«Слуга народа» в России: когда что-то пошло не так…

Блоги
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сериал «Слуга народа», показ которого начался и тут же закончился на ТНТ, возможно, был инструментом очеловечивания образа украинской власти в российских СМИ. Но что-то пошло не так.

Фото — DW.com

11 декабря на телеканале ТНТ начался показ нашумевшего телесериала «Слуга народа», где в главной роли снимался тогда еще будущий президент Украины Владимир Зеленский. Жители Сибири и Дальнего Востока увидели все эпизоды в оригинале. Другим первую серию показали, вырезав шутку про Путина и часы Hublot. В этот же день показ и закончился: россиянам продемонстрировали три серии, после чего было объявлено, что остальные, вопреки первоначальным планам, появятся только на платной интернет-платформе Premier.

Шутки о Путине в российском эфире

Чтобы понять, что произошло, стоит задать себе вопрос, как «Слуга народа» вообще попал на ТНТ. Как в 2019 году на одном из бесплатных российских телеканалов в принципе стал возможным показ украинской политической комедии с будущим президентом в главной роли? Сериал, в котором есть острые шутки о Путине, чего на российском телевидении давно уже нет. Можем ли мы себе представить, что руководство небольшого канала позволяет себе самостоятельные решения подобного рода?

На ТНТ год назад выходил собственный «политический» сериал — «Домашний арест», рассказывающий о веселых событиях в мире тотально коррумпированной региональной власти. Достаточно мягкая сатира, которая высмеивает местных царьков и не трогает президента (он там фигурирует, но невидимый зрителю, и поэтому скорее напоминает божество, чем политического лидера), стала телефеноменом года, так и не попав на телеэкраны.

И это само по себе удивительно: в России можно стать популярным и узнаваемым и без телевидения, которое теперь играет несколько иную роль. То, что показывают на общедоступном телеканале, считается официально одобренным, это своего рода печать. Для сомнительной продукции есть интернет: хочешь — заведи свою платформу, как ТНТ, хочешь — довольствуйся YouTube, все равно это будет что-то полуофициальное, а телевизор есть телевизор, его может дома включить бабушка, поэтому никакой, даже весьма беззубой, крамолы там не должно быть.

Показ «Слуги народа» с одобрения Кремля?

Именно на этой неделе влиятельный американский журнал The New Yorker опубликовал статью о генеральном директоре российского «Первого канала» Константина Эрнста. В разговоре с автором публикации Эрнст говорит, что сейчас и указаний особых от Кремля не нужно: «Федеральным каналами руководят неглупые люди». Допускаем ли мы, что руководство ТНТ вдруг с ума сошло и на свой страх и риск выпустило в телеэфир украинский сериал с шутками о Путине? Причем буквально на фоне первой официальной встречи российского президента с исполнителем главной роли, а ныне — реальным главой государства?

Другое дело, если от встречи Путина и Зеленского в Кремле ожидали пусть не прорыва, то хотя бы какого-то смягчения отношений. Вот здесь показ сериала на одном из телеканалов вполне мог бы пригодиться. Если во времена президентства Порошенко все кремлевские СМИ были заточены под то, чтобы обесчеловечить украинское руководство, почин ТНТ вполне можно рассматривать как мягкую попытку начала обратного процесса.

Не так уж важно, была ли она такой на самом деле, но уж точно была бы воспринята такой. Тем более что в Украине премьеру на ТНТ заметили: перед президентом и совладельцем компании, которая снимала сериал, был поставлен вопрос о продаже прав на показ государству-агрессору. Претензии в цель не попали: ТНТ приобретал права у иностранного посредника, но в данном контексте важно, что тема стала фактором в украинской внутриполитической жизни.

С положительным имиджем Зеленского решили подождать?

Судьба «Слуги народа» в российском телеэфире заставляет вспомнить еще одну политическую комедию — российский фильм «День выборов». Судьбы у них совсем непохожие: сценарий, по словам его режиссера, был одобрен властями, о чем свидетельствует и то, что премьера состоялась на «Первом канале». Если бы он был снят в наши дни, возможно, пришлось обойтись только интернетом, но речь не об этом: в «Дне выборов» есть один примечательный эпизод.

Губернатор региона, не понимая, будет ли Кремль поддерживать его на очередных выборах, приезжает в Москву и в надежде получить ответ идет в администрацию президента. Но там не получает не только вразумительного ответа, но даже понятных ему сигналов. Похоже, что ТНТ встал в подобной ситуации: представьте, что решение о показе «Слуги народа» принималось в высоких кабинетах и ​​до момента премьеры никаких ясных сигналов об отмене не поступало.

Так это происходило или как-то иначе — в любом случае отношение к инструментам пропаганды в России, главным из которых, по-прежнему считается телевидение, само собой становится все более комичным. Все, кто хотели, посмотрели «Слугу народа» — на платном сервисе «Кинопоиск», где он лежит уже несколько месяцев, в какой-то пиратский способ.

Отмена показа на телевидении означает отзыв официального одобрения положительного образа Зеленского, пусть и в лице киноперсонажа. Это довольно странная и нелепая игра, правила которой знает только Кремль, и играет он сам с собой.

Источник — DW


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
загрузка...

Добавить комментарий