Нардепы предлагают суду оправдывать тех, кто не нарушал ПДД
Депутаты хотят защитить украинских водителей от уголовной ответственности за ДТП с тяжелыми последствиями, если авария произошла из-за плохой дороги или оттого, что правила дорожного движения (ПДД) нарушил кто-то другой. Сейчас в такой ситуации за решетку может угодить даже невиновный только потому, что он был за рулем. Мнения экспертов разделились: одни полностью поддерживают новый законопроект, другие считают, что и действующие (ПДД) защищают водителя, если их соблюдать.
Как в Европе
Законопроект короткий: он дополняет ст. 286 УК Украины, предлагая освободить водителя от уголовной ответственности (от 3 до 8 лет, плюс лишение водительских прав) за нанесение средних (ушибы, сотрясение мозга) или тяжких (открытые переломы, увечья) телесных повреждений, а также за смерть потерпевшего, если виновный совершил ДТП по причине несоблюдения ПДД другим водителем или пешеходом, а также из-за неудовлетворительного состояния автодорог, улиц, ж/д переездов.
Например: на дороге была яма, автомобиль в нее попал колесом, выехал на встречную полосу и столкнулся с другой машиной, в результате кто-то погиб. Или на дорогу вне обозначенного перехода внезапно выскочил пешеход, который попал под колеса и пострадал. По словам автора законопроекта депутата Игоря Лапина, предлагаемая норма соответствует так называемой норме правовой определенности, действующей в ЕС, по которой ответственность наступает только в случае, если человек что-то нарушил. Для водителя — если он, например, превысил разрешенную скорость движения, проигнорировал требования дорожных знаков или разметки (пешеходный переход) из-за чего произошло ДТП.
«Но в отношении водителей у нас этот принцип не действует, обычно в таких случаях суд признает виновным того, кто был за рулем», — уверен Лапин.
Мнение экспертов
Большинство специалистов по безопасности движения согласны с новшеством.
«Такое предложение есть в законопроекте 5184 «О дорожном движении и его безопасности», поданном в Раду еще в 2016 году,— рассказал нам автоэксперт Владимир Караваев. — Но там есть уточнение: «при наличии доказательств невиновности водителя». То есть только его слов, мол, на дорогу внезапно выбежал неизвестный, спровоцировал ДТП и скрылся, недостаточно. Необходимы, например, запись автомобильного видеорегистратора, видеокамер на улице, показания незаинтересованных свидетелей (прохожих). Возможно также, что потребуется экспертиза. Только в этом случае можно говорить о виновности или невиновности водителя, из-за действий которого произошло ДТП с тяжелыми последствиями».
Юрист: «Это лазейка для «ВИПов»
В то же время автоюристы напоминают, что по статистике, главной причиной аварий на дорогах является скорость. Ичто в ПДД прописана ответственность водителя как человека, управляющего источником повышенной опасности— автомобилем, за выбор безопасной скорости движения, которая позволит вовремя отреагировать на препятствие или внештатную ситуацию, внезапно возникшую на дороге.
«Например, вне населенных пунктов разрешено ехать со скоростью 90 км/ч,— говорит юрист Владимир Столитний.— Но вряд ли безопасна такая скорость ночью на трассе с ямами или при тумане. В городах сейчас можно ехать максимум 50км/ч, но будет разумно снизить скорость, приближаясь к пешеходному переходу, особенно при плохом освещении, чтобы не сбить внезапно появившегося пешехода».
Также Столитний опасается, что принятие закона станет лазейкой для «вип-водителей», которая поможет им избежать ответственности за смертельные ДТП.
Напомним, ранее стало известно, что украинцам грозят штрафы за отсутствие детских кресел в авто.Депутаты Рады предложили ввести наказание за небезопасную перевозку детей в личных машинах, такси и маршрутках.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram
По материалам: Сегодня