Проект Укринформа по случаю столетнего юбилея агентства: «100 лет – 100 новостей»
Семидесятые годы прошлого века были официально провозглашены эпохой «развитого социализма». Позже их назовут «застоем». Десятилетие после подавления Пражской весны и вплоть до начала Афганской войны тянулось в сонливой атмосфере. Общественная жизнь, за исключением партийных съездов и пленумов, замерла. Но культурная (если не выходила за пределы, установленные цензурой) продолжалась. О ней и сообщало в своих новостных лентах РАТАУ.
СОКРОВИЩЕ ТОЛСТОЙ МОГИЛЫ
6 июля 1971 года. Орджоникидзе (ныне Покров), Днепропетровская область. РАТАУ. «З-поміж курганів, що з незапам'ятних часів бовваніють у степах Придніпров'я, ця могила була найбільшою. Молодий київський археолог Б. Мозолевський, який два роки очолює Орджонікідзенську експедицію Інституту археології АН УРСР, за першими ж ознаками встановив, що могила має два поховання: центральне, де поховано царя, і бокове, жіноче… Дивовижна картина відкрилася археологам, коли розчистили дно усипальні. Перед ними лежали останки скіфської цариці, яка жила 2400 років тому. Від голови до ніг вона була вкрита золотими прикрасами… Однак найцікавішою знахідкою була пектораль – місяцеподібна шийна гривна, вагою понад кілограм».
Справочно: курган Толстая могила исследовался еще в начале 1960-х годов. Но тогда раскапывать его не стали, ошибочно сделав вывод, что захоронение не скифское, поэтому значительной ценности не имеет. Только в 1971 году Борис Мозолевский, доказав, что курган все же скифский, начал раскопки. Само открытие было сделано 21 июня. К нему археологическая экспедиция долго готовилась. Курган имел высоту около девяти метров, а диаметр – 60. Погребение царя находилось на глубине около восьми метров под землей. Чтобы добраться до усыпальницы, к раскопкам привлекли профессиональных шахтеров.
Курган был частично разграблен, но все же он таил в себе огромные сокровища. В этой могиле похоронили скифского царя, царицу с ребенком, а возле них – троих слуг. Нашли скелеты лошадей, повозки, дорогую посуду, разнообразную хозяйственную утварь.
Момент, когда была найдена пектораль, Борис Мозолевский зафиксировал так: «Я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно то: вещь была большая и явно лежала на своем первоначальном месте, не сдвинута грабителями. На минуту я оцепенел…» Вес найденного украшения – 1150 г, диаметр – 30,6 см, сделана она из золота 958 пробы. По мнению ученых, пектораль была изготовлена греческими мастерами-торевтами по заказу скифской знати как дипломатический дар во второй четверти IV века до н.е. в ювелирных мастерских Афин или Пантикапея.
Дальше находку отвезли в Киев. Бориса Мозолевского вызвали к тогдашнему руководителю Украины Петру Шелесту, на встрече также присутствовали глава Института археологии Федор Шевченко и президент АН УССР Борис Патон. Было решено украшение оставить в Киеве, а Мозолевского наградить: взять в штат научным сотрудником Института археологии, дать премию в 500 рублей и трехкомнатную квартиру.
«БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ»
4 августа. РАТАУ. «Яскравим оглядом досягнень прогресивного кіномистецтва, творчої дружби майстрів екрана став VII міжнародний кінофестиваль, який щойно закінчив свою роботу в Москві. В ньому взяли участь видатні діячі кіно 70 країн Європи, Азії, Африки й Америки… Найвище визнання здобув фільм студії імені О.П. Довженка «Білий птах з чорною ознакою» (режисер Юрій Іллєнко)».
Фото: dovzhenkocentre.org
Справочно: впервые этот фильм показали на мартовском съезде компартии Украины. После показа поднялся скандал. У фильма были все шансы оказаться на полке на долгие годы. Однако тогдашний руководитель УССР Петр Шелест созвал совещание, куда пригласил самых высоких официальных деятелей кино из Москвы и Киева. В конце концов было решено, «что для жителей других республик фильм будет настоящим открытием». Картину не только отстояли, но и отправили на Московский кинофестиваль. Там «Белая птица…» вызвала фурор среди кинематографистов и стала событием международного масштаба.
Сейчас лента считается одной из жемчужин украинского поэтического кино. Четкий нарратив, безупречная «картинка» (оператор Вилен Калюта) и созвездие актеров – Кадочникова, Миколайчук, Ступка – делают киноисторию о трагической судьбе семьи Звонарей произведением киноискусства. Время только добавляет красоты и неповторимости этой киноленте.
Идея фильма принадлежит Ивану Миколайчуку, сценарий писали вместе — Миколайчук и Ильенко. События фильма происходят на протяжении сложного десятилетия 1937-1947 годов на территории Буковины. За советских времен остроты ленте добавляла и «бандеровская» тематика – один из братьев Звонарей Орест (его великолепно играет Богдан Ступка) становится воином УПА.
«Белую птицу с черной отметиной» купили немало стран, фильм получил различные международные награды: премию «Серебряные сирены» в Соренто (Италия), гран-при «Золотая пектораль шаха Ирана» МКФ в Тегеране, дипломы МКФ в Сан-Франциско, Белграде, Токио, Сиднее, Мельбурне.
(Продолжение следует)
Хроника предыдущих лет: 1918, 1919, 1920-1921, 1922-1923, 1924-1925, 1926-1927, 1928-1929, 1930-1932, 1933-1934, 1936-1937, 1937-1938, 1939, 1940, 1941-1943, 1944, 1945, 1946-1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1953, 1954, 1955-1956, 1957, 1958-1959, 1960, 1961, 1962-1963, 1964, 1965, 1966, 1967-1968, 1970
По материалам: www.ukrinform.ru