• Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Пятница, 27 июня, 2025
  • Логин
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Національний Банк Новин
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика
Главная Экономика

О. Вергелис: «Консерватория покрылась позором,  превратившись в «торговую точку»

Игорь Кнышевский    Игорь Кнышевский
23/09/2018
   Экономика
11 0
0
О. Вергелис: «Консерватория покрылась позором,  превратившись в «торговую точку»
35
VIEWS

О. Вергелис: «Консерватория покрылась позором,  превратившись в «торговую точку»

Осенний старт нового сезона в культурной жизни столицы, да и всей Украины отмечен рядом резонансных «приключений». Это и скандал вокруг Национальной музыкальной академии, и борьба театров за «национальные» статусы, и жесткая критика новых отечественных картин (в частности, премьерной ленты «Таємний щоденник Симона Петлюри»). Своим взглядом на эти и другие темы  с корреспондентом ГолосUA поделился известный театральный критик Олег Вергелис.

— Олег, не слишком ли бурно стартовал новый театральный и вообще культурный сезон в Украине?

— В рядах товарищей согласья нет — в частности, в связи с ситуацией вокруг Киевской Национальной музыкальной академии. Пожалуй, это один из самых громких скандалов уходящего лета и наступающей осени. Но мне меньше всего хочется говорить о скандалах. Пусть о них говорит желтая пресса. История с музакадемией (консерваторией) — это не скандал, а позор. На мой взгляд, подобное неадекватно и недопустимо.

Напомню, что все началось с чехарды вокруг должности и.о. ректора. Прежний ректор (Владимир Рожок) решил отойти от дел. Минкульт назначает и.о. — Максима Тимошенко. Затем, причем мгновенно, пытается от него избавиться, назначив другого человека — Анатолия Бровия.  Тут же следуют удивительные мизансцены с «титушками», ультиматумами в высоких кабинетах, блокированием музакадемии, митингами под Минкультом. В недоумении — студенты, их родители, и, естественно, преподаватели.

— Сегодня нас уже трудно чем-то удивить…

— Безусловно. Но у идеалистов должны быть идеалы. И вот, в частности, мой «идеализм» — престижный музыкальный образовательный центр, каким и является академия, не должен превращаться в «торговую точку», вокруг которой сражаются разного уровня рейдеры и даже приличные люди. И даже популярные оперные певицы.

Увы, случилось именно это. Консерватория покрылась позором. Разумеется, официальные сентябрьские выборы ректора как-то утихомирят страсти, но осадок останется. И он связан с тем, что Минкульт не просчитал возможные последствия своих кадровых реверансов. Надо знать и надо предполагать — чего и от кого ожидать. Особенно сегодня, когда в вихре уличной демократии можно ломать о колено любые, даже здравые, решения министра. Такое время — сложное, забавное, драматическое.

Мне кажется, многие извлекли из этих консерваторских событий некие «уроки». Во всяком случае, министр мгновенно отправил в отставку всех своих внештатных советников, а внутри консерватории вдруг обнаружилась целая россыпь высокопоставленных претендентов на важную корону — на должность ректора. Пусть царствует сильнейший и умнейший.

— Если продолжать разговор о творческом образовании, то, возможно, вы отслеживаете в соцсетях посты на тему фактического разрушения театрального университета им. И. Карпенко-Карого и, в частности, его кинофакультета? Почему много лет подряд возможно подобное?

— Активность этой темы — в соцсетях — действительно заметна. И я благодарен замечательной телеведущей Янине Соколовой, выпускнице «Карпенко», которая неравнодушна к судьбе альма-матер. Она постоянно напоминает власть имущим о бедственном, а то и неадекватном состоянии этого учебного заведения. Я уверен, что она поступает совершенно правильно и разумно. А если молчать, тогда куски штукатурки с потолка будут падать на головы студентов?

Главная беда этого вуза, в который я иногда захожу на студенческие (дипломные) спектакли — абсолютная безответственность руководства, то есть, нежелание решать давно назревшие проблемы.

Когда говорят о каких-то препятствиях на законодательных уровне (а при этом «Карпенко» зарабатывает немало денег на студентах-контрактниках), то всегда же можно вспомнить опыт других вузов, которые постоянно обновляются, находят законным путем ресурсы, средства — для ремонтов, технических переоснащений.

