Урочище Сагайдачного… Одно из самых живописных мест Запорожья.
Оно удивляет не только своей красотой, но и историей, потому что скрывает много тайн. И сегодня выбрав несколько дней с хорошей погодой, предусмотрительно посмотрев прогнозы на сайте www.061.ua/weather, сюда отправляется множество любителей старинных легенд, а по иронии судьбы, одно из самых загадочных мест запорожского края, овеянное легендами и преданиями, находится в центре большого мегаполиса…
Название этого урочища происходит от легендарного гайдамацкого ватажка Сагайдака, который после разрушения Запорожской Сечи привел сюда отряд бывших казаков (примерно 40 человек). И в этом урочище, которое он считал идеальной местностью для гайдамацкого коша, обустроил поселение, которое просуществовало около 10 лет до начала Второй русско-турецкой войны. Интересно, что один из российских воинов, бывший гайдамак Сагайдака, успел сообщить о планируемом наступлении. Тогда Сагайдак приказал подогнать к урочищу чайку, отправил туда своих людей, а сам остался, чтобы спрятать сокровища.
Свои сокровища Сагайдак получил во время набегов на Правобережную Украину. Такой бросок на большое расстояние назывался «тактикой лисы». Тех, кто были рядом, не трогали. А шли на сотни километров от родных краев — до Киевской, Полтавской, Черниговской губерний, переплывали на лошадях Сиваш и трепали татар. Походы всегда были успешными, отмечают историки.
Под средней скалой были уже выкопаны ямы, Сагайдак спрятал туда бочонок с золотыми деньгами и котел с серебряными, закопал их, а поскольку уже подступали москали, то все, что осталось, он сложил в козью шкуру (ею обычно застеляли кровати), взобрался на вершину скалы и, по преданию, рассыпал все то добро в различные ущелья, которые были в камнях. Говорят, раньше скала была высокой, в 2-3 раза выше, чем сейчас, потому там было где прятать сокровища. Сам ватажок погиб во время этого нападения…
Гайдамацтво в наших краях оставалось еще лет 50 после разрушения Сечи, причем борьба с ним не приносила российскому правительству никаких дивидендов, говорят историки. В конце концов, гайдамаки прекратили заниматься своим промыслом и стали обычными мирными жителями, однако процесс этот растянулся до 20-х — 30-х гг. XIX века. Это была своеобразная форма протеста против разрушения Сечи, некое движение сопротивления. Но были в этом явлении и уголовные моменты. Мужчины считали нормальным грабить всех, кто сюда приходит, облагать людей налогами.
После гибели Сагайдака начинается поиск его тайников. Из далеких и близких поселений в урочище Сагайдачного и на Хортицу потянулись многочисленные кладоискатели. Во 2-й половине 19-го века наблюдался настоящий «бум» поисков казацких сокровищ. Однако, в отличие от американских приключений, вокруг охоты за сокровищами, во время поисков гайдамацких тайников не произошло ни одного кровопролития, отмечают краеведы.
Хотя для незваных гостей местные жители распространили страшные слухи о неких змеях-желтобрюхах, вроде Анаконды, которые жили между камней, часто нападали на людей и, если не съедали, то обвивались вокруг шеи и душили. В частности, среди днепровских лоцманов в 70-х годах 19 века ходили легенды о огромных полозах, опасных не только для кладоискателей, но и для тех, кто просто путешествует по Днепру.
Кстати, считалось, что большинство сокровищ закляты колдунами. Поэтому искать их было довольно опасно. Если почитать этнографические записи конца 19-го века, Хортица, Сагайдачное и окрестности Александровска — современного Запорожья — были полны разнообразными сокровищами. Считалось, что почти в каждом урочище, могиле или скале есть сокровище. Кроме того, они были заклятыми. Это, собственно говоря, и было одной из функций казацкого колдуна — заклинание сокровищ.
Говорят, в урочище Сагайдачном и на Хортице существовала целая сеть спрятанных сокровищ, ее контролировали гайдамаки.
И для историков и краеведов более ценным является тот факт, что именно эта низменность является последним оазисом запорожской культуры. В урочище Сагайдачном дольше всех жили так называемые казаки-домоседы, которые перебрались сюда после разрушения Подпольнянской или Новой Сечи.
Итак, главная тайна урочища, похоже, остается нераскрытой, а поэтому захватывающие истории о находках сокровищ еще впереди. И кто знает, возможно, именно мы станем свидетелями интересных открытий, перевернем новую страницу нашей истории…