• Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Пятница, 27 июня, 2025
  • Логин
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Главная Экономика

А. Колупаева: «Преподаватели украинских вузов не совсем понимают важность повсеместного внедрения инклюзивного образования»

Игорь Кнышевский    Игорь Кнышевский
14/07/2018
   Экономика
11 0
0
А. Колупаева: «Преподаватели украинских вузов не совсем понимают важность повсеместного внедрения инклюзивного образования»
35
VIEWS

А. Колупаева: «Преподаватели украинских вузов не совсем понимают важность повсеместного внедрения инклюзивного образования»

В школах Украины сейчас формируется доброжелательная среда для обучения детей с особенными потребностями. О промежуточных результатах внедрения инклюзивного образования, и о том, как изменилось восприятие общества  и почему пока не хватает специалистов, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказала ключевой эксперт проекта «Разработка и внедрение регионального плана по увеличению объемов предоставления услуг по уходу на семейной основе (реформирование интернатных заведений в Киеве)», доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины, заместитель директора Института специальной педагогики НАПН Украины по научной работе Алла Колупаева.

— Алла Анатольевна, закончился учебный год. Каковы на данный момент результаты реформы по внедрению инклюзивного образования?

 — Приказом Министерства образования отменена система диагностирования детей. Прекратили свое существование так называемые психолого-медико-педагогические консультации, сейчас будут функционировать инклюзивно-ресурсные центры (далее ИРЦ). Политика образования инклюзивно-ресурсных центров предусматривает, что они образуются в городской местности на каждые 7 тысяч детей с особыми потребностями, а в сельской местности – на 12 тысяч детей.

Всего на сегодняшний момент таких инклюзивно-ресурсных центров по всей Украине открыто 136. Планируется порядка 600. Это не просто смена вывески. Во-первых, следует отметить, что эти центры принимают детей от 2 до 18 лет. Их задача – всесторонне обследовать детей, с учетом всех новых методик. В этих центрах есть тифлопедагоги, педагоги-сурдопереводчики, психологи. По результатам обследования каждый из специалистов вносит свою лепту в создание вывода, где указывает, какие особенности были выявлены у конкретного ребенка. В этих выводах приводится анализ сильных и слабых сторон в развитии ребенка, с последующим упором  на развитие его сильных сторон.

— Зачем нужны такие выводы?

— Выводы ИРЦ – это не просто бумажка. Эти выводы передаются в школу, и на их базе в школе составляется индивидуальная программа развития ребенка. В выводах ИРЦ расписывается, где находится слабое место у ребенка – либо это когнитивные навыки, речевая сфера, или иная область. Таким образом достигается эффект нивелирования этих проблем в сопровождении конкретного специалиста, участие которого необходимо.

 С 1-го сентября при Институте специальной педагогики запускается программа обучения для специалистов, которые будут работать в инклюзивно-ресурсных центрах. Для обучения специалистов ИРЦ будут применяться как разработки наших специалистов, так и лучшие зарубежные образцы. В частности, за государственные деньги планируется закупка тестов Векслера.

Кроме того, разработано и принято положение об инклюзивно-ресурсных центрах, положение о школьной команде сопровождения, где, наконец, четко расписано, кто входит в такую команду — психолог, ассистент педагога, тифлопедагог, и, наконец, закреплена роль родителей, которые, безусловно, играют главную «скрипку» в социальной адаптации ребенка с особенными потребностями.

Самое важное, что сейчас происходит – это то, что постепенно стираются границы между общим и специальным образованием. Специалисты, которые раньше работали в спецучреждениях – логопеды, сурдопереводчики – получают возможность предоставлять свои услуги в обычных школах.

— А что, в обычную школу мы не можем добавить психолога и тифлопедагога? Обязательно ли создавать эти центры, и какова их основная задача?

 — Видите ли, задача этих центров состоит в том, чтобы создать мощную единую   команду из специалистов, реабилитологов по работе с незрячими и неслышащими детьми, которые будут находиться в шаговой доступности. Самое важное, что для детей с особенными потребностями предусмотрена специальная субвенция из государственного бюджета, которую получит каждый регион.

