В полет без опаски: “возраст” украинского авиапарка вполне это позволяет!

Общество
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В полет без опаски: “возраст” украинского авиапарка вполне это позволяет!

Авиапарк Украины не последний, это правда, но и не худший среди других. А технические неполадки со всеми случаются

Разгар туристического летнего сезона. Украинцы в дорожном ажиотаже – билеты, чемоданы, гардероб… А еще тревоги, нервы и фобии. Наверное самые большие волнения вызывают путешествия авиатранспортом. В том числе, из-за опаски за надежность отечественных воздушных судов. И хотя серьезных ЧП с украинским воздушным флотом за все время независимости не случалось (тьфу-тьфу!), все же стереотип об обветшании авиапарка в Украине достаточно живуч в сознании. Опираясь на данные Государственного реестра гражданских воздушных судов, а также на оценку авиационных экспертов, Укринформ развеивает опасения. Наш вывод: украинские самолеты по своему техническому состоянию ничем не уступают, а иногда даже лучше, чем их европейские “коллеги”. Поэтому можем лететь без опаски!

На краю летной полосы

Недавние случаи поломок самолетов украинских авиаперевозчиков несколько подбросили дров в костер аэрофобии. 14 июня, когда Киев внезапно накрыло ненастьем — сильной грозой со шквальным ветром, в Международном аэропорту "Киев" имени Сикорского (Жуляны) произошел досадный инцидент. Рейс 4406 Анталия-Киев авиакомпании Bravo при посадке выкатился за пределы летной полосы, шасси не выдержали, и самолет сел брюхом на газон. Никто не пострадал. Но можно понять пассажиров, которые не сдерживали эмоций, рассказывая об ужасах “авиакатастрофы” в социальных сетях и на форумах авиаперевозчика. Мол, самолет был настолько старый и неисправный, что, мог развалиться еще в воздухе.

В полет без опаски: “возраст” украинского авиапарка вполне это позволяет!
Аварийная посадка рейса 4406 Анталия-Киев UR-CPR авиакомпании Bravo (14 июня 2018 года)

Несколькии днями позже в неприятную ситуацию попали клиенты авиаперевозчиках YanAir и AzurAir. Рейсы в Барселону, Анталию и Тбилиси задержали на несколько часов из-за технической неисправности самолетов. Пассажирам пришлось ждать ремонта судов более 12 часов, потеряв при этом день оплаченного отдыха и кучу нервов “полетит-не полетит”.

Не вдаваясь в причины технических неисправностей в этих конкретных случаях (ответ должны дать соответствующие службы), мы попытались выяснить в целом, насколько приемлемо техническое состояние украинского воздушного флота. В самом ли деле оно вызывает серьезную тревогу?

По словам авиационного эксперта, кандидата технических наук, преподавателя Национального авиационного университета (НАУ) Богдана Долинце, в Украине на сегодня около 1000 зарегистрированных воздушных судов эксплуатируются авиаперевозчиками. Средний возраст всех судов – 25 лет. Возраст отдельно пассажирских самолетов, которых около сотни – 16 лет. “Для авиации это не очень большой возраст, но все же он влияет на стоимость обслуживания и частоту поломок самолетов”, — говорит авиационный эксперт.

Проанализировав информацию реестра гражданских воздушных судов Украины по 12 отечественным авиакомпаниям, мы выяснили, что младшему самолету с украинской регистрацией чуть больше месяца (Boeing 737-800 UR-UID, принадлежит “МАУ” – 2018 года), самому старшему – 52 года (Ан-12Б UR-11819 компании “Мотор Сич” 1966 года).

Далее — по порядку.

1. МАУ

Всего в авиакомпании МАУ (крупнейшая в Украине) — 45 самолетов. Самыми новыми авиалайнерами считаются Boeing 737-800 (UR-UIB, UR-UIC, UR-UID) 2018 года производства, а старейшими — Boeing 737-500 UR-GAW и Boeing 767-300 UR-GEA (обоим по 27 лет).

