ЕС объявляет об очередном пакете санкций. Однако он продолжает поставлять путинскому режиму ценную валюту в виде оплаты за газ, нефть и уголь.
В ходе очередной волны санкций, одобренных в воскресенье, Россия лишилась пункта о наибольшем благоприятствовании во Всемирной торговой организации (ВТО), что подразумевает резкое повышение тарифов. Кроме того, ЕС запретил экспорт предметов роскоши в Россию и остановил импорт стали из этой страны.
Россию выгоняют из международных финансовых институтов — Всемирного банка и МВФ — а значит лишают доступа к их финансовой поддержке. Наконец, Запад, включая ЕС, заблокирует использование криптовалют российским правительством и олигархами для обхода санкций.
Удивительное единство
Это четвертый пакет санкций ЕС против Москвы после начала войны в Украине. Эти меры, согласованные с мировым сообществом, уже отрезали Россию от иностранных технологий, ее центральный банк от ее валютных резервов, финансовые институты от рынков капитала, большинство банков от возможности расчетов по системе SWIFT, олигархов от их яхт и иностранной недвижимости, а кремлевские пропагандистские каналы от возможности распространения дезинформации на Западе.
По россиянам бьют и огромные стихийные санкции, не описанные ни в каких постановлениях правительства. Западные компании массово уходят с российского рынка, опасаясь имиджевой катастрофы, а десятки тысяч россиян в одночасье теряют работу в Ikea или McDonald’s.
Все эти меры предпринимаются чрезвычайно быстро и в удивительном единстве внутри ЕС. Но последняя, ключевая для России сфера экономики — импорт энергоносителей — остается нетронутой. С начала войны Россия заработала почти 10 миллиардов евро на продаже газа, нефти и угля в ЕС.
Действия ЕС непоследовательны. Мы отрезаем Банк России от валютных резервов, но ежедневно отправляем туда 600-700 млн евро
— отмечает Зак Мейерс, эксперт Центра европейских реформ в Лондоне.
Если вы действительно хотите отрезать Россию от финансирования, вам нужно ввести энергетическое эмбарго. И не постепенно, потому что всегда легко найти новые рынки, а немедленно
— говорит Мейерс.
Польша и страны Балтии настаивают на немедленном прекращении импорта, но сопротивление слишком велико. Германия импортирует 55 процентов газа, 55 процентов угля и 35 процентов нефти из России. И хотя уже около 60 процентов немцев поддерживают такое эмбарго, по мнению правительства Олафа Шольца, прекращение поставок с Востока было бы губительно для экономики Германии.
Асимметричный урон
Брюссель предлагает к концу года сократить импорт газа из России на две трети, а к концу 2027 года полностью отказаться от него. Однако это будет постепенный шаг, который легко обойти. Более радикальные решения были бы крайне вредны для ЕС, но распространялись бы асимметрично. Испания вообще не импортирует газ из России, а Германия сильно зависит от него. Согласно анализам, возможное эмбарго может стоить этой стране от 1 до 6 процентов. ВВП.
Однако эксперты отмечают, что в случае эскалации боевых действий этого сценария не избежать.
Да, стоимость будет огромной. Но с моральной точки зрения этого не избежать. В противном случае наши руки будут в крови
— говорит Гунтрам Вольф, директор аналитического центра Брейгеля в Брюсселе.