— В соответствии с проектом нового закона о полном среднем образовании, с которым я  ознакомилась, предполагается закрытие, насколько я поняла, специальных школ? Это правда?

— Нет, не правда. Существует стратегия  деинститулизации, в которой предусмотрена реформация интернатной системы, в которой ребенок находится постоянно и круглогодично. Вот эти учреждения будут реформироваться. А специальные школы, которые посещают дети с разными нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, никто закрывать не планирует. Эти действия будут проводиться в четком соответствии с лучшим мировым опытом. Это нормально. Но разница в том, что в таких учреждениях останутся дети, которые в силу причин своей  сложной инвалидности –– не могут обучаться в обычных школах. Таким образом, мы ничего революционного не делаем. Мы просто возвращаем ребенка в семью, где он и должен находиться. Ребенка должны привозить в школу и забирать из нее каждый вечер – это правильно.

— Кто, в первую очередь, позитивно воспринял грядущие изменения?

— Конечно, родители детей с особенными потребностями, и такие дети.  Ребенок, находящийся на индивидуальном обучении, не может контактировать со сверстниками, жить полноценной жизнью. Таким образом, отправляя его в обычную школу, мы просто расширяем его жизненные возможности, кругозор и пространство.

Вообще принятие этого закона приводит нас к тому, что наконец-то вызревает нормальное понимание проблемы. Мы, наконец, осознаем, что дети с особенными потребностями, — это тоже дети, и их обучать надо, как детей. Да, они требуют немного больше внимания, заботы, но они такие же дети, как и все остальные.

— Кто-то палки в колеса этому процессу ставит?

 — Безусловно, это школьные и районные администрации, потому что, если родители пишут в школе заявление о том, чтобы открыть инклюзивный класс, отказать им не имеют права. А для открытия такого класса нужны специалисты, оборудование – все это усложняет жизнь администрации школ и районов. Однако среди положительных тенденций не могу не отметить тот факт, что все больше педагогов стремятся обучиться и воспринять новые технологии в образовании, в частности, на наших курсах повышения квалификации наплыв желающих растет, при том, что курсы платные.

Есть частичное непонимание сути проблемы со стороны родителей здоровых детей, которые обеспокоены тем, что в классах с инклюзивным образованием детям с инвалидностью будет уделяться больше внимания. Но, в принципе, можно с удовлетворением отметить, что тектонический сдвиг в обществе и его отношении  к детям с особенными потребностями, в его восприятии таких детей, — произошел. И такие обеспокоенные родители все чаще выглядят «белыми воронами» на общем фоне. В целом наше общество изменилось, изменилось его сознание, и степень лояльности к такого рода детям стала на порядок выше.

— А вообще количество детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, стало больше или меньше после начала процесса реформирования? Или все согласно статистическим данным?

— Следует говорить не о цифрах, а о коренном изменении подходов. В частности, дети с гиперреактивностью ранее просто не учитывались и не попадали в статистику. Дети с легкой формой инфантилизма тоже. Представьте себе, ребенок уже в средних классах, а он все маленький и маленький. Таких детей никто никогда не учитывал ни в одних статистических выкладках. Таким образом, общее число проблемных детей в Украине выросло. Однако мы не можем констатировать тот факт, что выросло именно количество детей с нарушениями, нет таких данных. Скорее, благодаря применению новых подходов и технологий, к нам пришло понимание того, что у нас есть дети, которыми ранее мы не занимались, но которые также требуют нашего внимания, например, дети, игроманы – он сидит в гаджете и не поднимает от него голову. Безусловно, возможности коммуникативной детальности в школе на фоне игроманства снижается, но на такие проблемы ранее серьёзного внимания не обращалось. Скажем, существуют дети, у которых плохая память. Ими тоже нужно заниматься, хотя медицинской ярко выраженной патологии у них нет. Это все является составляющими принципа детоцентризма, который положен нами в основу реформирования.

