизма проверки школ считается то, что в ходе аудита не только фиксировать проблемы, но и помогать их решить. Оцениваться будет качество образовательной деятельности учреждения, а члены экспертной группы дадут рекомендации по каждой из проблем и проконтролируют, прислушалось ли к ним учебное заведение. Раньше аттестация (ее с 2011 года проводила Государственная инспекция учебных заведений Украины) просто проверяла, соответствуют ли образовательные услуги школы госстандартам.

Новой школе - новые проверки. Что изменит институциональный аудит?
Сергей Горбачев

Сергей Горбачев, директор киевской специализированной школы №148 и член Коллегии Министерства образования и науки Украины, участвовавший в разработке порядка проведения аудита, говорит, что преимущество новой системы еще и в том, что она побуждает школу выстроить собственную внутреннюю систему оценки своей работы. "Качество образовательной деятельности и качество образования — это связанные вещи, но не идентичны. Качество образования — это результат, который мы получаем в результате качественной образовательной деятельности. То есть образовательная деятельность — это инструмент, чтобы достичь качества образования. Институциональный аудит, как форма наблюдения и контроля со стороны государства за тем, что происходит в образовании, должен строиться именно на основе самооценки заведения. Многое из того, что будет проверяться, школа должна изучить самостоятельно — не для проверки, а прежде всего для себя".

Специалисты по вопросам образования отмечают: важно, что при оценке образовательной деятельности школы один из акцентов будет сделан на образовательную среду.

"На школьную среду раньше не обращали достаточного внимания. Теперь же появляется новый параметр — понимание того, что образовательная среда должна быть не только безопасной, но и комфортной для обучения и труда. К примеру, предполагается, что в школе будут применять подходы для адаптации учащихся 1-2 и 5-6 классов к учебному процессу. Отдельно прописано, что школы должны быть обеспечены Интернетом, что тоже является одним из критериев оценки. Появляется акцент на соблюдении этических норм, уважении и достоинства — достойно ли ведет себя директор с учениками и коллективом, какое отношение завучей к учителям, а учителей — к ученикам? Еще один важный критерий — насколько образовательная среда мотивирует соискателей образования к развитию, владение ключевыми компетенциями? Такие критерии действительно позволяют воспринимать школу как среду, поощряют обучение", — говорит Николай Скиба, эксперт образовательного направления Института будущего.

Новой школе - новые проверки. Что изменит институциональный аудит?
Николай Скиба

В свою очередь Сергей Горбачев говорит, что важна такжепроверка системы оценивания в школе: "Дети должны знать, за что они получают оценки еще до того, как их начали оценивать. Эти критерии должны быть понятны для детей. Школьникам должны объяснять: как будут оцениваться учителем результаты определенной работы, за что баллы будут сниматься, а что нужно сделать, чтобы получить еще более высокий балл. И оценивание должно проводиться только по озвученной системе. Здесь можно применять опрос школьников с вопросом: "Насколько учителя справедливо вас оценивают?». И мы сразу выясним один из параметров — справедливость. Это связано с ожиданиями ребенка, что его будут оценивать именно так. Даже если речь идет о низкой оценке, но она должна быть мотивирована».

Что касается рисков нового механизма проверки в школах, то специалисты однозначно отмечают: основным камнем преткновения может стать нежелание как школ, так и специалистов, которые будут осуществлять аудит, понять основную идею изменений.

"Возможно непонимание задач, идеологии и механизмов работы этих процессов. Институт школьного образования очень инерционный, сдвинуть его чрезвычайно трудно. И образование в целом объединяет две диалектически противоположные вещи: с одной стороны оно должно быть консервативным, ведь передает культурный код нации, но с другой стороны должно соответствовать требованиям общества и мира, постоянно меняться. Поэтому всегда есть бурные дискуссии об образовании. Поэтому можно ожидать сознательного сопротивления тех людей, которые привыкли работать так, как раньше, и не желают меняться", — говорит Сергей Горбачев.

"Самый большой риск — это люди, которые придут с проверками. Будут ли они внимательно читать все критерии и руководствоваться ими, а не прецедентами или указаниями "сверху"? Следует учитывать, что это преимущественно будут люди, которые работали ранее в Государственной инспекции учебных заведений, а значит были заточены на выявление нарушений и наказания. А инерцию человеческую никуда не деть. Конечно, есть возможность набрать новых людей, общественных активистов, которые понимают и букву, и дух положений. Но пока, по моему опыту, процентное соотношение не в пользу людей. Остается надеяться, что эти люди будут настолько идейны, что начнут влиять на других", — заключает Николай Скиба.

Юлия Горбань, Киев

По материалам: ukrinform.ru

Репост3Tweet2РепостОтправить
Відключення світла в Україні
Общество

Графики отключений света для Киева и области 10 мая: что известно о ситуации в энергосистеме

09/05/2025
Лого «Тоттенхем-Хотспур».
Спорт

СМИ перечислили ключевых претендентов на пост главного тренера ФК «Тоттенхэм»

09/05/2025
Податки з доходів.
Важное

В ПФУ ответили, взимаются ли налоги с благотворительного пожертвования в адрес пенсионера

09/05/2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Подписаться на НБН в Telegram Стать блогером на НБН
Национальный Банк Новостей

  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика

2011-2023. Національний Банк Новин. Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на "НБН". Для інтернет-видань обов'язкове пряме, активне, відкрите для пошукових систем гіперпосилання на nbnews.com.ua. Посилання має бути розміщене незалежно від повного чи часткового використання матеріалів. Редакція: Україна, 03124, м. Київ, бульвар Вацлава Гавела, 8

Welcome Back!

Login to your account belowLogin to your account below

Forgotten Password?Forgotten Password?

Retrieve your passwordRetrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.Please enter your username or email address to reset your password.

Log InLog In

Add New PlaylistAdd New Playlist

  • UA
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты

Go to mobile version