2. Роза Ветров

Выполняя чартерные рейсы, “Роза Ветров” летает на 15 самолетах. Самому младшему авиалайнеру Hawker 800XP/850XP UR-WRS 11 лет, самому старшему Airbus A320 UR-WRM 22 года.

3. УРГА

В распоряжении украинской авиакомпании “УРГА” (Air Urga) 14 самолетов, как отечественного производства “Антонов”, так и американского и шведского – Cessna и Boeing. Самому младшему (Cessna 172R UR-ELY) 20 лет, а самому старому (Ан-26-100 UR-ELR) – 38.

4. Azur Air Ukraine

Чартерная компания Azur Air Ukraine (ранее “ЮтЭйр Украина”) летает на трех Boeing, средний возраст которых 16 лет. Boeing 767-300 UR-AZC и Boeing 737-800 UR-UTQ – выпущены в 1991 и в 2003 годах соответственно, Boeing 737-900ER UR-AZB – в 2007 году, и он самый молодой самолет в парке авиакомпании.

5. AtlasJet Ukraine

Авиакомпания AtlasJet Ukraine (позиционирует себя также как AtlasGlobal) имеет в своем парке Airbus A320-214 UR-AJD 2000 года выпуска и Airbus 320-232 UR-AJC – 2001-го.

6. Хорс

В украинском реестре за компанией значатся 8 самолетов. Старейший — Boeing 737-300 UR-COK (1997 год), а молодые — Airbus A321-211 UR-CPH и Airbus A321-211 UR-CPM (оба 2006 года).

7. UM Air (Украинско-средиземноморские авиалинии)

Средний возраст самолетов авиакомпании UM Air – их два – скоро перевалит за “тридцатку”. Оба лайнера MD-82 (UR-CHW и UR-CJZ) выпущены в 1989 году.

8. Браво (Bravo)

За авиакомпанией "Браво" в реестре значатся 5 самолетов 1990-1999 годов выпуска со средним возрастом 26,2 года. Самому старому борту (Boeing 737-500 UR-CNE) 28 лет, а младшему (Boeing 737-300 UR-CQW) — 19.

9. Буковина

В украинском реестре находятся 6 самолетов: один Boeing 737-500 UR-CQS (1998 год) и пять McDonnell Douglas модели MD-82 (19881999 годов).

10. ГАП “Украина”

В распоряжении Государственного авиационного предприятия “Украина”, осуществляющего воздушные перевозки специальными рейсами высших должностных лиц и официальных делегаций Украины и других государств в Украине и за ее пределами, есть 4 самолета: три "Антонова" и один Аэробус. Самый молодой – Ан-148-100В UR-UKR. Ему только 7 лет. Соответственно самый старший – 17-летний Ан-74ТК-300Д UR-AWB.

11. Мотор Сич

Парк авиакомпании “Мотор Сич” — это 9 самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-140, Ан-74 и Як-40 (без вертолетов Ми-2). Самый старый борт — Ан-12 UR-11819 1966 года выпуска, самый молодой — Ан-140 UR-14005 2003 года выпуска.

12. СкайАп (SkyUp)

Авиакомпания “СкайАп” — это самая молодая на сегодня национальная лоукост-компания, которая вышла на авиарынок этого года. Сейчас флот компании состоит из трех самолетов: двух 5-летних Boeing 737 Next Generation и одного Airbus A330. Вскоре пополнят авиапарк Boeing 737-700NG 2002 года выпуска, а также несколько самолетов украинского производства “Антонов” для внутренних рейсов.

В полет без опаски: “возраст” украинского авиапарка вполне это позволяет!
5-летний Boeing 737 украинской лоукост-компании SkyUp

Не молодые, но и стабильно не старые

Таким образом, из вышесказанного можем сделать вывод, что самым молодым флотом в Украине оперируют авиакомпании “СкайАп”, “Украина” и МАУ. Самый молодой парк у МАУ – чуть больше 12 лет. Что приблизительно равно среднему возрасту флота европейских грандов – Lufthansa, KLM/AirFrance, SAS. И даже несколько лучше выглядит, чем авиапарк наших соседей, таким как – белорусская авиакомпания “Белавиа” (15,8 лет) и молдавская Air Moldova (15,5 лет).