— Как попасть в ИРЦ?

— Очень просто. Вы обращаетесь в департамент образования по месту жительства, который должен вам предоставить адрес такого центра. Вы идете туда с ребенком, его там обследуют, и после этого составляют индивидуальные рекомендации.

— Алла Анатольевна, в начале учебного года в беседе со мной вы жаловались на недофинансирование. Как сейчас обстоят дела?

— Ситуация с финансированием изменилась в значительно лучшую сторону. Образовательная региональная субвенция реально начала работать.  С удовлетворением могу сказать, что финансовых проблем на данный момент  практически не существует. Но есть другая проблема – критический кадровый голод.  У нас нет подготовленных на сегодняшний день специалистов, которые могли бы просто взять, прийти и внедрять. Их нужно готовить, а на это нужно время.

С 1 сентября в институтах последипломного образования будет проводиться подготовка подобных специалистов среди тех, кто уже работает в этой тематике. Однако следует констатировать, что учебные планы наших педагогических вузов сильно отстают от внедряемых нами новаций. Требуется написание нового учебного и методического материала. Конечно, именно в этом и состоит главная  на сегодняшний день проблема.

В учебных программах наших университетов критически мало специальных курсов по инклюзивному образованию.

— Почему?

— Потому что преподаватели вузов не совсем понимают важность повсеместного внедрения инклюзивного образования. Они более выступают за традиционные формы образования, и, как следствие, подготовку своих студентов. В данном случае тут не обойтись конкретным целевым распоряжением. Дело в том, что у нас существует понятие вузовской автономии, согласно которому именно вузы в лице своих руководящих органов определяют политику учебного процесса, и политику подготовки тех, кого они обучают. И решить эту проблему можно только тогда, когда на местах все больше и больше будет ощущаться потребность в таких специалистах, тогда вузы волей-неволей будут вынуждены соответствовать запросам времени, и сами  будут заполнять нишу подготовки специалистов для инклюзивных классов.

— По итогам учебного года, есть ли у вас данные по успеваемости детей с инвалидностью в школах, которая бы свидетельствовала об эффективности внедряемой реформы?

— Тут нужно определиться. У нас существует концепция новой украинской школы, где в приоритете не знания, как самоцель, а навыки социальной адаптации. Дети с инвалидностью с нормальным интеллектом достаточно старательны и успешны, при этом не только в школе, но и впоследствии в вузах. Однако давайте понимать, что далеко не всем нужно учиться в университетах. Некоторым было бы достаточно получить нормальную профессиональную специальность. А вот это уже следующий шаг реформы. Сейчас будут разрабатывать положения о профессиональной адаптации детей с инвалидностью. Следующий шаг реформы – это изменение системы профтехучилищ, которая сейчас в ужасном состоянии.

По материалам: golos.ua

Репост3Tweet2РепостОтправить
Олександр Красюк та Олександр Усик.
Спорт

Уоррен рассказал, как разрыв с Красюком повлияет на подготовку Усика к реваншу с Дюбуа

26/06/2025
Андрій Ярмоленко.
Спорт

Ярмоленко анонсировал завершение карьеры в «Динамо-Киев»

26/06/2025
Потенційний пенсіонер.
Важное

Юристы рассказали, какие налоги обязаны уплачивать работающие пенсионеры

26/06/2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Подписаться на НБН в Telegram Стать блогером на НБН
Национальный Банк Новостей

  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика

2011-2023. Національний Банк Новин. Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на "НБН". Для інтернет-видань обов'язкове пряме, активне, відкрите для пошукових систем гіперпосилання на nbnews.com.ua. Посилання має бути розміщене незалежно від повного чи часткового використання матеріалів. Редакція: Україна, 03124, м. Київ, бульвар Вацлава Гавела, 8

Welcome Back!

Login to your account belowLogin to your account below

Forgotten Password?Forgotten Password?

Retrieve your passwordRetrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.Please enter your username or email address to reset your password.

Log InLog In

Add New PlaylistAdd New Playlist

  • UA
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты

Go to mobile version