Находят их для того, чтобы в начале ХХІ века позиционировать себя на образовательной территории, а не жить в системе 50-х ХХ века и не истязать студентов преподавателями, которые пишут с ошибками.

Естественно, и у студентов, и у грамотных преподавателей всегда есть надежды на лучшее — на изменения. Однако, помня Ницше, «надежды — это самое большое зло, ибо они и продлевают наши страдания». Поэтому здесь нужны не надежды — а решительность со стороны Минкульта, Кабмина, других органов исполнительной власти, в руках которых судьба и этого учебного заведения, и иных, которые поддаются справедливой критике.

— Из года в год, из сезона в сезон заметно броуновское движение в творческой образовательной сфере. Несметное количество «первых» и «главных» образовательных институций, которые каким-то образом обучают актеров, режиссеров, операторов. Откуда этот бум?

— Если скажу, что в подобном количестве наших новейших образовательных учреждений есть необходимость времени, то совру. Чаще всего — это необходимость в заработке, в обозначении своего места в пространстве нынешнего уже структурированного хаоса.

Да, учебных центров и творческих образовательных институций — много. И их будет еще больше. Покуда платят, до тех пор и будут «учить». Но будут и инфляция, и девальвация. Лучшие останутся, раздутые — сдуются.

Полагаю, произойдет естественный отбор. С другой стороны, если огромному количеству наших людей так хочется учиться на «актера» или «режиссера» — иногда и в загадочных заведениях — это святое право потребителя.

— Если говорить об «инфляции» и «девальвации» в театральной сфере, то возникает и тема азартной погони наших театров за национальными статусами, о чем вы иногда пишите. Откуда такой «зуд»?

— Такая тенденция объяснима. Многие наши театры хотят улучшить свои финансовые и экономические дела, а «национальный» статус автоматически предполагает увеличение финансирования того или иного театра в несколько раз — то ли за счет госбюджета, то ли на уровне местных бюджетов. Я не то чтобы «против», а наоборот, категорически «за», если достойный театр, творческие свершения которого синхронизируется с «Положением» о национальном статусе, именно такой статус и получит. Однако именно таких театров много быть не может. У нас немало талантливых и успешных театральных коллективов, но, увы, лишь единицы сегодня известны за рубежом. И только отдельные «смельчаки» активно пропагандируют украинское сценическое искусство на международном уровне. Причем делают это системно.

Так вот международный уровень и системное утверждение национальных художественных приоритетов в деятельности того или иного театра — ключевые позиции для того, чтобы получить искомый статус. Не юбилеи, не исторические здания, не кассовые сборы. А совершенно иное.

Но, естественно, театры болезненно реагируют на эту тему. Порою доходит даже до истерик… И я даже это могу понять, потому что ценю и отдельные коллективы, и их руководителей. Но, в конце концов, на том или ином «статусе» театр ведь не заканчивается. И не со «статуса» тот или иной театр — начинается. Он начинается и не с вешалки, а с идеи, таланта, творческого озарения, иных известных составляющих, в которые по-прежнему свято верю.

И, естественно, не примите это за сентиментальность, любой театр на Земле начинается — с любви. Куда без нее?! Даже театр Яна Фабра, которого артисты обвинили в «буллизме», тоже зачат в любви. Ведь если не любишь артиста, драматурга и весь этот спорный и порою вздорный сценический мир, то это уже не театр, а каторга. И именно в театре даже жестокая правда — без любви — всегда становится ложью. Поэтому единственное, что и остается — любить. И никаких гвоздей.

— Если перепрыгнуть из театральной ниши в кинематографическую, то почему, на ваш взгляд, столько негатива вокруг новых украинских кинокартин, которые недавно вышли в прокат?

— Понимаю, о чем вы спрашиваете. Есть разные мнения о фильме «Брама», который снял режиссер Владимир Тихий по мотивам пьесы Павла Арье. Есть шквал разгромных рецензий после премьеры фильма «Таємний щоденник Симона Петлюри» режиссера Олеся Янчука. И наверняка в этом нет специальных «технологий» — дескать, кто-то где-то кому-то дал команду «мочить». Это абсурд, я в это никогда не поверю.