По словам директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, сейчас из коммерческих авиакомпаний в Украине только МАУ способна получать новые самолеты прямо с завода. Раньше так же свой парк пополняли два авиаперевозчика – дочки крупных иностранных авиакомпании – ЮТ Эйр и WizzAir. К сожалению, во время кризиса последняя закрыла украинскую дочернюю авиакомпанию, а ЮТ Эйр фактически сменил владельца и переродился в AzurAir Ukraine, отказался от регулярных рейсов и вывел из флота новые региональные воздушные судна ATR 42/72.

“В целом флот украинских авиакомпаний имеет тенденцию если не к омоложению, то к стабильному “не старению”. И у этого есть по крайней мере один фактор, который не зависит от украинской стороны – это жесткие требования к возрасту самолетов, выдвинутые авиационными властями ряда ближневосточных государств. В частности, Иран, где можно часто встретить самолеты украинских авиакомпаний, летающие по "мокрому лизингу" (аренда вместе с экипажем), с недавних пор не позволяет принимать воздушные суда старше 20 лет. Поэтому такие авиакомпании как Хорс, Дарт, Браво, Буковина, УМ-Эйр и некоторые другие – все, кто тесно завязан в этом бизнесе, ограничены в выборе подержанных машин и вынуждены искать возможность переходить на более новые ВС или перепрофилировать их на работу с украинской провинцией. Благо неприхотливые MD-83/84 легче переносят давно не реконструированные взлетно-посадочные полосы в условном Ровно, чем Boing или Airbus”, – объясняет Александр Ланецкий.

В полет без опаски: “возраст” украинского авиапарка вполне это позволяет!
52-летний Ан-12Б UR-11819 компании “Мотор Сич” (1966 года выпуска)

Безопасно ли пользоваться самолетами-долгожителями?

По словам Богдана Долинце, волноваться нужно только тогда, когда возраст самолета ощутимо перевалил за “тридцатку”. Хотя даже окончание срока эксплуатации не является чем-то страшным. Завершение проектного срока лишь сигнализирует авиакомпаниям, что вероятность выхода из строя какого-либо механизма возрастает.

“У большинства современных самолетов жизненный цикл не привязан к конкретному сроку эксплуатации, а зависит от того, как он эксплуатировался и обслуживался. По достижении определенного срока для каждого его элемента, эти элементы просто заменяются. Это касается всех частей самолета, даже таких крупных как консоли крыла, двигатели, различные технические системы”, — говорит Богдан Долинце. Старые самолеты, которым 30 и более лет, становятся дорогими в эксплуатации и нерентабельными, поскольку необходимо чаще заменять детали и ремонтировать системы. Поэтому такие самолеты часто переоборудуют в грузовые и продолжают использовать, или же они становятся “донорами” деталей и частей для других самолетов.

То есть, даже далеко не новый самолет, при условии правильного и своевременного ухода и ремонта, по уровню безопасности абсолютно ничем не уступает новым крылатым машинам, которые только что выкатились из заводского ангара.

Долинце: “С точки зрения авиационной безопасности все самолеты независимо от возраста должны отвечать заданным требованиям (международным стандартам ICAO, EASA и т. д.). Все самолеты перед полетом проходят проверку систем персоналом по обслуживанию самолетов, государственными инспекторами по авиационной безопасности, а уже перед самым полетом финальное решение принимает еще и пилот самолета. Поэтому, с точки зрения безопасности для пассажиров на самом деле все равно, самолет только с завода, или он уже ранее эксплуатировался. Его уровень авиабезопасности перед полетом все равно контролируется соответствующими службами. И поэтому вероятность сбоя или поломки систем чрезвычайно мала”.

Мирослав Ліскович, Киев

По материалам: www.ukrinform.ru


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
загрузка...

Добавить комментарий