Украина окончательно разрывает с СНГ. В Содружестве независимых государств, сказал Президент, «нам больше нечего делать, мы движемся вместе в Европу». При этом надо понимать, что Украина никогда не была членом СНГ, она имела только статус ассоциированного члена Содружества, который предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации. Одни эксперты не видят никаких экономических угроз от такого шага, поскольку из выгодного стране Договора о зоне свободной торговли Россия выдавила Украину еще в 2014 году. Другие эксперты признают это чисто политическими заявлениями, поскольку СНГ — это не только Россия, а целый ряд стран, рынки которых представляют экономический интерес для украинского экспорта. О том, почему Украине надо не разрывать экономические договора, а заключать их, корреспонденту ГолосUA рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
— Александр Андреевич, Россия все еще остается одним из главных торговых партнеров Украины?
— Конечно. Надо быть честными и признать, что импорт в Украину из России в этом году начал падать. Если брать по всем странам, то на первом месте по экспорту и по импорту, безусловно, все равно у нас стоит Российская Федерация. Ее где-то Польша догоняет, но еще не перегнала. По импорту Россию догоняет Китай, это классика. По товарообороту, как рисуется, понятно, что на первом месте однозначно остается РФ.
— Как вы расцениваете выход Украины из Содружества независимых государств?
— В зону свободной торговли СНГ Украина как входила, так и входит по сегодняшний день. Понятное дело, что она сотрудничает со странами СНГ. То, что Украина торгует с РФ, хотя Россия приостановила часть договоров с нашей страной, все равно связи остались. Чем мы торгуем? В основном изделия из металла, мы торговали ими и будем торговать. За ними идет продукция химической промышленности, хотя, конечно, по сравнению с 2013 годом, падение товарооборота произошло колоссальное. По продукции машиностроения тоже, к сожалению, произошло довольно большое падение товарооборота. На сегодняшний день мы делаем трансформаторы, которые мы поставляем только в Россию. Экспорт трансформаторов из Украины идет исключительно в Российскую Федерацию – 98%, еще немного их идет в Беларусь. Мы в Россию поставляем довольно много двигателей. Очень много, и это мало кто знает, мы поставляем в соседнюю страну комплектующих к транспорту – имеются в виду комплектующие к вагонам, локомотивам и т.д. Мало того, этот показатель экспорта в текущем году вырос. То есть, получилась такая ситуация, что есть торговые позиции, по которым мы как торговали, так и будем торговать.
— Экономические связи с соседней страной все равно работают…
— Безусловно. С машиностроением получилось так, что, несмотря на все разрывы связей с Россией, наши экономические связи все равно остались, хотя произошло значительное его падение. И для российских компаний, и для наших — эти связи все равно на первом месте, потому что если действительно посмотреть, то от 40% до 50% экспорта Украины в Россию — это продукция машиностроения. Да, мы не поставляем самолеты, это нереально, потому что тема давно умерла. Мы не поставляем вагоны, но комплектующие к ним поставляем. В результате получается, что это работает и будет работать, это экономика, в которую вмешивается политика. Я надеюсь, что все потихоньку затихнет, потому что пока этот товарооборот работает, вроде бы его никто не запрещает. Будем надеяться, если кому-то не шарахнет в башку, что все-таки не запретят. Если не запретят, то это будет работать. Да, я не говорю, что это что-то эпохальное, но продукция машиностроения имеет все же важное значение. Почему именно трансформаторы, ведь своей меди у нас нет? Чтобы было понятно, мы покупаем медь для их производства в России, и это самый примитивный пример.
— Мы раньше удобрения в Россию поставляли…
— Раньше вообще было очень круто. Раньше мы у России покупали газ, делали удобрения и поставляли в Россию же. Но это уже давно не работает, это схема с откатами Фирташа, которую используют. Ввели запрет на экспорт в РФ и т.д.
Политики своими выходками убивают даже то, что уже не касается России. К примеру, для Украины Казахстан — интересная страна для торговли, но Россия будет тормозить это сотрудничество и создавать проблемы, поскольку весь транспорт идет в Казахстан только через Россию. Казахстан — большая страна, но мы себя поставили в такую ситуацию, что не можем зайти на рынок Казахстана.
— Какие еще рынки СНГ привлекательны для Украины?
— На сегодняшний момент мы еще более-менее торгуем с Беларусью, Казахстаном и Молдовой. Правда, Молдова очень маленькая, и экспорт туда совсем небольшой. А дальше нам не с кем торговать, по большому счету. Теоретически мы можем что-то поставить в Узбекистан. Но получилось, что там у нас нет точек. С Киргизией и Таджикистаном то же самое. Была когда-то такая гениальная идея, что мы поставлять в Азербайджан оборудование для нефтедобывающей промышленности. Поговорили-поговорили, и ничего, все заглохло. В Азербайджане мы сейчас нефть покупаем, а продать нам в эту страну нечего. Нам даже предложить нечего, что нужно Азербайджану, так же, как и Армении нечего предложить. В Беларусь мы поставляем продукцию машиностроения, продукты пищевой промышленности там у нас также покупают. Но Беларусь не может столько покупать, как нам хотелось бы. Она сама производит достаточно пищевой продукции.
— В ситуации с СНГ больше политики, чем экономики?
— Безусловно, в ситуации с СНГ больше политики. По большому счету, понятно, что уже сложно что-то восстановить, что-то сделать. Если бы нашим политикам хватило ума, то сам Бог велел, что нам, к примеру, надо наладить хорошие отношения с Узбекистаном и Казахстаном и даже с Киргизией. В свое время когда-то была производственная кооперация, вот ее можно было бы возродить. В Узбекистана есть свои Lanos, а в Киргизии можно было бы сделать так, чтобы они ездили на наших Lanos. Для этого нужно создать сеть, которая бы это все обслуживала, и т.д. При желании можно многое было бы сделать, потому что эти республики, в принципе, могли бы играть существенную роль в экономическом сотрудничестве. Скажем так, что продать наш трактор в Германию нереально. Там стандарт, там свои производители. А продать его в Казахстан или Узбекистан – это реально. Для того, чтобы Узбекистан покупал наши тракторы, надо создать системный сервис по обслуживанию их. Наши, по ряду причин — то ли глупости, то ли лени, за 26 лет эту систему не запустили. Это ничего сложного, главное – чтобы был казахский партнер, запустить та службы ремонта, создать сервис, логистику, и все будет работать.
— А что касается агросектора?
— С агросектором вообще очень смешно. Казахстан очень хочет сотрудничать с нами в агросекторе. По ряду обстоятельств, они меньше выращивают курицы, и им интересно ее закупать у нас. И я не знаю, почему с Казахстаном мы практически не работаем. Они даже предлагали нам создать совместные предприятия животноводства. Понятие свинины не проблематично. Там свинину употребляют не меньше, чем у нас. Нам предлагают сотрудничество, а мы можем только поболтать и все. То есть, мы не можем выжать даже то, что можем.
В целом для Украины есть экономическая польза от нормального участия в Содружестве независимых государств. По большому счету, мы разрываем торговые связи, даже не думая, чем это закончится. Коммуникации по всем областям в рамках СНГ при грамотном использовании имели бы значительный экономический эффект, а без СНГ транспортный коридор между Европой и Азией для нас не работает. Понятно, что транспортные коридоры не должны быть отрезанными. Систему транспорта СНГ можно было использовать таким образом, чтобы на этом просто паразитировать, даже не зарабатывать.
— Сколько мы потеряли за годы торговой войны?
— За последние годы из-за торговой войны, разрыва экономических связей с РФ мы потеряли 35 млрд долларов, Россия потеряла 65 млрд долларов, есть чем «гордиться». Украине надо не разрывать экономические договора, а заключать, даже без пиара. Это будет правильная ситуация. Фантазий у нас много, а реальность более прагматична. Нам нужен прагматичный, денежный подход в первую очередь.
Когда создавали СНГ, идея была сделать на базе СНГ единый экономический блок наподобие Евросоюза. В середине 90-х были соответствующие документы, проекты, идеи. Была идея создать единое руководство железной дороги. Это все было. Кто виноват, что этого не получилось, сложно сказать. Пошел разрыв связей, эта возможность еще в 90-е годы была упущена. Отмечу также, что зона СНГ исключала пошлины. Трансформаторы, стабилизаторы, гайки – шли ноль в рамках соглашения о содружестве, пошлины не взимались. Теперь будут устанавливать любые пошлины, Россия возродит эти пошлины. Сейчас срабатывают взаимные торговые войны, и Украина их проигрывает.
По материалам: golos.ua