Просто есть завышенные ожидания у разных слоев нашей зрительской атмосферы — у праздной публики, у журналистов. Эти завышенные ожидания — по поводу того или иного премьерного кинопроекта — как мне кажется, еще и чистой воды романтизм. Дескать, если новое кино государство столь щедро финансируют — значит, это кино и должно быть всегда прекрасным: назло врагам и на радость друзьям. Но так не бывает. Никогда и нигде. Есть процесс — трудный, спорный. Не всегда блистательно результативный. Не всегда адекватный — в плане необходимости запуска и финансирования тех или иных проектов. Но именно процесс и предполагает — ошибки, сомнения, поражения, удачи.

— Какие фильмы нравятся лично вам?

— Я, например, с интересом смотрел «Браму», но отдавал себе отчет, что это «не мое» кино, поскольку даже на подсознательном уровне являюсь пленником сильной пьесы и хорошего киевского спектакля. И ничего не могу с собой поделать. Вижу в этом фильме определенные достоинства, но вижу также и неиспользованные возможности кинорежиссуры, коль говорим о подлинно благодатном драматургическом материале. Впрочем, автор всегда прав. И если режиссер скажет: «я так вижу», то не нужно с ним спорить.

Относительно критического шквала вокруг «Петлюры», все это ожидаемо и предсказуемо. С одной стороны, много вопросов постановщику. С другой стороны — никогда кинокартина на историческую тематику, да еще если в центре столь сложный персонаж, как Петлюра, не сможет всем угодить, не сможет отразить представление каждого именно об этом историческом деятеле.

В каком-то смысле история с «Петлюрой» — очередной урок и очередное напоминание, что в подходах к столь серьезным темам (тем более, это байопики) всегда важна художественная бескомпромиссность, а также понимание того, в каком времени мы живем и как само это время форматирует представления зрителей «о прекрасном».

— Говоря о старте нового театрального сезона, какие тренды можно спрогнозировать в ближайшем будущем?

— Хочу сказать, в частности, о важности появления в репертуарах отечественных театров новых украинских пьес, если они достойного художественного уровня (и такие пьесы завлитам нужно искать). Напомню, что искусство театра уже в ближайшее время станет и «дороже», и «веселее» — поднимутся цены на билеты (они поднимутся потому, что цены на все поднимаются). Некоторые театры будут отрабатывать экономические показатели — исключительно развлекательным репертуаром, и никуда от этого не денешься. Тем не менее, уже этот сезон четко определяет важный вектор — проектного театра. Уточню, не антрепризного, от которого мало радости, а именно проектного, когда в основе — серьезный драматург, талантливый текст, одаренный режиссер, актуальная тема, негосударственный формат. В частности, этот путь избрала режиссер Тамара Трунова, у которой в запуске два потенциально резонансных проекта — «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит и «Номера» на основе текста Олега Сенцова. Это один из наиболее показательных примеров. Есть и другие, когда, например, муниципальные репертуарные театры уверенно «калькулируют» свои будущие сценические международные проекты, как например, «Золотые ворота», приглашая иностранных режиссеров, отстаивая право на финансирование подобных проектов в структуре Украинского культурного фонда.

— Какие тенденции еще заслуживают внимания?

— Из показательных тенденций стартовавшего сезона, мне кажется, немаловажной — региональная. Имею в виду то, что некоторые региональные театры — на нашем общем театральном поле — становятся все более активными игроками. Это подтверждают и номинации Всеукраинской театральной премии ГРА, где представлен практически весь географический спектр Украины, разные-разные города. За несколько лет стал одним из главных театральных спикеров — Андрей Бакиров из Чернигова. Он и раньше много работал. Но в последнее время к его Театру им. Тараса Шевченко — дополнительное внимание СМИ и коллег. Во многом это благодаря его успешным постановкам по Н. Гоголю, Н. Ворожбит, а на очереди — Мольер. Набирает творческие обороты Одесский украинский театр, который «коллекционирует» талантливых молодых режиссеров, идет на риск в репертуарной политике — и часто побеждает. Не сбавляет обороты и очень популярный Ивано-Франковский театр, в который зрители специально едут из разных городов Украины на те или иные резонансные постановки.

Мне совершенно не хочется идеализировать картину театральной жизни, и она не идеальна. И все мы давно признались себе, что «там», за горизонтом, нас не очень-то и ждут — ведь не всегда здесь есть из чего выбирать.

