Узаконенные льготы на растаможку “евроблях” будут означать смерть украинского автопроизводства. Может именно поэтому законодатели резину тянут?
Проблема автомобилей на европейских номерах после нескольких месяцев затишья снова набирает обороты. В последние дни в СМИ появляются сообщения, которые снова напоминают о необходимости решать проблему, причем как можно быстрее. В частности, 3 мая несколько ресурсов опубликовали новость о нескольких случаях на западных пограничных пунктах, когда машины на “еврономерах” не впустили в Украину. А 4 мая председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина сделала довольно провокационное заявление: “Мы заигрались, когда начали говорить только о необходимости решить проблему и растаможить "евробляхи". Кроме этого, нужно ответить еще на два вопроса: а можем ли мы позволить себе такое растаможивание на будущее и как будем защищать собственный рынок? Я предложила активистам говорить о первых двух частях (растаможка имеющихся машин и правила ввоза их в будущем. — Авт.) только после согласования третьего вопроса. Ведь если оно их не удовлетворит, все остальные договоренности не будут иметь смысла”.
Как расценивать эти слова? Во-первых, бесконечные разговоры о поддержке отечественного автопрома, означают только одно — решение проблемы “евроблях” в очередной раз откладывается. А во-вторых, сочетание проблемы бывших в употреблении и не растаможенных автомобилей в Украине с поддержкой отечественного автопрома заводит всех причастных к ее решению в тупик, ведь компромиссы здесь маловероятны. Поскольку именно многолетняя и бестолковая политика “поддержки” производителя, который за все годы так и не смог предложить украинцам качественный и достойный автомобиль, как раз и спровоцировала появление нового автобизнеса.
Тариэл Васадзе, владелец Запорожского автозавода (ЗАЗ)
Отечественный автопроизводитель: а есть кого поддерживать?
Вдумываясь в заявление госпожи Южаниной, логично спросить, кого она собственно пытается защитить и от чего? Известно, что в Украине всего несколько заводов, производящих легковые автомобили, основной из которых — Запорожский автозавод (ЗАЗ), принадлежащий народному депутату Тариэлу Васадзе. Также в Украине есть компания “Еврокар”, “дочка” немецкого Volkswagen, которая собирает здесь автомобиля “Шкода”. В частности, по сообщению Укравтопрома, в феврале 2018 года ею было собрано около 600 автомобилей.
Словом, автомобильной отрасли в Украине по сути нет, ведь по сравнению с другими странами цифра в 600 машин за месяц, то есть 3-4 тысячи за полгода, — мизерная. Например, по сообщению того же Укравтопрома, Китай за первую половину прошлого года выпустил около 12 миллионов “легковушек”, Япония — чуть больше 4 млн, а Германия — почти 3 млн.
И это при том, что с 1997 по 2008 год в Украине действовали щедрые льготы предприятиям — автопроизводителям согласно закону “О стимулировании производства автомобилей в Украине”. Но воспользоваться льготами смог только корейский автоконцерн Daewoo, который на базе ЗАЗа запустил изготовление в Украине автомобилей моделей Lanos, Nubira и Leganza. После 2008 года морально устаревшие “Ланосы” продолжали производить еще до декабря 2017 года. Когда всем уже стало очевидно, что идея создания украинского бюджетного авто, несмотря на безумные преференции, с треском провалились.
Итак, госпоже Южаниной стоило бы уточнить, каких отечественных автопроизводителей она имела в виду. И, конечно, необходимо было бы конкретизировать ту “помощь”, которую государство снова (!) хочет предоставлять предприятиям автомобильной промышленности.
Проблема “евроблях”, похоже, откладывается на неопределенный срок
Вторая часть заявления касается собственно проблемы “евроблях”. После волны протестов под парламентом в феврале этого года, законодатели пообещали урегулировать вопрос. Но как именно, госпожа Южанина не говорит. Мол, работа над законопроектом идет полным ходом. Как сообщил Укринформу один из основателей организации “АвтоЕвроСила” Олег Ярошевич, как раз сейчас предложенные нормы законопроекта проходят согласования с различными ведомствами, в частности с Министерством финансов и Государственной фискальной службой Украины.
Несколько месяцев назад было предложение решить проблему “евроблях” по молдавскому сценарию и, судя по комментариям сторон, от этого варианта не отказывались. Мы уже объясняли подробно, в чем она заключается. Кратко напомним — вариант предусматривает большую скидку на растаможивание уже ввезенных в страну автомобилей (в Молдове она составила 70%).
Впрочем, пока не известно, на каком размере скидок остановятся наши законодатели. Ведь украинские владельцы “евроблях” настаивают на том, чтобы полностью отменить таможенные пошлины для автомобилей, а их противники (автомобильное лобби в Верховной Раде, защищая интересы отечественных автопроизводителей и автоимпортеров), не могут пойти на такой шаг, мол, а как мы это объясним другим налогоплательщикам?..
Среди других вопросов, которые, по словам Олега Ярошевича, служат камнем преткновения, есть льготы для людей с инвалидностью, имеющих право управлять транспортным средством, и для ветеранов. То есть, сторонники “евроблях” хотят прописать в законе процедуру, при которой лицо, принадлежащее к тех категорий, имело бы право на одну бесплатную растаможку автомобиля из Европы.
Впрочем, позиции сторон до сих пор не согласованы. “Представители Тариела Васадзе и приближенные к нему псевдо-эксперты снова давят на профильный Комитет, продавливая конкретные бизнес-интересы. Наша позиция такова: отечественная автопромышленность должна быть, но за счет здоровой конкуренции на рынке, а не за счет протекций, на которых только отмываются миллионы, — заявляет активист. — Мы уже имели опыт Запорожского автозавода, который годами в разном виде получал финансовую помощь от государства, но так и не был модернизирован. За эти деньги только обогащались владельцы автопредприятий, в первую очередь Тариэл Васадзе, Дмитрий Святаш (владелец корпорации АИС, которая занимается перепродажей подержанных автомобилей, зарегистрированных в Украине, и импортом иномарок. — Авт.). Парламент должен обратить свое внимание на практику развитых стран и их законодательства, а не защищать отечественные “автохимеры”. Предлагаемый нами закон даст возможность рядовому украинцу владеть качественным и дешевым автомобилем, что приведет к экономическому и социальному развитию”, — считает Олег Ярошевич.
Другими словами, на кону большие деньги и большая социальная проблема. Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики оказался в довольно неловком положении — как избежать столкновения интересов “евробляхеров” и владельцев предприятий украинского автопрома? Олег Ярошевич надеется, что Нине Южаниной это удастся. Но нужно понимать, что владельцы автокомпаний будут “биться” не на жизнь, а на смерть. Шум этой борьбы уже слышен в неосторожных депутатских заявлениях…
Николай Романюк, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru