А. Золотарев: «Власти придется пойти на повышение цен на газ для населения»

Экономика
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

А. Золотарев: «Власти придется пойти на повышение цен на газ для населения»

Президент Петр Порошенко подписал закон о создании Антикоррупционного суда. Однако без учета принципиальных требований Международного валютного фонда (МВФ) — все первоначальные ожидания от суда, как независимого и эффективного органа в борьбе с коррупцией ТОП-чиновников, будут просто сведены на нет. В свою очередь Соединенные Штаты считают крайне важным принятие изменений в закон об Антикоррупционном суде и призывают украинских чиновников скорее принять такие изменения. ГолосUA поинтересовался  у политолога Андрея Золотарева, прислушается ли к данным требованиям Порошенко?

— МВФ попросил внести правки в закон об Антикоррупционном суде, прислушается ли Порошенко?

— Ряд оппозиционных политических сил заявляли о том, что все суды в Украине должны быть антикоррупционными. В этом есть определенная логика, зачем тогда было нужно проводить судебную реформу. Ведь оказывается, что суды общей юрисдикции не подходят. Но здесь вопрос в другом:  в коррупционном суверенитете украинской власти. Запад хочет получить  вертикаль внешнего управления, как инструмент воздействия на украинскую политическую элиту. Это не устраивает нынешний режим, который готов идти на любые антисоциальные требования МВФ. В частности, повышать тарифы и ликвидировать доступное здравоохранение, но не готов поступиться своим коррупционным суверенитетом. В итоге, что касается формы Антикоррупционного суда, Запад получил все, что просил, а по существу получил издевательства. Классический пример, поправка об апелляции, которая позволяет в судах общей юрисдикции опротестовать вердикт Антикоррупционного суда. Соответственно, изначально Запад приветствовал создание данного суда, но когда вчитался в текст этого закона, понял, что украинская власть его в очередной раз обманула. Поскольку целый ряд моментов действующего закона, подписанного Президентом, позволяет нивелировать эффективность инструмента, на который рассчитывал Запад.   

 — Как теперь будут складываться отношения между МВФ, Украиной и Западом?

— МВФ, как и прогнозировали, не удовлетворился только созданием Антикоррупционного суда и поставил вопрос о повышении цен на газ, и тут вопрос, скорее, заключается в том, что МВФ не будет спешить разрывать сотрудничество с Украиной, но и не будет спешить с предоставлением очередного транша. Возможно, миллиард долларов, который ждет власть, будет пущен на нужды предвыборного популизма действующей власти, а не будет так же бездарно и неэффективно потрачен.

— Поднимут ли цены на газ для населения?

— Делать прогнозы сложно. Поскольку повышение цен на газ является политически токсичным для действующей власти. Спихнуть это на Владимира Гройсмана не получается, он отбивается и прекрасно понимает, что это решение может перечеркнуть его политическую перспективу. Вопрос повышения цен на газ пока перебрасывается, как горячая картошка и граната с выдернутой чекой. Все понимают, что без повышения цен на газ не будет денег¸ а без транша нужно запускать печатный станок. Это тоже опасный шаг. На Банковой сейчас мучаются, какой из вариантов выбрать.

— На Банковой могут переложить всю ответственность за повышение цены на газ на «Нафтогаз», в частности, — на Коболева?

— Коболев является токсичной фигурой, но он сам не может принять такое решение. Существует дуализм власти, который так и не был устранен. Поэтому данный вопрос пока подвис. Мой прогноз, что власти придется пойти на повышение цен на газ для населения.  Возможно, повышение цен на газ будет происходить постепенно на 10-20%, чтобы смягчить эффект. Это поможет нивелировать негатив.

— Согласится ли на это МВФ?

— МВФ уже устал от украинских реалий. Возможно, скрепя сердцем они согласятся  на такой подход.

— Если в повышении цен на газ обвинят правительство Гройсмана, что будет с его карьерой?

— Она медленно и уверенно накрывается медным тазом. Если посмотреть текущую социологию, то рейтинг Гройсмана начал сильно падать. Естественно, в этих условиях политическая карьера Гройсмана висит на волоске. Думаю, Гройсман остается премьером до выборов. Если распустить правительство, не уверен, что найдут кандидатуру взамен. Любой кандидат на должность премьера понимает, что он в данных условиях окажется политическим камикадзе. Кроме того, уход Гройсмана может спровоцировать конфликт во властном картеле. Это пагубно повлияет на шансы действующего Президента переизбраться на второй срок.

— Подведем итоги работы Верховной Рады, как вы оцените ее деятельность?

— Верховная Рада страдает все теми же болезнями, что и предыдущий парламент. Люди, которые говорили лозунги о жизни по-новому, действуют и работают по-старому.   2/3 законопроектов принимаются с грубыми нарушениями регламента. Кроме того, мы видим откровенное лоббирование  бизнес-интересов. Рада по-прежнему является местом, где зарабатываются деньги. Многие законопроекты, такие, как закон о Нацбезопасности, носят откровенно декларативный и показушный характер. Сплошь и рядом мы видим примеры, когда принимаются чисто декларативные законы.

— Сохранится  ли коалиция, и с чем парламент будет стартовать в сентябре?

 — Так или иначе, коалиция сохранится.  С чем Рада будет стартовать в сентябре, очень многое будет определять экономика. Если не будет денег МВФ, но нам предстоят колоссальные выплаты по внешним долгам,  то придется включать станок, а рост инфляции в условиях приближения выборов  — это всегда растущее социальное недовольство, которое ударит по рейтингам власти. Конфликтность внутри властного картеля будет нарастать. Приведет ли это к откровенному разрыву и отставке Гройсмана и открытому конфликту президентской команды БПП с «Народным фронтом», не уверен. Они, как сиамские близнецы, могут сколько угодно выяснять отношения между собой, но все прекрасно понимают, что в условиях конфликта друг с другом они взаимно уничтожатся, так как находятся в одной лодке.

По материалам: golos.ua


  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о