Однако без разумной медийной поддержки именно лучших творческих начинаний в отечественном театре — вообще ничего не сдвинется и ничего не поменяется. Когда постоянно будем говорить: «Ах, какие мы плохие и бездарные, мы нигде никому не нужны!», то действительно в это и сами поверим, и ничего не изменим, и обломаем крылья тем молодым, кто хотя бы пытается трепыхаться.  Поэтому в театре важен и нужен — разум: поддержка ценностного и перспективного, а также строгий и честный разговор о сомнительном и неталантливом. Конечно, это прописные истины и очевидные рефлексии, но есть то, что есть.

— Вы вспомнили Ивано-Франковский театр. В Сети можно найти немало публикаций о том, что в их спектакле «Модильяни» именно вы, как критик, играете некую драматическую роль — причем в отечественном театре это случилось впервые…

— Не знаю, впервые или не впервые, но, думаю, все-таки впервые. В свое время, как мне говорили, Андрий Жолдак хотел пригласить одного замечательного критика в свой проект… Для меня же приглашение «сыграть» в спектакле режиссера Ростислава Держипильского «Модильяни» было и веселой затеей, и азартным приключением. У меня, видимо, есть некоторые недостатки, но самоирония — не из их числа. Поэтому достаточно самоиронично и трезво отношусь к тому, что делаю в спектакле замечательного театра на западных рубежах родины.

— Так вот что вы там делаете?

— Я там делаю все, что хочу. Уже сыграли семь спектаклей — и режиссер всегда пребывает в напряжении, потому что каждый раз не знает, чего от меня ожидать. А это и было мое условие — каждый раз я на сцене путаю ему карты, каждый раз раскрываю подробности жизни и творчества Модильяни, исходя из своего настроения «здесь и сейчас».

В один вечер я могу говорить о возлюбленных великого художника, а в следующий вечер — о рекордных мировых ценах на его картины. Я могу «изображать» то биографа Модильяни, то  «черного человека», следующего за ним по пятам, то столичного журналиста, вроде случайно ворвавшегося со своими комментариями в мир этой постановки. Могу говорить и об актерах в этом же спектакле, которые играют или плохо, или очень хорошо — и некоторые обижаются.

Но без такой вот нервности и непредсказуемости и сам спектакль будет неполноценен, поскольку его структура предполагает подвижность, изменчивость, парадоксальность, некую «иммерсивность». Я очень благодарен актеру, который играет Модильяни — Алексею Гнатковскому. С первой секунды между нами на сцене мистический контакт. Едва он появляется в больничной каталке, мы одновременно почему-то начинаем плакать. Режиссер никак не управлял нашими эмоциями, но эти эмоции возникают — сами по себе.  На самом деле, жизнь критика «внутри спектакля» — увлекательнейшее путешествие и внутрь себя, и внутрь структуры постановки. Это и новое измерение, в котором мне интересно не существовать, а жить. И я уверен, что жизнь «Модильяни» будет долгой и успешной.

 

По материалам: golos.ua

Репост3Tweet2РепостОтправить
Олександр Красюк та Олександр Усик.
Спорт

Уоррен рассказал, как разрыв с Красюком повлияет на подготовку Усика к реваншу с Дюбуа

26/06/2025
Андрій Ярмоленко.
Спорт

Ярмоленко анонсировал завершение карьеры в «Динамо-Киев»

26/06/2025
Потенційний пенсіонер.
Важное

Юристы рассказали, какие налоги обязаны уплачивать работающие пенсионеры

26/06/2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты
Подписаться на НБН в Telegram Стать блогером на НБН
Национальный Банк Новостей

  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • О портале
  • Редакционная политика

2011-2023. Національний Банк Новин. Використання будь-яких матеріалів, розміщених на сайті, дозволяється за умови посилання на "НБН". Для інтернет-видань обов'язкове пряме, активне, відкрите для пошукових систем гіперпосилання на nbnews.com.ua. Посилання має бути розміщене незалежно від повного чи часткового використання матеріалів. Редакція: Україна, 03124, м. Київ, бульвар Вацлава Гавела, 8

Welcome Back!

Login to your account belowLogin to your account below

Forgotten Password?Forgotten Password?

Retrieve your passwordRetrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.Please enter your username or email address to reset your password.

Log InLog In

Add New PlaylistAdd New Playlist

  • UA
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • В мире
  • Спорт
  • Техно
  • Блоги
  • Еще
    • Культура
    • Отдых
    • Здоровье
    • Разное
  • RU
    • UA
    • RU
Нет результатовНет результатов
Посмотреть все результатыПосмотреть все результаты

Go to mobile version