Российской несистемной оппозиции удалось создать в интернете мощные ресурсы. Похоже, миллионы просмотров в YouTube и TikTok превратились в реальный протест.
Россия прожила удивительную неделю. От вечера воскресенья, когда в аэропорт «Внуково» приехали максимум две тысячи человек и до субботы, когда количество вышедших протестовать, достигла невиданных при Владимире Путине сотен тысяч. Тем, кто следил за возвращением Алексея Навального и судом над ним, было трудно поверить в столь массовую пассионарность: будто все уже прочно засели в YouTube, а основную активность проявляют в соцсетях.
YouTube в последние годы действительно заменил телевизор для политически активной части общества. И хотя до сих пор превалирует развлекательный контент, общественно-политический тоже имеет место, в отличие от жестко ограниченного в этом смысле телевидения, YouTube — площадка абсолютно безграничная. Довольно часто политические ролики появляются в «трендах», причем плацдарм пытается занять и государство со своими телепропагандистами.
Протест в комфортных условиях
В какой-то момент рост популярности общественно-политического контента в интернете будто начал играть против протестной активности. Мероприятия, которые требовали поддержки людей, как, например, суды по политическим делам, имели отличные рейтинги в видеотрансляции, но собирали совсем немного сторонников непосредственно на месте событий, которые могли «выпустить пар» в комфортных и, если не писать лишнего, безопасных условиях.
Еще одним таким примером стал сам по себе процесс возвращения Алексея Навального из Германии, перелет которого рейсом авиакомпании «Победа» отслеживали больше всего людей в истории сервиса Flightradar. Посвященные прибытию политики трансляции собирали миллионы просмотров, однако встречать его в аэропорт «Внуково» поехали две тысячи человек, а желающих дежурить у отделения полиции в Химках набралось лишь пару сотен, хотя стрим оттуда также смотрели замечательно. Ненароком можно было задуматься о том, что оппозиционно настроенные люди крепко обосновались в интернете и вылезать оттуда не собираются ни при каких обстоятельствах.
И это были бы хорошие новости для интернета и, в частности, для YouTube, о возможном блокировании которого в России начали говорить все чаще. Зачем блокировать то, что сдерживает протестную активность? Пусть смотрят трансляции и ролики, увлекаются и ругаются в комментариях, лайкают и дислайкают, чтобы не выходили на улицы. Но если такой расчет и был, то он не сработал.
«Дворец Путина» повлиял на протесты
Как ни парадоксально, «виноват» в этом тоже YouTube. Не он один, но его вклад трудно переоценить: размещенный на видеохостинге фильм «Фонда борьбы с коррупцией» Навального с расследованием о дворце в Геленджике, который, по мнению авторов, является взяткой Владимиру Путину. На момент начала протестов его посмотрели более 60 миллионов раз, что стало абсолютным рекордом для русскоязычных не развлекательных видео за всю историю. «Дворец Путина», очевидно, всколыхнул протест: много плакатов ссылались на фильм, некоторые пришли с туалетными ершиками, эпизодическими, но яркими «героями» этого расследования.
Ситуация, которая возникла после публикации в 2017-м фильма «Он вам не Димон» повторилась: расследование создало новые протестные символы и образы и стало мощным стимулом и поводом для выхода людей на улицы. Читатели, зрители и просмотры конвертировались в действенную поддержку. Но благодаря не одному только YouTube и фильме о «дворце Путина».
Феномен TikTok
Имел место еще и феномен TikTok, китайской соцсети коротких видео, о существовании которой многие вообще узнали только благодаря этим протестам. В ней оказались зарегистрированными 60 миллионов россиян, как и везде в мире, в основном — детей и подростков. Сотни миллионов просмотров видео с хэштегом, связанными с Навальным и будущими протестами, поражали, особенно тех, кто ранее о TikTok не слышал и с его механизмами и масштабами незнаком. Трудно сказать, какой процент многих роликов на эти темы был «идейным», а сколько были попыткой попасть в рекомендации сервиса и заработать просмотры.
Но само по себе то, что тема стала настолько «хайповой» и приносящей аудиторию, — показательно: тренды в таких сервисах не создаются искусственно, а отражают предпочтения аудитории. Важно понимать, что ни сам по себе интернет, ни даже контент в нем не выводит людей на улицы. Все это только помогает консолидации аудитории, которая откликается на настроения, перекликаются с ее собственными. И если миллионам школьников нравятся ролики о том, как их сверстники снимают портреты Путина, то это не Навальный сбил их с правильного пути, это значит, что в их глазах с Путиным что-то не так. И все эти ругательства и просмотры помогают нам, пусть и весьма приблизительно, оценить уровень этих настроений.
Закрыть нельзя игнорировать
Власти предстоит решить, что дальше делать с интернетом и соцсетями. С одной стороны, это мощный инструмент и фактор, который консолидирует оппозиционно настроенных людей. С другой — закрывать их нельзя, ведь это может привести к гораздо более масштабным и сильным протестам, чем после любого фильма-расследования. Можно попробовать противодействовать внутри самой среды, как уже много раз было, достаточно вспомнить анонимные телеграмм-каналы или того же Соловьева на YouTube. Да и сейчас в TikTok уже нашли каких-то блогеров, которые отрабатывают пропагандистский заказ. Другое дело, что в интернете выбирает пользователь, который, как мы видели, может за неделю с апатичного зрителя превратиться в активного участника несогласованных акций протеста.